Основной вопрос философии и его структура (стороны и уровни). Формы материализма и идеализма. Агностицизм. Формы агностицизма. Причины агностицизма.
Существует два рода явлений: материальные и духовные. В человеке существует биологические и духовные процессы (2 вида реальности). Возникает вопрос о соотношении этих реальностей. Основной вопрос – вопрос о природе мира. Что лежит в основе мира, что от чего зависит, что причина, а что следствие?
Основной вопрос философии, по оценке Ф.Энгельса,- это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Современная формулировка: отношение сознания к материи. Основное содержание и смысл этого вопроса описан Энгельсом в сочинении “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” 1886 г.. Существует два рода явлений: материальные и духовные.
В составе основного вопроса философии выделяется 3 уровня.
Первый уровень основного вопроса философии имеет две стороны:
1). Вопрос о первичности – материальное или духовное сознание;
Возможны три подхода к решению вопроса о первичности:
a) Монистический;
Монизм (от греч. monos- один, единственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет одно начало.
б) Дуалистический;
Дуализм (от лат. dualis- двойственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет два начала. (Рене Декарт)
в) Плюралистический;
Плюрализм (от лат. pluralis- множественный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет много начал. (Готфрид Вильгельм Лейбниц)
Монистическое воззрение делится на две основные философские концепции или направления:
Материализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет материальное начало.
Материализм является реалистическим мировоззрением, которое возникает из здравого смысла. Основной принцип материализма - принцип объективности, который вытекает из самой жизни. Этот принцип является необходимостью в повседневной жизни людей. Материализм стремится понять материальный мир “ из него самого”, не вводя никаких посторонних для мира факторов - бога, идеи и т.д.
Согласно концепции материализма:
Материя первична;
Материя реально существует;
Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто - либо или нет);
Материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
Сознание, дух, мышление есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя;
Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
Сознание определяется материей (бытием).
Идеализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет духовное начало.
Идеализм возникает как результат ощущения слабости человека перед силами природы и как результат разделения труда на умственный и физический. Умственный труд – привилегия господствующего класса. Из чего следует, что определяющую роль играет сознание, т.е. произошла абсолютизация творческой роли сознания. А физический труд – труд рабов. Гносеологические корни идеализма – сознание, оторванное от носителя, обладает особой творческой силой. Идеалисты считают, что первичной была идея, так как вещи конечны.
Второй уровень основного вопроса философии – вопрос о трех сущностях: сущность мира, сущность сознания, сущность отношения сознания к материи.
Третий уровень основного вопроса философии – вопрос о сущности человека, о смысле человеческого существования, о месте его в нем, о сущности мира, о сущности места человека в этом мире.
Формы материализма:
Античный материализм - Милетская школа, Атомисты (Демокрит);
Материализм XVII-XVIII века – механистический, метафизический материализм (Бэкон, Локк);
Диалектический материализм (Маркс и Энгельс);
Материализм русских революционеров “демократов” (Герцен, Чернышевский, Белинский);
Современный материализм XX века на современном естествознании.
Формы идеализма:
Объективный идеализм – такое философское течение, которое в основу мира кладет такое духовное начало, которое не завит от человека (Платон, Гегель);
Субъективный идеализм – такое философское течение, которое признает первичным духовное начало и существует только человеческое сознание, а существование других объектов вне человеческого сознания под вопросом (Беркли, махисты).
Субъективные идеалисты исходят из идеи о том, что свойства вещей мы познаем посредством ощущений, т.е. нам известны не сами ощущения, а их свойства, которые являются единственным свойством нашего познания.
Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой реально существует сознание только одного человека.
Исторические формы идеализма:
Античный (Платон);
Средневековый (Фома Аквинский);
Идеализм немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель);
Неотомизм – XX век.
2). Вопрос о познаваемости: мир можно познать и мир познать невозможно.
Как относятся наши мысли о мире к самому миру? (Вопрос о тождестве мышления и бытия.)
Агностицизм (от греч. a – не, gnosis - знание)- такое философское течение, с точки зрения которого сущность мира и сущность вещей непознаваемы.
Агностицизм:
Скрытый (скептицизм, Д. Юм);
Открытый (И. Кант).
Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)
Доводы в пользу агностицизма:
1) Когда объективно сущ-щие вещи дейст. на наше созн-е, оно не может изм-ся иначе, как в соотв-ии со своей природой. Мы знаем не вещи как таковые, а лишь те изм-я, к-ые они производят в нашем созн-ии.
2) Решение проблемы ощущения: чел. ощущ-я – нечто «закрытое» и непроницаемое для св-в внешних вещей.
3) Чел. опыт ограничен и конечен. Т.к. действит-й, объект-й мир всегда шире того, к-й представлен в нашем чувственном опыте, мы не способны делать на основе опыта заключения истинной или строгой всеобщности. Действительное мировоззрение принципиально невозможно. (Научный материализм мог появиться только пройдя критику Канта способности чел. разума к познанию сущности беск-го мирового целого)
Причины агностицизма.
Причины агностицизма:
1) Объект познания очень сложен;
2) Сложность объекта познания;
3) Исходные методологические принципы.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе. Между ними пропасть - бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.