Руководство к изучаемому курсу «Философия»
Руководство к изучаемому курсу «Философия»
Целью изучения философии является усвоение знаний, необходимых для формирования мировоззрения и творческого мышления.
Требования к знаниям и умениям студента. Студент должен:
· иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мироздания;
· знать предельно общие объективные условия существования человека и положения его в мире;
· понимать законы существования и развития сознания, мышления, познавательной деятельности;
· уметь использовать современные научные методы для решения задач, имеющих естественно-научное и социально-гуманитарное содержание;
· знать условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;
· иметь представление о взаимосвязи конкретных профессиональных и социальных действий с высшими гуманитарными ценностями;
· уметь логически правильно строить письменную и устную речь.
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит все материалы, необходимые для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения по усвоению вузовского курса философии.
Студентам необходимо ознакомиться с тематическим планом, чтобы иметь представление о курсе в целом, о лекционной и семинарской частях его объёма.
Тематический план
Тема | Лекция (количество часов) | Семинар (количество часов) |
1. Введение в философию. Философия, круг её проблем | ||
2. Исторические типы философии | ||
3. Основные проблемы философии. Бытие | ||
4. Человек | ||
5. Сознание | ||
6. Познание | ||
7. Научное познание | ||
8. Общество | ||
9. Личность | ||
10. Культура и цивилизация |
Самостоятельная работа студента
включает в себя следующее:
· Работа над лекционным курсом,
· Подготовка к семинарским занятиям,
· Чтение философской литературы
Список рекомендуемых учебников и учебных пособий
Учебники ко всему курсу
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов.- М.,1999.
Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн. вузов.- М.,2000.
Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб., 2002.
Канке В.А. Философия.-М.,1998.
Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник/под ред. И.Н.Сиренко. – М., Серебряные нити,1998.
Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 1998.
Философия:учебник/ под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. – М.,1997.
Философия:учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000.
К разделу 1 «История философии»
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов.- М.,1999.
Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн. вузов.- М.,2000.
Зеньковский В.В.История русской философии. – Л., 1991.
Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб., 2002.
Канке В.А. Философия.-М.,1998.
Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник/под ред. И.Н.Сиренко. – М., Серебряные нити. – М.,1998.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 1998.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков.-М., 1984.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: учебник для вузов. –М., 1999.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.-М., 1986.
Хрестоматии
Антология мировой философии: Др. Восток. – М.,Минск, 2001.
Антология мировой философии: Античность. - М.,Минск, 2001.
Антология мировой философии: Возрождение. - М.,Минск, 2001.
Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.,1997.
Глядков В.А. Философский практикум -М.,1994. - Вып. 1-3.
Мир философии: Книга для чтения - в 2-х ч. -М., 1991.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов н/Д: Феникс,1995.
Феномен человека: Антология. - М., 1993
Хрестоматия по философии: учебное пособие для высших учебных заведений - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 544 с.
Словари
Блинников Л.В. Краткий словарь философов.- М.,1994.
Всемирная энциклопедия: Философия /Под ред. А.Грицанова – М.: Аст, Минск – 2001.
Краткий философский словарь/ Под ред.А.П.Алексеева.- М.,2001.
Русская философия. Словарь. – М.,1995.
Современная западная философия.-М.,1991.
Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов на/Д., 1995.
Современный философский словарь/ под ред. В.Е.Кемерова.-М., Бишкек, Екатеринбург, 1996.
Философский словарь/ под ред. И.Т.Фролова.-М.,1991.
Философский энциклопедический словарь/ под ред. С.С.Аверинцева и др. -М.,1989 и др. изд.
Философский энциклопедический словарь/ под ред. Е.Ф.Губского, Г.В. Кораблёва, В.А.Лутченко. -М., 1997.
Планы семинарских занятий
При подготовке к семинарскому занятию следует прежде всего прочитать текст лекций и ознакомиться с проблематикой семинара. Наиболее продуктивной работа на семинаре будет только тогда, когда все студенты придут хорошо подготовленными. А это означает, что каждый студент в конспективной форме изучает все вопросы семинара. Традиционная форма работы, когда часть вопросов разбирается отдельными студентами, не позволяет глубоко вникнуть в суть обсуждаемых проблем, так как фрагментарность полученного знания не даёт панорамного видения темы.
Античная философия
1. Представления о человеке и мире в древнегреческой мифологии.
2. Досократовские школы:
· милетская,
· пифагорейская,
· элейская,
· атомистическая.
3. Софисты и Сократ.
4. Философия Платона.
5. Философия Аристотеля.
6. Школы эпохи эллинизма:
· скептицизм,
· эпикуреизм,
· стоицизм,
· неоплатонизм.
Список литературы
Хрестоматии
Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. - М., 1997. - С.26-47.
Антология мировой философии: Античность. - М.,Минск, 2001.
Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. - Ч.1.С.23-56.
Хрестоматия по философии. Ростов на/Д, 1999. С.5-81.
Учебники
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. – М.,1999. - С.89-110.
Асмус В.П. Античная философия – М., изд-во «Высшая школа», 2001.
История философии в кратком изложении. С.66-196.
История философии/под ред. В.М.Мапельмана и Е.М.Пенькова. – М.,1997.
История философии: Запад – Россия – Восток/под ред. Н.В.Мотрошиловой: в 4 т. – М., 1994 – 1999.
Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. Ростов на /Д. 2001.
Краткая история философии/под ред. В.Г.Голобокова – М., 1997.
Философия:Учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000. - С.37-47.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: учебник для вузов. – М., 1999. - С.174-450.
Философия эпохи Возрождения
1. Основные черты эпохи Возрождения.
2. Итальянские гуманисты XIV – XV веков (Ф.Петрарка, Л.Валла, Пико делла Мирандолла).
3. Становление естествознания. Философские взгляды Н.Кузанского. Натурфилософия Дж.Бруно.
4. Социально-философские идеи Н.Макиавелли.
Список литературы
Хрестоматии
Антология мировой философии: Возрождение. - М.,Минск, 2001.
Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1997. - С.57-82.
Хрестоматия по философии. Ростов н/Дону,1999. - С.137-173.
Учебники
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. – М.,1999. - С.123-133.
Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб.,2002.
Канке В.А. Философия.-М.,1998.
Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 1998. С.105-113.
Философия:Учебник для вузов/ Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000. С.56-63.
Дополнительная литература
Гайденко П.П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей. //Вопросы философии. - 2002. - №7. - С. 131-143.
Современная философия
1. Философия жизни:
· В.Дильтей,
· О.Шпенглер,
· А.Бергсон,
· Х.Ортега-и-Гассет.
2. Аналитическая философия:
· Д.Э.Мур,
· Б.Рассел,
· Л.Витгенштейн.
3. Психоанализ и философия:
· З.Фрейд,
· К.Г.Юнг,
· Г.Маркузе,
· Э.Фромм.
4. Экзистенциализм:
· К.Ясперс,
· М.Хайдеггер,
· Г.Марсель,
· Ж.П.Сартр,
· А.Камю,
· М. де Унамуно.
Список литературы
Хрестоматии
Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.,1997.
Хрестоматия по философии: учебное пособие для высших учебных заведений - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – С.375-459.
Учебники
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов.- М.,1999. – С.166-188.
Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб., 2002.
Канке В.А. Философия.-М.,1998.
Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник/под ред. И.Н.Сиренко. – М., Серебряные нити. – М.,1998. - С.426-487.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 1998. – С.167-235.
Словари
Современная западная философия.-М.,1991.
Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов на/Д., 1995.
Cеминар №6. Бытие
1. Основные категории онтологии (бытие и ничто; бытие и развитие; сущность и существование).
2. Категория «материя». Материя, движение, пространство и время.
3. Неисчерпаемость материи. Современные представления
о системной организации материи.
Список литературы
Хрестоматии
Мир философии: Книга для чтения.Ч.1.С.184-249.
Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.,1997.
Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов на/Д., 1999. - С.279-295.
Учебники
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов.- М.,1999. – С.420-560.
Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн. вузов.- М.,2000. – С.78-127.
Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб., 2002.
Канке В.А. Философия.-М.,1998.
Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник/под ред. И.Н.Сиренко. – М., Серебряные нити,1998. – С. 164-237.
Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 1998.- С.242-285.
Философия:учебник/ под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. – М.,1997.
Философия:учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000. – С.125-162.
Человек
1. Проблема происхождения человека: основные концепции.
2. Природное и социальное в человеке.
3. Проблема смысла жизни в истории философии.
4. Временное и вечное в бытии человека.
Список литературы
Хрестоматии
Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.,1997.
Мир философии: Книга для чтения. – М.,1991. - Ч.2. - С.8-138.
Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов на /Д., 1995. - С.295-342.
Феномен человека: антология. - М., 1993.
Учебники
Ермакова Е.Е. Философия: учеб. для техн. вузов.- М.,2000. С.158-198.
Канке В.А. Философия.-М.,1998.
Миголатьев А.А. Философия человека: некоторые проблемы теории
и методологии: учеб. пособие. – М., 1996.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 1998. – С.336-364.
Философия:учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. С.212-240.
Дополнительная литература
Многомерный образ человека: комплексное междисциплинарное исследование человека. М., Наука,2001. - С.57-122.
О человеческом в человеке/под общ. ред. И.Т.Фролова. – М., 1991.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.,1997.
Cеминар № 7. Сознание
1. Проблема сознания в философии и науке. Специфика бытия духа.
2. Происхождение сознания. Сознание: деятельность, мышление, язык.
3. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Свойства сознания.
