Философия как способ самопознания человека. Образы в истории культуры
Специфика проблемного поля классической философии. Предмет философии и его историческая динамика.
Специфика проблемного поля классической философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека
· Три мировоззренческие проблемы:
o проблема универсума (вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия)
o Проблема человека (аксиологический статус человека, смысл жизни, свобода, в чем отличие человеч. существования от других форм бытия)
o Взаимосвязь человека и мира (природа и социальная компонента, отношение бытия и сознания - Энгельс)
· Эти проблемы – ядро предмета философии. Также сюда относим проблему сущности явлений, событий. Сократ говорил, что главная проблема – человек.
· Предмет философии постоянно проблематизируется и дополняется. Восток и Греция – натурфилософия, которая трансформируется в онтологию – учение о фундаментальных принципах бытия.
· Развивается логика и эпистемология (учение о знании и познании). Потом – антропология. Позже – этика, эстетика, политика, философия техники, права и т.д.
· В разных учениях и направлениях философии и науки – разные подходы к предмету философии. В современном философском знании нет жестких границ между различными философскими дисциплинами
· Классическая философия пыталась синтезировать различные философские дисциплины в рамках интегральных концепций и систем знания. В современном философском знании нет жестких границ между различными философскими дисциплинами, каждая из них привносит свой дополнительный акцент в интерпретацию предмета философии в его современном истолковании. В постклассической философии трансформируются традиционные представления о предмете и функциях философского знания. Большое внимание уделяется анализу языковой реальности в различных формах и версиях ее объективации (аналитической традиции, герменевтики, постструктурализма и др.).
Философии.
· Философия и наука.
o Ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой:
§ Категориально-теоретический тип знания. философия, как и наука, опирается на особые специально разработанные техники мышления
§ и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный и регулятивный идеал познания
o Разница с наукой:
§ наука всегда вычленяет ее предметный аспект, абстрагируясь при этом от личностно-субъективных мнений и оценок этой реальности
§ наука отражает мир таким, как есть. философия формирует ценностные ориентации
§ философия покидает пределы опыта, а наука – нет
§ в науке просто опыт, а философия трактует опыт широко: опыт сознания, культуры, обыденный опыт
· Философия и искусство.
o Общее: искусстве одним из главных предметов изучения является человек, универсум его духовного мира.
o раскрытие сферы значений тех или иных явлений культуры
o философские трактаты так же полисемичны
o Разное: в искусстве – худож мышление, а философия – язык категориальных абстракций
o искусство - воздействует прежде всего на чувственность человека, в то время как философ апеллирует в первую очередь к человеческому разуму
· Философия и религия.
o Общее: и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога
o Религия содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией
o Разное: Философское мышление по сути своей критично и антидогматично, а религия – совокупность догматов
o религиозный опыт предполагает личный и глубоко интимный тип отношений человека с Богом
o являясь ярко выраженной формой духовно-практического освоения действительности, предполагает строгое соответствие религиозных догматов и символа веры реальным поступкам человека
· Мораль (лат. moralis нравственный, mores обычаи, нравы, поведение) специфический способ нормативной регуляции поведение человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества.
· Черты морального регулирования: внеинституциональность, всепроникаемость, императивность, задает критерий внутренней регламентации поведения, очерчивая грани ответственности человека. Мораль – сфера идеально должного.
Философия Востока
· Господствует миф: образы-символы + художественность
· В отличие от религии философия на Востоке развивалась в полемике идей, хотя тесная связь с религией.
· Практические задачи древней философии были связаны с разработкой представлений о природе и назначении человека, целях и смысле его жизни, с построением идеальных моделей справедливого государства, рациональным обоснованием нравственных императивов и социально-правовых норм
· Индия: зарождение философии VIII в. до н. э. (Веды) сборники гимнов, молитв, заклинаний. философские тексты - Упанишады/ (букв. - «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий
· Образование первых философских школ относится к VI - II вв. до н. э. Здесь сложилось шесть ортодоксальных философских учений, составивших рациональное ядро идеологии брахманизма: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога.
· Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята, адживика
· Черты: традиционализм, связь с религией, ценностно-мировоззр. основания.
