Философия Р. Декарта. Ф. Б. Спинозы

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский ф-ф и ученый математик. Декарт обосновал ведущую роль разума в познании; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

Доказательство первичности разума по отношению к бытию и познанию (главной идеи рационализма): в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. «Я мыслю, следовательно я существую».

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового ф-ф выводит понятие субстанции.

Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи). При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение – для материальных; мышление – для духовных. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).

Чел, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Чел – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. «Подвергай все сомнению, не принимай ничего на веру».

Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия; суждения. Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.; врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются: расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Ф Спинозы (1632-1677). Мир – это бесконечная природа, или мат-я субстанция, кот. Он также называет богом. Субстанция (лат. – сущность, основа) – то, что не нуждается для своего существования в чем-либо ином - в боге, духе. Субстанция определяет самое себя, является причиной самой себя. Субстанция обладает бесчисленным множеством всеобщих свойств – атрибутов, из кот. известны 2 – протяженность (пространство) и мышление. Вся материя одушевлена, т.е. стоял на позициях гилозоизма (учения о всеобщей одушевленности мира). Движение Спиноза рассматривал лишь как модус, т.е. частное проявление субстанции, ее атрибутов. Субстанция вечна и неизменна. Спиноза отрицал развитие. Вечность и несотворимость, или абсолютность мат-й субстанции, означает для Спинозы ее всесовершенство, иначе она должна была быть зависимой и сотворенной. Всесовершенство означает бесконечность суб-ии. Но если субстанция всесовершенна, бесконечна, то все д. было уже возникнуть, сущ-ть в суб-ии неизменно, ибо если что-л должно возникнуть, то суб-я оказывается всегда неполной, несовершенной, небесконечной, т.е. сотворимой.

Философия Канта.

Кант(1724-1804)один из самых противоречивых фил-в.В Ф Канта 2 периода:1.докритический-зан-т позицию мат-ма в форме деизма(бог сообщил природе её з-ны и всё,природа развив-ся сама).Теория Солн.системы-исходя из з-ов механики можно представить Солн.систему,кот.подчиняется з-ам физики,механики,м\б представлена как возникшая,а не всегда существующая и она эволюционирует. Предложил гипотезу «гипотеза Канта-Лапласа»:Солн.система могла образ-ся из раскалённой вращающейся туманности.Эта тауман-ть вращается и стан-ся плоской.Она остывает,в ней формир-ся центр.тело,оно до сих пор светится(Солнце) и вокруг него должны формир-ся планеты.Эта теория не нужд-ся в участии Бога.Бог участвует как первый толчок.2.(“критический”:)Что такое наука,как она возможна,как возможна Ф?Для того,чтобы ответить на эти ?,нужно исследовать, т.е.критика-разумное дотошное исслед-е.Кант зан-т позицию Юма-то,что мы можем знать-это сод-е нашего сознания.Всё остальное знать нельзя.Вещь в себе(ноумен)-за пределами чел.сознания.Вещь для нас (феномен)-сущ-ие в сознании образы-предметы,наши представления, кот.собраны из ощ-й.Мы способны знать только сод-е наших ощ-й, поэтому мы не можем знать о сод-ии вещи в себе.Мы не можем знать вещь в себе,потому что она бескон-на.Кант дуалист.Вещь в себе не зависит от наших ощ-й,она материя.Чел.сознание не зависит от вещи в себе.Эти вещи субъективны.Если мир непознаваем,то что такое наука? Наука в первонач.понимании-отражение з-ов природы.Наука-это совок-ть каких-то суждений.Суждения м\б научные(они необходимы и они всеобщи), и ненаучные.Всё,что мы знаем мы знаем на основе ощ-й.Ощ-я сами по себе случайны,обрывочны,неполны.Они субъективны. Значит в сознании Ч есть нечто такое,что может придавать чувств-му опыту всеощность и необход-ть.Но нечто такое,кот.присуще сознанию Ч до и независимо от тех ощ-й,кот.будут появляться.Т.е.априории-до опыта.Априор.формы чувств-го созерцания(ощ-я обретают хар-р представлений(вещей),эти представления в виде образов), рассудка (даёт обобщённые образы), разум(пытается представить всё в целом). Для чувств .восприятия априор.формы-пространство и время.Д\б субъективным.Наши образы вещей опред-ся априор.формами чувств. созерцания.Нет тех вещей,кот.мы себе представляем,а есть образы, кот.чел.сознание само себе создает.Представления о вещах подлежат рассудочному изучению.Рассудку хар-ны свои априор.формы.Разум распол-т априор.идеями,кот.охватывает в целом мир.Разум противоречит в рассуждениях о Боге и мире.Антиномия-противоречие в том,что об одном и том же мы говорим разное и то и другое правдоподобно. Мир можно представить как бесконечное во времени и пространстве.Но мир конечен и ограничен в пространстве.Мир состоит из неделимых частиц,мир делим до бескон-ти и в нём всё сложно,в мире всё подчинено необход-ти-в мире всё предопределено.Но в мире есть свобода и не всё предопределено.Если разум не может решить антиномию,значит разум дошёл до предела.У Ч есть практич. разум, кот.направлен на регуляцию чел.поступков,на регуляцию отношений м\д людьми.Практ.разум имеет априор.формы(мораль)-Ч не должен относиться к другим так,как не хотел бы чтобы относились к нему.К др.Ч нельзя относиться как к средству удовлетворения своих желаний. Априор.формы-стремление Ч к счастью,это толкает Ч на использование их как средства.Возник-т антиномия.Кант обращается к религии.Принятие веры должно снять это противоречие.Кант о Боге. Религия необходима Ч,она выполняет соц.функции,разрешает противоречия .Но это не доказывает сущ-е бога.Ф Канта даёт урок:Ф не м\б наукой,если её единственное основание чел.сознание-науч.Ф должна исходить из чего-то более широкого и глубокого.

