Марксизм и проблема человека.

Действующими причинами общественного развития являются сами люди, «эмпирические индивиды», стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни. Индивидуальные стремления, волеизъявления людей преобразовываются в поступки, действия. Практические усилия вовсе не являются направленными на высшие цели человечества. Напротив, они носят частный, конечный характер. Но поскольку человек - существо общественное, то его индивидуальное развитие осуществляется в некоторых общих условиях. Люди постоянно создают и изменяют свои общественные связи и отношения. Изменение основных условий жизни приводит к изменению самих людей. Реально живущие люди многообразны, но можно усмотреть определенные типы. По разделению труда (физический или умственный), по месту в классах, по типу собственности - уже вырисовываются определенные черты.

ШОПЕНГАУЭР

(Schopenhauer) Артур (род. 22 февр. 1788, Данциг – ум. 21 сент. 1860, Франкфурт-на-Майне) – нем. философ. Воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление – ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т.е. счастью. Со всей силой своего красноречия Шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). Это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. Сострадание является фундаментом морали. Чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчеркивает Шопенгауэр, равным образом и к животным.

НИЦШЕ

(Nietzsche) Фридрих (род. 15 окт. 1844, Реккен, близ Лютцена, Саксония – ум. 25 авг. 1900, Веймар) – нем. философ. Ницше был человеком болезненным, необщительным и неловким. Стыдясь своих недостатков, он старался держаться с преувеличенным достоинством. Поскольку Ницше был погружен лишь в мир порожденного им идеального образа человека (сверхчеловека) и обречен на одиночество, то в конце концов жизнь для него стала нереальной, иллюзорной и даже привела его к самообожествлению.

Ницше стремился создать идеал нового человека, сверхчеловека, призванного уничтожить все лживое, болезненное, враждебное жизни. Борясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом его является «рабская мораль» – во всяком случае, ему известен лишь «инфантильный, поэтический образ Христа, наделенный сентиментальной мягкостью и пассивностью» (Г. Зигмунд). Он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой, и против плебса, угрожавшего, как он полагал, всему благородному и возвышенному. Ницшеанская модель сверхчеловека есть не что иное, как образ человека – господина эпохи Возрождения, воплотившегося, напр., в лице Чезаре Борджа (1475 – 1510). Метафизический лейтмотив ницшеанства имеет следующее содержание: все существующее, в т. ч. и человеческое познание, есть только форма проявления воли к власти; никакого абсолютного бытия нет: бытие – это становление, но не беспрестанное возникновение нового, а лишь «вечный круговорот» всего того, что в прошлом уже повторялось бесконечное число раз («Вечные песочные часы бытия снова и снова оказываются перевернутыми»); идентичное, неизменное Я – такая же фикция, как и истинное бытие. Для современной экзистенциалистской философии важно также и следующее положение (из работы «Шопенгауэр как воспитатель»): «Человек, который не хочет слиться с толпой, должен прежде всего отбросить свою лень и следовать голосу своей совести, взывающей к нему: «Будь самим собой. Все, что ты теперь думаешь и делаешь, к чему стремишься, – все это не ты!» В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону» («Несвоевременные размышления». М., 1906). Этот манекен, мыслящий лишь по общему шаблону, и есть нечто безличное, Man в философии Хайдеггера.

ХАЙДЕГГЕР

(Heidegger) Мартин (род. 26 сент. 1889, Мескирх, Баден – ум. 26 маяЭУб, там же) – нем. философ-экзистенциалист, Хайдеггер полагает, что мышление в своем сказании поднимает вопрос о невыразимом в языке слове «бытие». Это «существенное мышление» есть «событие бытия», оно далеко от всякой готовой логики, от всякого искусства мышления, склонного только к размышлению о самом себе, вместо того чтобы следовать своему назначению: извлечь на свет бытие из его убежища. Человек – это существо, обитающее в мире, связанное в своем бытии с космосом и с др. людьми, существо понимающее, настроенное в своей глубочайшей основе, заботящееся об окружающем мире, пекущееся о людях и призываемое смертью к своей самой подлинной возможности бытия. Хайдеггер объединяет, т. о., учение об экзистенции Лютера и Кьёркегора, перенесенное в чистую посюсторонность, с исторической герменевтикой Дильтея, создает новое учение о смысле бытия и о сущности человека (см. Экзистенциализм).