· Ортодоксальные философские школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша (учение об освобождении). Неоортодоксы - дхарма, сансара, нирвана
· Буддизм: чел включается в поток бытия и обрекает себя на страдание (сансара). Нирвана – достижение покоя
· Китай: Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII - VIII вв. до н. э.) сложился культ Неба.
· В эпоху Восточного Чжоу (VIII - VI вв. до н. э.). Это натурфилософский период – идия об инь и ян (перемены) + Дао
· 6-3 вв до н.э. – эпоха сражающихся царств – золотой век китайской философии. Выделились 6 школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь - ян» и школу имен
· династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) – неоконфуцианство
· Черты: иерогифичность, образность языка. категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син, понятие пермен (и), гуманность(жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» с характерным для него набором добродетелей.
· Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.
· Консерватизм
· Благодаря неоконфуцианскому синтезу различные идеи и положения философских школ Китая были гармонизированы
Древняя Греция
· рабовладение, аристократия, торговля, демократия – независимость граждан
· геометрический стиль мышления, мораль и нравственность, гражданственность, объективизм, космологизм, гармония, симметрия, ритм
· Доклассический период (VII - V вв. до н. э.) – милетская школа (Анаксимен, Анаксимандр и Фалес), Пифагор (число), Гераклит. Проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Поиск первоначала – учение о стихиях.
· Классика (5-4 вв до н.э.). Атомистика Демокрита - учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать первую физико-математическую модель природы. Школа элеатов (Парменид, Зенон) – рассмотрели бытие как есть, у них мысшление=бытие. Софисты – платные учителя красноречия (нет объективных моральных ценностей), ещё Протагор сказал что человек есть мера всех вещей. Сократ – как следует жить. Истина заложена в душе человека, и к истине нужно стремиться. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни - этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследовании (идеи-парадигмы составляют царство идей). Аристотель – систематизатор, учил о сущем, возвысил философию до статуса метафизики.
· Эллинизм. Эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм – основные учения. Цель философии – обеспечение безмятежности духа.
o Эпикур. Человек стремится к атараксии=невозмутимость
o Пиррон. Скептик. Не верят в рац. обоснование моральных норм и в существование добра и зла
o Киники – за внутреннюю свободу индивида. Диоген – человек обязан жить по своим, а не по общественным – законам.
o Стоики. Логос (внутренний принцип развития Вселенной) составил сущность каждой вещи. Человек должен следовать судьбе, чтобы стать независимым (автаркия). Оказала влияние на религию (конкр. христианство)
· Римский эллинизм. Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий) усиление религиозно-мистических тенденций. Природа пронизана Логосом, но теперь его понимают в приближении к Богу как Абсолюту. Космос – государство, где человек космополитичен, его родина – небесный Космополис.
· Неопифагорейцы и неоплатоники. Они разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. Согласно этому учению в основании космоса находится сверхсущее Единое - непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. Нравственное очищение человека – постижение Единого.
Средневековая философия
· Зарождается в 1-2 вв н.э. в связи с распространением христианства. Философия Сред Веков – 5-13 века.
· Положение философии = соотношение веры и разума
· Неприятие философии как преемницы античного рац-зма. Попытки совместить философию и Священное писание (Аврелий Августин). Философия – служанка религии.
· Пьер Абеляр: «Понимаю, чтобы верить», т.е. философия обосновывала религиозные догматы.
· Разрабатываются правила истинного толкования Библии. Апологетическая, герменевтическая и систематизаторская ф-ция.
· Этапы: Апологетика (Ориген, Тертуллиан).
· Патристика. 4-8 века. Выделяют два направления: западную патристику (Аврелий Августин); и восточную патристику (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский). Изучается теология (о Боге), христология (о богочеловеческой личности Христа), христианская антропология (судьба и душа человека).
· Схоластика. 11-14 вв. Номинализм против реализма из-за универсалий (понятий). Фома Аквинский – систематизатор. В философии вероучение должно обрести здравый смысл.
· Черты: теоцентризм (мироздание – творение Бога и оно целесообразно), креационизм, супранатурализм, символизм (Природа понималась как великая, таинственная Книга, в
которой все зримое предстоит как совокупность символов незримой,
сокровенной и неопределимой сущности Бога), принцип оппозиции духа и тела (человек сотворен по образу и
подобию Бога. Душа человека - бессмертная субстанциальная форма
тела, в котором она достигает полноты своего осуществления), идею обожения, провиденциализм и эсхатологизм.