Список литературы
Хрестоматии
Мир философии: книга для чтения. – М.,1991. - Ч.1.С.421-478.
Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов на /д., 1995. - С.412-458.
Учебники
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. – М., 1999. - С.254-283.
Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб.,2002.
Канке В.А. Философия.-М.,1998.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 1998. - С.368-414.
Философия:Учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000. - С.162-212.
Дополнительная литература
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.
Cеминар №9. Общество
1. Общество как специфический объект познания. Философские концепции общества.
2. Общество как система. Основные виды человеческой деятельности и сферы общественной жизни.
3. Взаимодействие общества и природы..
4. Развитие общества. Движущие силы и субъекты общественно-исторического процесса.
Список литературы
Хрестоматии
Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Ч.2. – С.407-463.
Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов на/Д.,1995. – С.342-383.
Учебники
Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2000. –С.23-216, С.351-392.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.
Ермакова Е.Е. Философия: учеб. для техн. вузов. – М.,2000. – С.198-240.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1998. – С.57-227.
Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997. – С.94-117.
Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 1998. – С. 522-790.
Философия:Учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д., 2000. – С.305-343.
Cеминар №10. Личность
1. Человек. Индивид. Личность.
2. Структура личности.
3. Личность и общество. Социализация и отчуждение личности.
Свобода и ответственность личности.
4. Исторические и социальные типы личности.
Список литературы
Хрестоматии
Мир философии: книга для чтения. –М.,1991. – Ч.2. – С.232-287.
Учебники
Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2000. – С.428-492.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1998. – С.246-265.
Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 1998. – С. 522-790.
Философия:Учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. Ростов на/Д., 2000. – С.263-305.
Дополнительная литература
Миголатьев А.А. Философия человека: некоторые проблемы теории
и методологии: учеб. пособие. – М., 1996.
Многомерный образ человека: комплексное междисциплинарное исследование человека. М., Наука. – 2001.
О человеческом в человеке/под общ. ред. И.Т.Фролова. – М., 1991.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.,1997.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.
Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М.,1991.
Вопросы к экзамену
- Мировоззрение, компоненты мировоззрения.
- Исторические типы мировоззрения.
- Специфика философского знания. Круг проблем философии.
- Материализм и идеализм в античной философии.
- Античная философия и становление христианского мировоззрения.
- Основные проблемы философии средних веков. Спор об универсалиях
- Натурфилософия эпохи Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Философия ХХ века.
- Проблема бытия в философии. Сферы бытия.
- Категория субстанции.
- Категория материи. Современные представления о системной организации материи.
- Материя, движение, пространство и время.
- Сознание: природа, свойства, структура.
- Сознание и бессознательное.
- Познание: границы и возможности. Проблема познаваемости мира.
- Единство чувственного и рационального в познании.
- Проблема истины в философии и науке. Концепции истины.
- Практика и истина. Виды практики. Истина и заблуждение.
- Научное познание: специфика, структура, формы и методы.
- Общество: основные концепции развития.
- Общество как система: сферы, структура.
- Типы обществ. Типология социальных групп.
- Формы общественного сознания.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Человек. Проблема смысла жизни человека.
- Личность. Структура личности. Свобода и ответственность личности.
- Культура. Функции культуры.
- Культура и цивилизация.
- Картина мира в науке, религии, искусстве.
- Техника и технология. Специфика инженерной деятельности.
- Глобальные проблемы современной цивилизации.
Руководство к изучаемому курсу «Философия»
Целью изучения философии является усвоение знаний, необходимых для формирования мировоззрения и творческого мышления.
Требования к знаниям и умениям студента. Студент должен:
· иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мироздания;
· знать предельно общие объективные условия существования человека и положения его в мире;
· понимать законы существования и развития сознания, мышления, познавательной деятельности;
· уметь использовать современные научные методы для решения задач, имеющих естественно-научное и социально-гуманитарное содержание;
· знать условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;
· иметь представление о взаимосвязи конкретных профессиональных и социальных действий с высшими гуманитарными ценностями;
· уметь логически правильно строить письменную и устную речь.
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит все материалы, необходимые для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения по усвоению вузовского курса философии.
Студентам необходимо ознакомиться с тематическим планом, чтобы иметь представление о курсе в целом, о лекционной и семинарской частях его объёма.
Тематический план
Тема | Лекция (количество часов) | Семинар (количество часов) |
1. Введение в философию. Философия, круг её проблем | ||
2. Исторические типы философии | ||
3. Основные проблемы философии. Бытие | ||
4. Человек | ||
5. Сознание | ||
6. Познание | ||
7. Научное познание | ||
8. Общество | ||
9. Личность | ||
10. Культура и цивилизация |
Самостоятельная работа студента
включает в себя следующее:
· Работа над лекционным курсом,
· Подготовка к семинарским занятиям,
· Чтение философской литературы