Философия Гегеля 1770-1831.

Объект.ид-м.Всеобщее и сущ-ть мира-как абсолютная логическая идея,т.е.мировой разум.Эта идея абсолютная-она содержит все предпосылки своего сущ-я в самой себе.Это логическая идея-это разум.Мир познаваем,антиномий нет,отказался от кантовских идей. Абсолют.логич.идея должна познать саму себя с помощью чел. сознания.Сущ-ть мира Гегель представил как оч.богатую сод-ем реальность. Сущ-ть имеет внутри себя множ-во сторон,они м\д собой связаны.Стороны всеобщего(сущ-ти)связаны з-ами:1.переход от кол-ва в кач-во.Тождество противоп-ей-они в единстве или д\д отрицают.2.отрицание отрицания.По этим з-ам можно вывести всё сод-е всеобщего.Эти з-ны имеют много сторон:1.пустое бытие-в нём ничего нет.2.бытие,кот.стремится быть чем-то.Отрицание отрицания-принцип построения:тезис,антитезис,синтез.В рез-те Ф Гегеля строится:1.наука логики-развёртывание сод-я абсол.идеи.2.Ф природы3.Ф духа=Ф Ч.Сама природа тоже троична: механич. (физич.), химич.,организм.Гегель критикует механ.ид-м.Живое нельзя свести к химии,химию к механике.Но механич.природа не может сущ-ть сама по себе.Ни одна из форм природы не может развив-ся.Они выражают только фрагменты.Природа не развив-ся.Общ-во развив-ся во времени,одно сост-е порождает другое.Общ-во развив-ся,именно здесь абсол.идея нач-т осознавать саму себя. Это обеспечивает общ-ву переход от прстых к более сложным формам самоорг-ии.проблема:если абсол.идея полностью осознала себя,то что будет происходить с общ-ом,ведь это обеспечивало сущ-е общ-ва-развитие общ-ва должно остан-ся.Гегель обнаружил противоречие м\д методом и системой.Метод-диалектика.Если сущ-ть мира орган-на по з-ам диалектики,то мир сущ-т восходя от абстрактного к конкретному,от менее содерж-го к более сод-му.З-ны диалектики не ставят ограничений,этот процесс бескон-н.Но система абсолют.объект.ид-ма-это сод-е конечное,процесс познания тоже конечный.Если мир подчинён диал-м з-ам,то его сущ-ть не сознание.А если его сущ-ть сознание,то мир устроен не диалект-ки. Гегель отказался от диалектики.

Наши рекомендации