· Обожение (богоуподобление)– высшая цель жизни.
· История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей силой считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы, задуманной Богом.
Возрождение
· Эпоха Ренессанса (XIV - XVI вв.)
· возрождаются идеи и положения античного рационализма, светский характер и независ от церкви.
· Три периода: гуманистическ, неоплатоническ, натурфилософск.
· Гуманизм. Данте Алигьери, Ф. Петрарка, К Салютати, Л. Бруни, Л. Б. Альберти, Л. Валла, Эразм Роттердамский, Т. Мор. Человек – высшая ценность. Блага земной жизни – помогут творчеству.
· Неоплатонизм. М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола и Николай Кузанский. Возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма, растворение природного универсума в Мировой душе, перенос внимания с Бога на проблему устройства Вселенной.
· Натурфилософия. Леонардо да Винчи, И. Кеплера, Парацельса, Д. Бруно и Николая Коперника. Вселенная как человеческий организм. Органицистская модель природы. да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Коперник – гелиоцентрическая система. Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Гармония чисел, а Космос - часовой механизм.
· Черты эпохи. гуманистич антропоцентризм. Человек – единство духа, души и тела. Бог поставил нас в центр мироздания. макс сближение человека с богом. Натурфилософский пантеизм – это Бог который переполнен благом и бытие переливается через край. Наличие Мировой души (Анима) – всепроникающее начало Космоса.
· Свобода, равенство, братство. Человек действует по своей воле, творец своей судьбы. Общество в идеале – это союз свободных и творческих личностей. Философское обоснование принципов дружбы и любви – итальянские города-государства. Философские изыскания мыслителей Возрождения послужили основанием для прогресса новоевропейской науки и дальнейшего развития философии
10. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен: развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит становление гражданского общества
· Страны превращаются из феодальных княжеств в централизованные буржуазные государства. Успехи в науке:
o разрабатывались принципы классической механики как науки о движении и материальных тел (Г Галилей, И. Ньютон)
o алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление (Р. Декарт, К. Гаусс, И. Ньютон, Г. Лейбниц)
o гилозоизм (универсальная одушевлённость материи) Возрождения сменился геометрико-механистической, количественной картиной мира, устройство Вселенной по аналогии с устройством гигантского часового механизма
o механика стала образцом рационального объяснения универсума, включая общество и человека
· Представители: (XVI-XVII вв.) Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, П. Гассенди, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Лейбниц – разработали новую рационалистич. методологию
· светские, практические задачи философии, уже не религиозные
· Цели философии Нового Времени: систематизация разрозненных и беспорядочно накопленных знаний; создание методологии опытного исследования природы; определение будущих путей развития науки
· Предмет философии делили на три части: Бог, природа, человек. Главное – природа + человек, её познающий.
· Методы познания: опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона, гипотетико-дедуктивный, или математический метод Г. Галилея и рационалистический метод Р. Декарта.
· Бэкон: основой индуктивной методологии выступает научный эксперимент. Он должен быть воспроизводимым, а рассуждения – опираться на законы логики.
· Галилей: внимание к гипотезам. Гипотеза предваряет эксперимент и лежит в основе его рациональной организации, поскольку задает серию вопросов, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Главное математ-ски осмыслить опыт
· Декарт: дедукция. Правильно рассуждающий ум обладает огромной эвристической силой. Правила рационалистического метода:
o истинным признано только то, что познается с отчетливостью (принцип интеллектуальной интуиции)
o мысленно делим вопрос на максимально простые элементы
o последовательное движение мысли из первичных и самоочевидных принципов (методическая энумерация)
· Проблема метода истинного познания: эмпирико-сенсуалистическое (Бэкон: опыт отражает в познании объективно существующие вещи. Сенсуализм признает ощущения единств. источн. истин. знания) и рационалистическое (интеллект – основа поведения людей) решение. Cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую)
Просвещение
· Во второй половине XVII-XVIII вв – Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии общества, расстающегося с феодальным образом жизни. Приоритет закона
· Демократические идеалы, просветители вели борьбу против суеверий и религиозного фанатизма, дискриминации и оглупления народа, за веротерпимость, свободу слова и равенство.
· Наука и философия – основа благоденствия.
