Проблема бытия в философии: Парменид, Гераклит, Гегель, Хайдеггер, Маркс.
Первый, кто вводит понятие бытия – Парменид. Он считает, что бытие есть, а небытия нет. Небытие – это пустое пространство между предметами. По мнению Парменида мыслить и быть – одно и то же. Это означает, что люьая наша мысль предметна, т.е. когда мыслим, то мы мыслим некий предмет, который имеет сходство с оригиналом. Т.о., бытие есть, а небытия нет, но мысль о небытии есть.Парменид считал, что бытие имеет шаровидную форму, при этом, поскольку бытие не имеет в себе пустоты, то оно неподдвижно. Т.о. Парменид был первым метафизиком, или антидиалектиком. Отрицал существование рождения, уничтожения, движения, развития. Бытие обладает характеристикой неподвижности и неизменности.
Гераклит является диалектиком. Считает, что главной характеристикой бытия является движение. Из факта движения и непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их существования, т.к. о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что поскольку он движется, он и существует и не существует в одно и то же время. Главную философскую идею Гераклита можно выразить одной фразой: все течет.
Свою философскую систему Гегель начинает с понятия бытия. Основными понятиями в философии Гегеля являются понятия развития и абсолютной логической идеи. В философской системе Гегеля последовательно излагается развитие абсолютной логической идеи, начиная от стадии чистого бытия и заканчивая чистым духом. О бытии Гегеля пишет в начале «Науки логики». Абсолютная логическая идея первоначально представляет чистое бытие, которое есть бытие без всякого дальнейшего определения. Это – чистая мысль, которая не имеет никаких свойств. Чистое бытие не имеет никаких определений, не содержит в себе никаких различий, чистая абстракция. Но т.к. чистое бытие не имеет никаких определений, оно ч то же время есть ничто. Т.о. это является мощным диалектическим шагом, он показывает новую диалектическую модель мышления. Чистое бытие и ничто находится в противоречии, т.к. бытие – это нечто, что существует, а ничто – это то, чего нет. Но при этом, т.к. они не имеют никаких определений, они суть одно и то же. Тогда Гегель вводит третье понятие, которое разрешает противоречие между чистым бытием и ничто. И это понятие наличное бытие. Это определенное бытие, т.к. оно отрицает ничто.
Хайдеггер первым попытался уложить в систему экзистенициализм. Интерпретирует понятие бытия через особый вид бытия – человеческое бытие, которое называется desein (нем.). Главное выяснить смысл бытия. Сущность desein заключается в его экзистенции. По Хайдеггеру бытие и сущность не одно и то же. Бытие – то, о чем спрашивается. Само сущее – тот, кто спрашивает. Смысл бытия – то, что будет найдено (узнано) в результате спрашивания. Человек спрашивает о бытии и получает смысл бытия. Смысл человеческого бытия мы не можем понять без человека. Проблема смысла – ключевая для Хайдеггера.
С точки зрения марксистской философии, бытие это все, что нас окружает. Понятие бытия является самым широким понятием, т.е. к нему относится все то, что имеет свое существование. Бытие можно разделить на бытие субъективное и объективное. Объективное бытие - это материальный мир, а субъективное бытие – это сознание человека и все его мысли. Т.о. первичным является объективное бытие (материальный мир). Синонимом бытия является понятие реальности. Маркс признавал диалектичность бытия. Т.е. каждый предмет этого мира развивается за счет внутренних противоречий.
Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
Критерии научности философии:
I. (Орлов)
1. всякая наука обладает своей эмпирической базой (совокупность фактов, на которые она опирается)
2. всякая наука имеет свой специфический набор методов исследования
3. проверяемость
II. (Алексеев, Панин)
1. объективность (исслед. предмета как он есть)
2. рациональность, доказательность
3. нацеленность на воспроизведение сущности предмета исследования
4. системность — упорядоченность научного знания по осознанным принципам
5. проверяемость (логическая и практическая)
Объект — сложная реальность, которая исследуется. Так человек является объектом исследования для целой системы наук о человеке — философии, психологии, логики, педагогики, медицины...
Объект философии — весь мир.
Предмет — то, на что направлены усилия данной науки.
В истории философии наметились 2 полярные точки зрения в понимании предмета философии. Исторически первая точка зрения заключалась в весьма широкомпонимании предмета философии, к которому были отнесены существенные части предметов будущих частных наук (физики, химии, биологии...). Она возникла в античной философии. С началом все более интенсивного развития естественных наук от философии отпочковывались одна отрасль знания за другой. Последней классической попыткой чрезмерно расширительного толкования предмета фил-ии послужила философская система Гегеля. Философия Гегеля выступала как «наука наук», подчинявшая материал и логику частных наук идеалистическим философским схемам. Крайней реакцией на чрезмерно расширительное понимание предмета фил-ии явилась концепция философского позитивизма, созданная в первой трети XIX в. О. Контом и развиваемая Спенсером и др. Конт утверждал, что фил-ия как спекулятивная (умозрительная) наука не имеет права на существование, она целиком исключается системой частных наук.
Научная философия преодолевает обе точки зрения — чрезвычайно широкое и нигилистическое истолкование предмета фил-ии.
Предмет: философия занимается ВСЕОБЩИМ (предельно общим в той или иной сфере).
Структура:
Научная философия — система философских наук.
Ядро — общая и социальная философия (в марксизме — диалектический материализм и исторический материализм). Образовались одновременно, взаимосвязаны.
К этому ядру примыкают другие философские дисциплины: этика, эстетика, логика, аксиология (теория ценностей), праксиология (наука о человеческой деятельности), история философии, философия естествознания, философия экономики, ф. человека, ф. истории, ф. сознания...
Материализм и диалектика
Диалектический материализм — наиболее широкая и фундаментальная философская наука. Диалектический материализм представляет собой единство двух философских концепций – материализма и диалектики.
Материализм — теория материи (решает основной вопрос фил-ии)
Диалектика — теория развития (решает второй вопрос фил-ии)
Материализм и диалектика образуют неразрывное единство, единую теорию диалектического материализма:
l Материализм становится научным, когда он включает идею развития, идею бесконечного многообразия развивающегося мира. Нельзя научно понять и обосновать идею первичности материи, вторичности сознания, не рассматривая сознание как продукт бесконечного развития материи.
l Научная диалектика опирается на концепцию бесконечной материи, способной к бесконечному развитию.
Таким образом, материализм и диалектика становятся научными, когда они развиваются в единстве.
Их соотношение: материализм — это целое, а диалектика — его неотъемлемый элемент или сторона. Материализм включает в себя диалектику. Такое соотношение определяется объективной связью материи как субстанции мира и развития как атрибута этой субстанции.
Материалистическая диалектика — научная диалектика, составная часть диалектического материализма.
Теория и метод.
Всякаянаука представляет собой единство теории и метода.
Теория –
Описание и объяснение действительности.
Материалистическая теория
Диалектическая теория
Метод–
Способ познания и практической деятельности.
Материалистический метод
Диалектический метод
Теория и метод – в единстве,
но теории – решающая роль,
т. к., исходя из теоретического понимания тех или иных областей окружающего мира, мы формируем способ (метод) дальнейшего познания и практического действия.
Марксистская фил-я имеет диалектико-материалистическую теорию и диалектико-материалистический метод, определяющая роль в которых принадлежит материализму.
Материалистический метод – выискивать истину, рассматривать любой предмет таким, какой он есть.
Онтология и гносеология
Онтология – учение о бытии. Гносеология – учение о познании.
О. и Г. В единстве, но онтологии – ведущая роль.
Функции философии:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.