ФРЕЙД

(Freud) Зигмунд (род. 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия – ум. 23 сент. 1939, Хэмпстед, близ Лондона) – австр. невропатолог, психиатр, психолог, с 1902 – профессор невропатологии в Вене, с 1938 – в Англии. Фрейд – создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии, а потом преобразовал в учение о собственной закономерности и действии бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов. Влечения порождают представления, которые – если они не реализуются – вызывают невроз душевной жизни. Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие большинство психических действий человека и характеризующихся двумя связанными с инстинктами понятиями: комплексом и сублимацией;

ЮНГ

(Jung) Карл Густав (род. 26 июля 1875, Базель – ум. 6 июня 1961, Цюрих) швейц. психолог и психиатр;

Подобно Фрейду, Юнг защищал понимание индивида как активного и реактивного центра той сферы, с которой он реально связан, центра того круга, в котором он живет и который покидает с приходом смерти. Юнг признает (наряду с существованием бессознательного в личности) существование бессознательного в коллективе, единое и однообразное, присущее всему человечеству свойство, структурные элементы которого являются «архетипами» и из которого развилась каждая индивидуальная духовность: «Все основные формы и основные стимулы мышления коллективны. Все, что люди единодушно расценивают как всеобщее, коллективно, так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem UnbewuЯten», 1938). Юнг отличает «маску» (лат. persona), которая есть не нечто действительное, а компромисс между индивидом и обществом по вопросу о том, чем является личность, от внутренней установки на неясные побуждения, чувства и мысли бессознательного. Направление интереса у Юнга называется «движением либидо». По Юнгу, существуют четыре осн. формы установки души: мысль, чувство, ощущение и интуиция. От предсексуалъной стадии через стадию пробуждающейся сексуальности (половая зрелость) развитие идет к зрелому возрасту (зрелость).

ФРОММ

(Fromm) Эрих (род. 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне – ум. 18 марта 1980, Муральто, Швейцария) нем.-амер. философ, психолог, социолог, основоположник неофрейдизма, ученый-гуманист, поборник социального прогресса. Называл свое учение «гуманистическим психоанализом». Фромм отошел от биологизма Фрейда в стремлении выяснить механизм связи между психикой индивида и социальной структурой общества. С позиций гуманизма выдвинул проект создания, в частности в США, гармонического, «здорового общества» на основе психоаналитической «социальной и индивидуальной» терапии.

Русские философы (про общество почти ничего нет, можете даже не читать):

БЕЛИНСКИЙ

Виссарион Григорьевич (род. 10 мая 1811, Свеаборг – ум. 28 мая 1848, Петербург) – рус. литературный критик и философ. Как критик оказал сильное влияние на общественное движение России, как философ развивал учение Гегеля, в первую очередь его диалектический метод. Разработал положения реалистической эстетики и литературной критики, основанные на конкретно-историческом анализе явлений искусства. В основе созданной им концепции реализма лежит трактовка художественного образа как единства общего и индивидуального. Народность искусства есть отражение в нем особенностей данного народа и национального характера.

СОЛОВЬЕВ

Владимир Сергеевич (род. 16 янв. 1853, Москва – ум. 31 июля 1900, там же) – крупнейший рус. религиозный философ, поэт, публицист.

Философия всеединства В. С. Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли. Эти взгляды у него сочетались с проповедями избавления материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразования его в «космос красоты» и с теорией «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества, Соловьев пытался найти гармонию между космической и социальной темами в концепции «всеединства» и учении о Софии, а в гносеологии – в «цельном знании» (интуитивном образно-символическом постижении мира, основанном на нравственном усилии личности). О широте философских и историко-религиозных интересов Соловьева говорит уже одно перечисление тем, поднятых и разработанных им в его соч.: о расколе в рус. народе и обществе; польск. национальной церкви; первобытном язычестве; евр. пророках; Талмуде; Мухаммеде и его религиозном вероучении; медиумизме и Е. П. Блаватской.