· Философия Просвещения связана с идейно-политическим течением общественной мысли конца XVII-первой половины XVIII в., которое занималось теоретическим осмыслением революционных событий в Европе + Великая французская революция. Философия стала оружием социальной критики.
· Тесное взаимодействие с политикой и идеологией. Интересы буржуазии. Англия и Голландия - Гоббс, Гроций, Спиноза, Локк
· Теории «естественных прав человека» и общественного договора. Социальные порядки и гражданское законодательство оценивались с точки зрения их соответствия «законам природы».
· Представители: Вольтер и Монтескье, Руссо, Д. Дидро, де Ламетри, Гельвеций, Гольбах – подготовили Вел Франц революцию
· Материалисты (Гольбах, Дидро, Ламетри) - представление о материи как единственной, самодостаточной, качественно разнородной субстанции, обладающей внутренней способностью к самодвижению и развитию. Против креационизма и теологии.
· Ограниченность французского материализма в вопросах истории последовательно преодолевалась в теориях немецких философов. В Германии философия Просвещения была представлена такими мыслителями, как К. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. Гете, Гердер.
· Основная заслуга данных концепций связана с преодолением средневекового провиденциализма в объяснении общественного развития, становлением светской философии истории. Гердер впервые стал рассматривать эту область философского знания как специальную дисциплину. Ключевым вопросом философии истории он считал проблему закономерностей исторического процесса, его движущих сил, единства и многообразия форм. Развитие общества понималось как прогрессивное движение к свободным и разумным принципам социального бытия. Достижение гуманности и счастья оценивалось как конечная цель всемирной истории
Философия И. Канта
· «Звездное небо надо мной» - намёк на механику Ньютона
· «Моральный закон во мне» - стимул к разработке моральной философии, которую он назвал практической. Это 2 главных направления Канта.
· Проблемы: бытие, философия природы, религии, логика и этика
· Докритический период: вопросы естествознания – как развивается природа. Единство материи и её движения, материи и её законов. Выдвинул гипотезу о возник Вселенной – теория Канта-Лапласа. Исключил идею креации. Поколебал представление о том, что природа не имеет никакой истории во времени.
· Поставил вопрос о роли приливов и отливов и о суточном вращении Земли. В физике обосновал учение об относительности покоя и движения. В биологии обосновал генеологическую классификацию животных.
· Исследовал формы и категории научного мышления.
· Учение о познании. Прежде чем решать глобальные вопросы, нужно исследовать вопросы человеческого познания и его границы. Вот его «коперниканский переворот»:
· Чувственность, рассудок (формирование понятий и суждений) и разум – это ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (доступное познанию). А «вещь в себе» - это ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (непознаваемое). Здесь видна связь с идеализмом.
· Утвердил принцип единства отражения и реальности, заставив объекты вращаться вокруг субъекта, который в ходе познания конструирует его на основе своих собственных знаний и представлений.
· С Кантом боролись материалисты (очень сильно Фейербах): критиковали его за агностицизм и субъективизм, за неумение вывести знание из объективного источника.
· Его критиковали и идеалисты: они боролись за устранение того допущения, будто есть вещь в себе, потусторонняя, непознаваемая.
Философия Гегеля
· Тождество бытия и мышления = понимание мира как проявления идеи, духа.
· Основа: объективно-идеалистическая
· Достижения: разработал принципы диалектической логики, критиковал метафизический метод мышления (который господствовал как у материалистов, так и у идеалистов).
· Канту (его «вещи-в-себе») противопоставил диалектический принцип: сущность проявляетя, явление существенно.
· Категории есть субъективные формы действительности, в её основе лежит мировой разум, абсолютная идея. Это деятельное начало.
· Абсолютная идея проходит 3 этапа: Логика, философия природы, философия духа.
· Переход из колич изм в качественные, источник развития – противоречия. Действительность – это цепь диалектических переходов.
· Основа познания - абсолютный дух. Цель – самопознание этого абсолютного духа.
· Суть диалектического метода: никакое состояние мира и никакое знание о нем не является неизменным. Все содержит в себе свою же противоположность, отрицание. Природные формы не знают развития, таковыми обладает как раз только Дух.
· В Духе завершается развитие, именно в развитии Духа постигается высшая цель – познать самого себя. Дух обнаруживает, что все отличное от него только кажется таковым, на самом же деле это сам Дух на различных его стадиях развития.
