Расставьте формы мировоззрения в хронологическом порядке
а) философское б) мифологическое в) религиозное
2. В основе религиозной картины мира лежит принцип...
а)независимости жизни человека от воли Творца б) креационизма
в) опоры на научное знание г) веры в бесконечный прогресс человеческого общества
3. В основе философии лежит(-ат)...
а) признание многообразия мира б) вопрос об отношении мышления к бытию
в) размышления философов г) осмысление научных открытий
4. Самой ранней мировой религией является...
а) христианство б) иудаизм в) ислам г) буддизм
5. Характерной чертой мифологической картины мира является(-ются)...
а) стремление познать причинно-следственные связи между явлениями
б) теоретический характер познания
в) перенос основных черт человеческого рода на мироздание
г) философские размышления
6. Философия отличается от религии тем, что она...
а) вырабатывает определенную систему ценностей
б) является теоретической формой освоения мира человеком
в) исследует проблему смысла жизни человека
г) является формой мировоззрения
7. Важной функцией мифа являлось...
а) формирование научной картины мира
б) закрепление сложившихся в обществе традиций и норм
в) развитие образования г) опытное познание мира
8. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе...
а) данных научных исследований б) мифологических представлений
в) философских идей г) священного писания
9. Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть...
а) религия б) искусство в) мифология г) философия
10. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется ...
а) гипотезой б) парадигмой в) картиной мира г) теорией
11. Монотеистической религией не является…
а) буддизм б) иудаизм в) христианство г) ислам
Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют …
а) картину мира б) мировоззрение в) теорию г) концепцию
12. Верным суждением относительно связи философии и мировоззрения является следующее …
а) «философия и мировоззрение существуют независимо друг от друга»
б) «философия и мировоззрение – это одно и то же»
в) «философия – это тип мировоззрения» г) «философия шире мировоззрения»
Семинар №3: «Основные направления, школы философии и этапы исторического развития»
План
- Становление философии.
- Основные направления, школы философии.
- Этапы исторического развития.
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте исторические условия возникновения философии в Древней Греции
2. В чем заключается проблема первоначала в учениях Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра?
3. В чем суть античного антропоцентризма?
4. Выявите особенности античной философии: космоцентризм, целостность, универсальность
5. Раскройте особенности средневековой философии
6. Объясните основные принципы средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм.
7. В чем суть патристики и схоластики?
8. Философия Возрождения: основные черты и направления (антропоцентризм, гуманизм, проблема человеческой индивидуальности, пантеизм).
9. Как повлияли идеи Просвещения на развитие общества?
10. Охарактеризуйте особенности немецкой классической философии и ее влияние на последующую философскую мысль
11. Раскройте особенности русской философии, ее религиозный характер.
12. Спор западников и славянофилов, его место и значение.
13. Дайте общую характеристику современной философии.
Семинар № 3.1
Тема 2: Античная философия
Досократики. Возникновение и эволюция идеи первоначала.
Основные понятия: апейрон, атом, диалектика, натурфилософия, первоначало, архе, природа с т.зр. древнегреческой философии, гилозоизм, пантеизм, диалектика.
Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Левкипп
План
1. Досократики. Возникновение и эволюция идеи первоначала.
1.1 Милетская школа и ее особенности
1.2 Взгляды представителей Милетской школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена)
1.3Гераклит Эфесский
1.4Атомисты ( Демокрит, Левкипп)
Литература
- Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: .Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.67-71.
- Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс[Текст] : Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – С.21-22,24-28.
- Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- С.85.
- Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.-с.25-27,30-31, 43-46.
- Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.56-57.