БЕРДЯЕВ

Николай Александрович (род. 6 марта 1874, Киев – ум. 23 марта 1948, Кламар, близ Парижа) – рус. религиозный философ; с 1922 в эмиграции, жил в Берлине, затем – в Париже. Находясь под сильным влиянием Маркса, Ницше, Ибсена, Канта и Карлейля, защищал идеи экзистенциализма, в которых преобладала проблематика философии, учил о примате свободы над бытием (свобода не может быть никем и ничем детерминирована, даже Богом; она уходит своими корнями в небытие), об откровении бытия через (богоподобного) человека, о разумном ходе истории, писал о христ. откровении, по вопросам социологии и этики. В девятнадцать лет, будучи студентом Киевского унта, он начал изучать теорию научного социализма; пройдя тюрьму и ссылку (в Вологде вместе с Луначарским, Богдановым и Б. Савинковым), он в годы первой революции утверждается в мысли о невозможности примирить материалистический взгляд на историю с идеалистическим взглядом на мир человеческой души. За полемику с теоретиками научного коммунизма он дважды подвергался аресту, а осенью 1922 был выслан за пределы родины в числе десятков ученых, писателей, публицистов. Характеристику творчества Бердяева дал один из западных философов: «Он был очень русским... однако достаточно много нерусских обнаружили, что его книги открыли перед ними новые горизонты мысли...»

24. Теория общества К. Маркса
Согласно работам Маркса все индивиды принадлежат к определенным социальным класса, разделение на которые происходит по признаку владения средставами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс находится в более выгодном положении, чем другие, и присваивает себе часть результатов труда другого класса.
Маркс одним из первых создает развернутое представление об обществе как системе, воплощая его в понятии общественной формации. Формация – социальная система, состоящая из взаимосвязных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия.
Общественная формация состоит из двух частей: базиса и надстройки. Базис – основа любого общества, это экономическая подсистема, в основе кот. способ производства материальных благ, который имеет 2 стороны: производительные силы общества (люди, орудия труда) и производственные отношения (торговля, экономика).
В надстройку входят прежде всего юридические и политические институты, мораль, наука, религия, искусство.
Кроме базиса и надстройки, по Марксу, формация включает в себя определенную структуру социальных классов, групп, слоев, форм семьи, образа жизни, повседневной жизнедеятельности, которая, также как и надстройка, соответствует определенному способу производства.
Ядром социальной структуры общества являются классы. В процессе изучения природы классов Маркс делает следующие предположения:
- Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и т.п., которые не потребляются сразу. Классовые различия проявляются, когда одна из групп населения присваивает себе эти излишки, которые рассматриваются как частная собственность.
- Классы определяются из факта владения или невладения производственным продуктом.
Исходя из написанного в «Манифесте коммунистической партии» можно дать определение класса в широком смысле. Класс – это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой». В более узком смысле Маркс под классом понимает социальные группы, различающиеся между собой по признаку владения или невладения определенной собственностью.
Общество по Марксу разделяется на два противоборствующие класса:
1. Производительный, подчиненный, угнетаемые, эксплуатируемый, который производит излишки.
2. Непроизводительный, господствующие, угнетающий, который присваивает эти излишки или прибавочный продукт, производимый первым классом. (Буржуи, короче))
Для каждой исторической эпохи существуют свои классы-антиподы: при рабовладельческом строе – это рабы и свободные, при феодальном – зависимые крестьяне и феодалы, при капиталистическом – рабочие и капиталисты. При чем в процессе общественного развития неизбежно происходит отторжение старой социальной структуры новыми, развивающимися внутри нее классовыми силами. Борьба между классами – это борьба между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. «Реакционный» класс воплощает отжившие производственные отношения, а «прогрессивный» нарождающиеся, которые адекватны уровню развития производственных сил.
Наиболее общей основой образования классов является общественное разделение труда. Изначально разделение труда не вело к неравенству и подчинению. Но по мере развития производства возникает потребность в профессиональных организаторах.
Социально-экономическая сторона включает разделение на умственный и физический, управленческий и исполнительский, квалифицированный и неквалифицированный, творческий и стереотипный труды. Подобное разделение предшествует образованию частной собственности – происходит закрепление определенных функций за различными классами. С этого момента не род деятельности определяет принадлежность к данному классу, а наоборот – принадлежность к классу определяет род деятельности.

25. Понятие способа производства
Каждому этапу развития общества соответствует определенный способ производства. Способ производства определяется как слагаемое производительных сил и производственных отношений.

Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспособляет предметы природы для удовлетворения своих потребностей. На всех стадиях развития производства решающей производительной силой являются люди, трудящиеся массы. Маркс со всей определенностью называет их "главной производительной силой".