Классика и неклассика
· КЛАССИКА: Содержательная специфика классической философии:
· идея разума как объективного и основополагающего начала, определяющего порядок природы и устройство мышления
· представление о человеке как ответственном и деятельном субъекте, свободной, творческой личности
· Гармония человека и мироздания. Государственная жизнь, общество и культура мыслились как воплощение сознательной деятельности индивидов, что предполагало возможность их совершенствования на основе прогресса научных знаний
· представление о разуме философа как привилегированной точке отсчета, помещенной над бытием, в абсолютной перспективе
· Специфика проблем: Поэтому главной задачей философской рефлексии являлось освобождение внутреннего опыта человека от давления страстей и личного произвола. наукообразная форма философского мышления. Философы создают работы в форме научных трактатов.
· Методология классики: прозрачность познавательных процедур, на ясность и точность рассуждения. Понятия конструируются и постигаются разумом. Общество = общественный договор.
· Т.о.: объективизм, субстанциализм, согласно которому единство законов универсума обеспечивается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, материя, разум); созерцательность и видимость беспредпосылочности философского знания, ведь философы стремились мыслить за всех, универсально.
· ПОСТКЛАССИКА: Радикальная форма критического преодоления предшествующей философской традиции была провозглашена в марксизме, который предложил новую версию социально-философской теории.
· В творчестве Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ницше закладываются фундаментальные основания философского иррационализма
· В 60-х годах XIX столетия в философском развитии Запада вроде бы возврат к классике, однако с существенными измен. Это касается неокантианства, представленного двумя основными школами марбургской и баденской, а также неогегельянства.
· Начало ХХ века: отвержение классич принципов философии: позитивизм (Конт, Спенсер) à неопозитивизм (Витгенштейн).
· Позитивизм изживает себя и возник. постпозитивизм (Кун, Поппер), оформляется аналитическая философия.
· Феноменология (Гуссерль) апплицирована на область социологии, этики, психологии. Экзистенциализм - бытие, время, свобода у М.Xайдеггера, К. Ясперса, Ж. -П. Сартра, А. Камю.
· Фрэйд –значение бессознательного. Развитие психоанализа – Юнг и неофрейдизм Э.Фромма.
· Неотомизм – Тейяр де Шарден – новый интерес к Ф. Аквинскому. Проблемы онтологии, этики, гносеологии. Герменевтика (Рикер, Гадамер, Апель), структурализм и постструктурализм (Леви-Стросс, Фуко и др.). активизировались тенденции антиинтеллектуализма, релятивизации культуры
· В искусстве, литературе, модернизм. Кризис парадигмы…
Философия Беларуси
· Принятие христианства на Руси 988. Начало христ просвещения – Рогнеда, Ефросинья Полоцкая. Профессиональная философия – Скорина.
· Мысли белорусского Возрождения: антропоцентризм, идея абс духовной свободы. Особенности: идея ограничения индивидуальной свободы интересами общего блага, идея социального служения. Ясный, простой, доходчивый язык.
· Творческий синтез идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-полит. деятельность практически всех социальных слоев.
· Философские проблемы: природа духовной свободы, роль разума в познавательной деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию.
· Идеи Протестантизма снизили статус церкви, и дали человеку напрямую общаться с Богом. Будный – научно-рац. подход: наука должна изучать природу и общество.
· Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Юридическое мировоззрение – Статуты ВКЛ. Создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма. шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (Литвин, Будный, А. Волан).
· Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким
· В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:
o радикальное реформационно-гуманистическое. Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании.
o умеренное реформационно-гуманистическое(Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур
o атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (Лыщинский, с ним потом расправились иезуиты). отвергали идею Божественного откровения
· Развитие духовной культуры XVII-нач.XVIII вв. под знаком борьбы православия и униатства. Духовный проект филоматов задал ориентацию на идеи национально-культурного и возрождения, после вхождения в состав Российской империи.
· В 19-20 вв. в литературе В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич, Купала, Колас, Богданович, М. Горецкий
Русская философия
· Первый опыт русского философствования эпоха принятия христианства на Руси. Источники: евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви
· Профессион. философ – Чаадаев (Северное общество декабристов). Его «Философские письма» - его главная тема рефлексия по поводу исторического предназначения России, оценка духовной эволюции русско-православного мира, говорил о нац. самодовольстве и застое в России.
