Социокультурные модусы человеческого бытия
· Истинное «Я» - в обществе, оно задает шкалу единых культурных ценностей, но и определяет степень уникальности каждой отдельной личности
· Социокультурная детерминация личности может быть рассмотрена в трех основных аспектах: генетическом, функциональном и телеологическом. Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности, функциональные описывают основные формы жизнедеятельности человека, а телеологические его исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования.
· Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной социальной среде. Роль родителей большая. З. Фрейд считал, что в феномене «Я-идеального», составляющего ядро человеческого характера и сознания, всегда воспроизводятся устойчивые характеристики отца или матери как первых объектов любви и соперничества.
· Образование - это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению.
· Образование включает в свою структуру не только познавательно-информационные, но и социально-институциональные моменты (универы, школы) + отношения с учителем. Проблема образования в информационном обществе.
· Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре это деятельность и коммуникация. Деятельность – это способность к активному преобразованию действительности. Коммуникация – обмен инф.
· Труд (Маркс): субъект, объект труда, цель, средства, предмет… Первобытность – огонь как гарант мощи и защиты. Традиционное общество – тягловая сила животных. Позже возникновение образа «человека-машины», а постиндустриальная культура явно симпатизирует «человеку-компьютеру».
· Творчество это вид деятельности, связанный с созданием принципиально новых культурных феноменов и ценностей. В нем проявляется инд. опыт создателя. Массовая / элитарная культура. Маклюэн: «глобальная деревня».
· Коммуникация.Изобретение печатного станка – революция. Сейчас – видеокоммуникация, автономизация личности, тиражирование и омассовление – новый тип человеческой причастности к обществу.
· Общениеэто процесс межличностной коммуникации, ориенти-рованный на понимание. Диалог – наиболее лучшее средство для репрезентации и соц. адаптации. «Другой» есть призма, через которую реальность воспринимается по-иному.
· феномена «массового человека». Его исходными характеристиками являются как унифицированность и стандартизированность мышления и существования, так и принципиальная автономность, экзистенциальная изолированность от Другого. Ситуация «смерти человека», провозглашенная постмодерном, чревата не только «смертью бога», но и угрозой для существования природного и культурного миров.
Понятие науки
· Наука это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.
· В структуру деятельности включаются также ее результат, как опредмеченная цель.
· Результатом научного познания является научное знание. В зависимости от уровня научного познания (эмпирического или теоретического) знание может быть представлено в различных формах: факт - знание о том, что то или иное событие (явление) действительно состоялось (имело место в опред культур простр).
· Теория - такая форма научного знания, которая представляет собой непротиворечивую систему идей, раскрывающую сущностные и закономерные связи действительности, на основе которой осуществляется объяснение и предвидение
· Научное знание выступает как развивающаяся система. В качестве механизмов возникновения и динамики нового знания могут быть выделены внутридисциплинарные и междисциплинарные.
· Наука это феномен культуры, и она предстает как явление социальное
· Институализация науки связана с появлением системы учреждений, научных сообществ, внутри которых существуют различные формы коммуникации, утверждаются этические правила и нормы, регулирующие научный поиск.
· Традиц. цив-ции – нету предпосылок для формир науки. Греция – есть: дискуссии, мнения, геометрия Евклида. 16-17 в – становление теоретического естествознания.
· 17 век – первые сообщ-ва учёных. XX в - оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности, происходит соединение науки и образования. Середина 20в - Наука все более напоминает большое производство, создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование.
· Взаимоотношение науки как социального института и общества имеет двухсторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества, давая ему то, что полезно и необходимо для его прогрессивного развития.
· Современная наука сохраняет свою дисциплинарную организацию. Но все чаще объекты, которые она исследует, обретают комплексный характер. Стык естественных и технических наук.
· Особенности научного познания во многом обусловлены целями. Цель – истинное знание, стремление выявить устойчивые, повторяющиеся связи, сформулировать законы.
· В качестве средств исследования, с одной стороны, выступают материальные средства наблюдения и экспериментальные установки, которые усиливают естественные органы человека. Язык науки специален. Метод выступает как система регулятивных принципов, с помощью которых генерируется знание.
· Научное знание обладает особыми свойствами (системностью, обоснованностью, непротиворечивостью, воспроизводимостью)