Создавая средства производства, человек опредмечивает свои способности и знания. Своей трудовой деятельностью он организует слаженное взаимодействие всех элементов системы производительных сил, порождая тем самым и производительные силы, внутренние присущие этому взаимодействию.

Общественный человек – это деятельный, подвижный, устремленный в будущее, преследующий свои интересы субъект всей системы производительных сил, ставящий перед собой определенные цели и осуществляющий их. Все другие элементы системы производительных сил являются таковыми лишь постольку, поскольку они суть производительные силы живого общественного труда самого человека, органы его производственной деятельности, которые он присоединяет к своим физическим органам и интеллектуальным способностям. Но с другой стороны, человек является, конечно, решающей производительной силой только в пределах эффективного взаимодействия всех элементов системы производительных сил.

Маркс всегда чётко различает роль орудий труда как критерий уровня развития производительных сил (а стало быть, и производительных отношений), с одной стороны, и роль трудящихся как главной производительной силы – с другой, видно хотя бы из следующей фразы цитированного труда, в которой он подчеркивает, что именно люди "устанавливают производственные отношения соответственно развитию их материального производства".

Говоря о производительной силе и средствах производства необходимо упомянуть и о производительных отношениях, которые складываются между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления средств к существованию.

В целом средства производства, как и их составные части, находятся в процессе непрерывного количественного и качественного развития, движущей силой которого является трудовая деятельность людей.

В процессе исторического развития люди делают средства труда и предметы труда более производительными, видоизменяя их или создавая новые или по- новому используя их. Вместе с тем изменяются и взаимоотношения между средствами труда и предметами труда.

26. Базис и надстройка
Базис – экономический строй, система производственных отношений. Надстройка – общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Наибольшее влияние на базис оказывают политическая идеология и практика.
Базис и надстройка понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения — надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества — это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. "В общественном производстве своей жизни, — писал Маркс, — люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания".
Историческое изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.
В классовом обществе Б. и н. носят классовый характер. В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм (существование идеологий и организаций, выражающих и отстаивающих интересы различных классов и социальных групп). Процесс возникновения и развития общественных идей — сложный и часто противоречивый; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика не создаёт ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей. Идеи и учреждения (как и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т. е. базисом) и общественными законами. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Разрыв с традициями, нормами, господствующими идеями происходит у передовых классов под влиянием общественных условий, противоречий, борьбы классов. Лишь в конечном счёте философские, эстетические, моральные, религиозные и другие идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий.
Связь Б. и н. носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка оказывает обратное и притом мощное воздействие на базис и развитие общества в целом. В этом взаимодействии определяющую роль в конечном счёте играет базис. При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия). Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал: "Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении — тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития — тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве". То, что здесь сказано о роли государства, можно сказать о роли надстройки в целом. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе.
Надстройка общества как целое живёт одну эпоху. Однако в силу ряда исторических условий, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, неравномерности развития отдельных частей надстройки, а также в силу некоторых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, некоторые идеологические формы, общественные идеи и учреждения переживают эпоху, в которую они возникли, и существуют в последующих общественных формациях. При переходе от одной общественной формации к другой, соответственно при смене одного Б. и н. другими Б. и н., уничтожаются, ликвидируются революционными силами реакционный базис и элементы надстройки. И, наоборот, сохраняется всё великое, передовое в области духовной культуры, нравственности и искусства, что создаёт преемственность в историческом развитии общества. В то же время некоторые элементы надстройки могут существовать как пережитки.
Понятия Б. и н. служат методологической предпосылкой анализа любого конкретного общества. Однако сами по себе эти категории не содержат качественной характеристики определённых Б. и н. Кроме того, следует учитывать, что "... один и тот же экономический базис — один и тот же со стороны основных условий — благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т.д. — может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств". Такое же многообразие можно обнаружить и в надстройке в пределах одной формации. Специфический характер Б. и н. устанавливается в результате их конкретного исследования историческим материализмом и другими общественными науками.