· Западничество: 40-60 гг ХIХ века. Представители: Станкевич, Герцен, Огарёв. Тенденции: критика феод, реформы по зап образцу, отрицание революц методов решения проблем. Среди западников были умеренные и радикалы.
· Славянофилы: Хомяков, Аксаковы, Киреевский. Самобытность Руси в её византийском виде. Уваровские правосл, самодерж, народность.
· Соловьёв – величайший. Он стремился объединить в великом синтезе христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм. Нужно стремиться к знанию всеединства. Единосущность Бога и мира. Различая три источника познания - опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере.
· три коренные силы: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), инициирует личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества. Такой силой может быть только славянство. Философия Соловьева влияла на творчество символистов (Блок, Белый)
· Философия Н. А. Бердяева совокупность нескольких независимых друг от друга идейных комплексов: идеи свободы; идеи творчества и объективации; идеи личности; идеи метаисторического эсхатологического смысла истории.
· Онтология Н. А. Бердяева исходит из существования двух рядов мировых начал: 1) свободы, духа (Бога), ноумена, субъекта (личности), Я;2) необходимости, мира, феномена, объекта. Причем, как видим, в качестве «ноумена» («вещи-в-себе») у философа выступает субъект, включающий в себя непостижимую внутреннюю глубину, проявляющуюся в свободе.
· Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, усреднить ее. Основное стремление чел-ка - порыв к свободе, творчеству.
· Космизм. Преобразующая деят-ть человека – это планетарная сила. Идея всеединства; незавершенности развития мира и человека; интерпретация человечества как части космоса; идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; идея в богочеловечестве. человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский).
Метафизика
· Аристотель говорит о «первой философии». Это с 1 в до н.э. стало метафизикой. Метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на созерцание интеллектуальное, когда ум «видит» в вещи ее сущность.
· Метафизика, по Арист., не преследует практических целей, материальных нужд. Это делает её самоценной, существующей ради себя, знания и понимания.
· Аристотель дал 4 определения метафизики: 1)исследование первых начал и причин; 2) познание «бытия, поскольку оно бытие»; 3) знание о субстанции; 4) знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
· Основной постулат метафизики – тождество бытия и мышления.
· Черты метафизического типа философствования: бинарная природа категорий (единое-многое). Доминирует всегда первая категория, а вторая описывает неистинное бытие.
· Основными способами философско-категориальной интерпретации универсума наряду с созерцанием являются познавание, вопрошание, вслушивание (каждая из них на опред. истор. этапе важна).
· Исторически: метафизика субстанций (выявляет космические начала, идеи, Бога) и метафизика субъекта.
· Постклассическая метафизика связана с ситуацией забвения или тотальной ревизии принципов и идеалов классической метафизики во второй половине XIX начале XX в.
· Десакрализация теор. разума и «антропологический поворот» (С. Кьеркегор, Л. Фейербах, Ф. Ницше и др.).
· сциентизация и социологизация философии (позитивизм, марксизмм), «лингвистический поворот» (Л Витгенштейн, Ф. де Соссюр и др.)
· Основными программами преодоления классической метафизики предстают: аналитическая (Л Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд), феноменолого-экзистенциальная (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понтии др.) и юциально-критическая (К. Маркс, Д. Лукач, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермаси др.)
· Иной статус метафизики связывают с ее возможностью осмысления конкр. форм челов. опыта путем анализа т.н. поверхностных структур, фиксируемых категориями общественные отношения, бессознательное, язык, текст и т. п.: для их исследования необходимы иные ресурсы языка описания, принципы и т. д. Это означает, что обновленная метафизика должна отвечать на реальные запросы общества
· В эпоху постмодерна на первый план выходит множество альтернативных проектов философствования, каждый из которых претендует на место теоретической философии. Тем самым монолитное здание классич. метафизики, построенное на идеалах Просвещения, рассыпается на частные стратегии в соответствии с идеей приобретения прагматического опыта в плюралист. универсуме.
Природа как среда обитания
· Природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная
· Природа – от греческого термина фюсис. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность. У Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты
· Новое время – объект естествознания. Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о прир среде. Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией.
· Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).
· В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа», «неорганическое тело цивилизации» согласно К. Марксу. В объем данного понятия включается все, что так или иначе пр