Философия Декарта, Спинозы, Ньютона и Лейбница.
Рене Декарт(1596 – 1650) («Рассуждение о методе», «Правило о руководстве ума», «Метафизические размышления») Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика, математика и медицина. Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания: от общего к частному. Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки. Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению.. «Я мыслю, следовательно, я существую» Наивысшая причина мысли – Бог. Для Д. важен принцип развития во времени. Он выделяет две субстанции: телесную Главный принцип – протяжённость духовную Главный принцип – мышление Душа мыслит непрерывно. Существуют два типа качеств: Первичные (для них характерна протяжность (логическое мышление и познание)) Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать объективными, так как они возникли как реакция нервной системы). Человек в процессе познания вырабатывает три класса идей: «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с миром. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы примысливаем что-то своё. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны, независимы от воли, ясны, отчётливы, просты. Первичнее врождённых идей – идея Бога. Философская система Спинозы - пантеизм, утверждающий тождество безличного бога с единой бесконечной субстанцией, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых Спинозой модусами. Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математическим и механическим законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности которого находилось в фокусе философских интересов Спинозы. Во взглядах на общество Спиноза, один из виднейших представителей теорий "естественного права" и "общественного договора". Огромное атеистическое значение имела библейская критика Спинозы. «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей» (1663), «Богословско-политический трактат», «Этика», «Политический трактат». Исаак Ньютон (1643—1727) («Новая теория света и цветов» (1672), «Математические начала натуральной философии» (1687, второе издание в 1713 г.), «Оптика» (1704, второе издание в 1717 г.). В ньютоновской картине мира природа оказывается огромным механизмом (типа часов). Все природные тела состоят из мельчайших неделимых частиц — корпускул (атомов), движущихся или покоящихся в пустоте (пространстве). В основе всего происходящего в мире лежит закон всемирного тяготения: сила притяжения прямо пропорциональна массе тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними, или точнее:где F — сила притяжения, G — гравитационная постоянная, m1 и m2 — массы двух тел, a D — расстояние между этими двумя телами. По Ньютону, сила тяготения действует через пустоту. Движение всех тел происходит в пространстве и времени. Ньютон ввел понятия абсолютного и относительного пространства и времени. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) («Рассуждения о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714)) Лейбниц считал понятие цели необходимым, полагая, что мир целесообразно устроен Богом., что и мир в целом, и все отдельные организмы в нем похожи на «огромный механизм». Поэтому действия всех этих механизмов, подчиняющиеся законам механики. Реальный умопостигаемый мир состоит из бесконечного количества самостоятельных субстанций — «центров сил», «духовных атомов», или «монад» (от греческого «monas» — «единица»). Все существующее есть либо монада, либо совокупность монад. Теоретически и Л могло бы существовать множество различных миров. Существование же в мире зла — это есть: • результат несовершенства людей (метафизическое зло); • результат невыполнения человеком целей, ради которых он создан (моральное зло); • средство недопущения большего зла либо достижения большего блага (физическое зло).
20. Философия Беркли и Юма.
Джордж Беркли(1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
• само понятие материи ложно;
• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;
• материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;
• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
• единственная очевидная реальность есть сознание человека;
• со смертью человека и его сознания исчезает все;
• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;
• высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,
хрупок и всецело зависит от него.
Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:
• проблема отношения бытия и духа неразрешима;
• человеческое сознание склонно к идеям;
• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);
• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
• человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;
• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.