27. Теория классов и социальная стратификация. Социальная мобильность (Сорокин).
В письме Ведемейеру Маркс писал, что не он открыл существование классов, это сделали до него буржуазные историки. Маркс, в свою очередь, разработал теорию классов и предположил что классовая борьба приведет к диктатуре пролетариата и классов не будет. Классы связаны с определенными историческими фазами производства.
Причина деления общества на классы - существование насилия. У Маркса и Энгельса эта теория не является самостоятельной. Насилие может лишь углубить конфликты, но создать собственность оно не может.
Собственность - органичное соединение всех вещей.
Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Существуют три основные формы соц. стратификации: экономическая, политическая и профессиональная. Как правило все они тесно переплетены, но совпадают друг с другом только частично.
Общества без расслоения, с реальным равенством их членов - миф. Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. “Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенства людей”. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократии уравнителей - словом, повсюду. Это, однако, не значит, что социальная стратификация качественно и количественно одинакова во всех обществам и во все времена. По своим конкретным формам, недостаткам и достоинствам она различна.
Социальная мобильность - явление перемещения индивида внутри социального пространства. Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли. Социальное положение - это совокупность связей человека со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами. Положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей. Совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющих определить социальное положение любого индивида.

28. Формационный и цивилизационный подход.

Наличие определённых этапов в развитии отдельных стран и всей человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Состояния: естественное (дообщественное), общественное (неразумное) и разумное (Платон). Гегель заложил основы научной типизации. Ступени истории – этапы самопознания мирового духа. Три ступени = три типа общества: восточный мир, античность и германский мир.
Формационный. Общественно – экономическая формация (Маркс) – это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Формация – социально-философское понятие. Это учение воспроизводит объективную «логику» исторического процесса. Базис придаёт формации характер конкретно-исторического общественного типа: первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. В формацию входят производительный силы, которые вместе с производительными отношениями составляют её материальную основу. В формацию входят и социальные субъекты: роды и племена, сословия и классы, народности и нации, партии и организации. Анализ – построение теоретической модели формации; исследование экономических отношений, социальной структуры страны с помощью формационных моделей; установив принадлежность страны к определённой формации, нужно исследовать специфические особенности этой страны.
Цивилизационный. Цивилизация – сообщество людей, объединённых основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Понятие об историческом времени (прошлое, настоящее, будущее), представление народа о цели существования. Эпоха – историческое понятие. Употребляется для выделения ведущих явлений (социально-экономических и культурных). Выражает индивидуальное своеобразие, неповторимость того или иного периода (Возрождение, Просвещение). Каждую из них можно обозначить хронологически. Регион – группа стран, которые относятся к одному историческому типу и объединяются рядом признаков. Это понятие позволяет выйти на более конкретный, чем формационный, уровень анализа исторического процесса применительно к каждой эпохе. Подход выявляет новые измерения в историческом развитии человечества и некие общие основания этого развития.

29. Проблема человека в философии
Самовосприятие, самосознание. Проблема человека не является чисто теоретической проблемой, это практическая, жизненная проблема. Человек становится человеком, проблематизируя основы собственной жизни, задавая вопросы о смысле собст. сущ, границах своего бытия и т. д. Сократовское "познай самого себя" - не призыв к решению какой-то задачи, а установка на постоянное задавание этого вопроса. Как только человек перестает размышлять, он превращается в вещь.
Философия - "техника" проблематизации человеком своего собственного существования. Она организует "пространство выбора" человеком самого себя, предлагает выработанные на протяжении столетий системы ценностных координат человечности. Философия есть форма теоретического знания о возможном, она не диктует чел., каким он должен быть.
Макс Шеллер выдвинул 5 "идеальных типов" философского самовосприятия человека:
1. Первая "идея человека" - идея религиозной веры как сущности человека (иудейско-христианский тип). Подлинная история души: божест. происх-е, грехопад. и будущ. спасение. Христ. учение приподнимает человека над природой, приписывает ему "метакосмическое" значение. Конфликт божест. сущности и земной формы существования -> ощущ-е надлома, кошмар первородного греха, страх перед всем земным.
2. Тип homo sapiens - человек как носитель разума. Чел. несет в себе божест. активное начало, кот. нет в остальной природе, оно не меняется в завис. от обстоятельств, эпохи. Эти учения могут быть как теистическими (Бог - совершенная личность), так и пантеистическими (Бог растворен в мире). Выразители этой идеи: Аристотель, Платон, средневек. филос., Кант, Гегель, филос. Просвещ.
3. Представление о чел. как о homo faber, "чел. работающем". Это натурализм, прагматизм. Способность к мышлению не специфична для чел. Дух - пассивное "следствие", сопровождающее инстинктивные влечения человека. Разум выполняет техническую, приспособительную функцию. Эта идея объединяет сенсуализм (Демокрит, Эпикур), позитивизм (Бэкон, Юм), эволюцион. учения Дарвина и Ламарка. На нее опираются "великие психологи влечений": Маккиавелли, Фейербах, Шопенгауэр,Ницше, Фрейд, Шелер. Шелер считает стороником и Маркса.
В чел. нет стремления к самосовершенствованию; все, что кажется таковым - лишь бегство от удовлетворения влечения. Сущ. 3 основных системы влечений, кот. ставят во главу угла:
- влечение к продолжению рода (Фрейд);
- влечение к власти (Маккиавелли, Ницше);
- влечение питания (Маркс).
4. Четвертая идея человека наход. в оппозиции ко всем предыдущим: сущность человека в неизбежной деградации. Сторонники этой идеи (Лессинг, Шпенглер, Теннис) резко разделяют культуру, разум, мир знаков и самое жизнь, чувства, влечения. Чел. деградирует от "естественной жизни" - к "разумной". Естественное заменяется искусственным, организм - бездушным механизмом.
5. Пятый тип, Шелер назвал просто - "постулаторный атеизм серьезности и ответственности"! Это взгляд на чел. как на свободное, нравственное сущ-во - "личность". Такое сущ-во может возникнуть только случайно, незапланированно, без помощи Бога. Абсурдность мира есть предпосылка человеческой свободы. Эта идея относ. к философии экзистенциализма.
В этих типах стремление Шелера уловить субстанцию человечности, понимаемую либо как совокуп. природ. качеств, либо как разум, либо как связь с божест. первопричиной. Чел. включен либо в прогрессивную линию развития, либо - в регрессивную.
В 20-м веке происх. резкие изменения и выделенные Шелером типы утрачивают значение исторического исследования. В сознании человека 20-го века происходит столкновение различных "идей человека". И теперь важнейшей задачей философии является не доказательство бытия Бога, а доказательство бытия человека (Э. Аггаци).
Ещё одна проблема человека - противоречие человеческой природы. Природа человека - уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, это "стартовые условия" каждого человека. Чел. осознает противоречивость своей природы, это делает его одиноким и полным страха. "Чел. - это воплощенная проблема, сплошная и весьма рискованная авантюра..." (Ортега-и-Гассет).
Природа человека предполагает так же стремление преодолеть этот внутренний конфликт. Эрих Фромм свел решение этого вопроса к двум путям.
Регрессивный - возврат к животной жизни, к первичной коллективности. Отсюда стремление человека стряхнуть мешающие этому язык, культуру, самосознание, право. В философии различные варианты этого ответа: натуралистическая "идея человека", прагматический ее вариант, торжество "дионисийского человека" Ницше.
Прогрессивный - это путь собственно бытия, на котором чел. обретает свою сущность. Сущность чел. - это путь творчества, самопожертвования, интенсивного самосознания (в хрис-ве образ Божий), это результат свободного выбора из двух возможностей, которые предоставлены человеку его "природой". Сущность человека - совокупность качеств из мира должного но недостижимого (идеал, ценностный ориентир), чел не может завладеть этими качествами навсегда.
Проблема свободы. Свобода соединяет изначальную конфликтность чел. природы, существование чел. и его сущность. Свобода - это самодетерминированность, самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя:/ Это первое понимание свободы. Второе: свобода - способность к выбору одного из 2х типов детерминации. Или подчиниться голосу природы, инстинктам, или жить согласно высшим ценностям (добро, красота и т. д.). Этот выбор - промежуточный этап в становлении чел., считает Фромм. Второй путь требует постоянного усилия, это телеологическая детерминация. Тяжело! Необходимость быть человеком. Есть и третье понимание свободы - необходимость для человека, кот. уже встал на путь следования "образу человеческому", постоянно, сознательно выбирать только добро, истину. Но и это еще не все, четвертый смысл свободы - свобода как авторство. Свободный чел. - автор самого себя, ответственен за каждый свой поступок.
Есть и "вечные Обломовы", не могут выбрать путь, только играют возможностями. Но, конечно же, нуж

Наши рекомендации