Флоренский Павел Александрович. Философия и богослужение.

Флоренский Павел Александрович (1882 – 1937) Русский религиозный философ и ученый. Родился 9 января (по старому стилю} в местечке Евлах на западе нынешнего Азербайджана. По отцу его родословная входит в русское духовенство, мать же происходила из старинного и знатного армянского рода. Флоренский очень рано обнаружил исключительные математические способности и по окончания гимназии в Тифлисе поступил на математическое отделение Московского Университета. По окончании Университета он не принял предложения остаться при Университете для занятий в области математики, а поступил в Московскую Духовную академию. В эти годы он вместе с Эрном, Свеницким и Брихничевым создал "Союз христианской борьбы", стремившийся к радикальному обновлению общественного строя в духе идей Вл.Соловьева о "христианской общественности". Позже Флоренский совершенно отошел от радикального христианства.

Еще в годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он входит в круг молодых участников символического движения, завязывает дружбу с Андреем Белым, и первыми его творческими опытами становятся статьи в символистских журналах "Новый Путь" и "Весы", где он стремится внедрять математические понятия в философскую проблематику.

В годы обучения в Духовной Академии у него возникает замысел капитального сочинения, будущей его книги «Столп и утверждение истины», большую часть которой он завершит к концу обучения. После окончания Академии в 1908 году он становится в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принимает священство и в 1912 году назначается редактором академического журнала "Богословский вестник". Полный и окончательный текст его книги "Столп и утверждение истины" появляется в 1924 году.

В 1918 году Духовная Академия переносит свою работу в Москву, а затем закрывается. В 1921 году закрывается Сергиево-Посадский храм, где Флоренский служил священником. В годы с 1916-го по 1925 Флоренский пишет ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работает над своими воспоминаниями. Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой и математикой, работает также в области техники и материаловедения. С 1921 он работает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Другое направление его деятельности в этот период - искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её ученым секретарем, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству.

Во второй половине двадцатых годов круг занятий Флоренского вынужденно ограничивается техническими вопросами. Летом 1928 г. его ссылают в Нижний Новгород, но в том же году, по хлопот Е.Л.Пешковой, возвращают из ссылки. В начале тридцатых годов против него развязывается кампания в советской прессе со статьями погромного и доносительского характера. 26 февраля 1933 г. последовал арест и через 5 месяцев - 26 июля - осуждение на 10 лет заключения. С 1934 г. Флоренский содержался в Соловецком лагере. 25 ноября 1937 г. особой тройкой УНКВД Ленинградской области он был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 8 декабря 1937 г.

«Столп и утверждение истины» - опыт православной традиции в 12 письмах. В книге нет ничего простого, непосредственного, идущего от сердца. Такие книги не могут действовать религиозно. Флоренский – блестящий, изысканно умный учёный – стилизатор православия. У него нет ни одного слова не прошедшего стилизации. Православие – не живое, не непосредственное, а стилизованное, не наивное, а сентиментальное.

В его книге нет ни единой строки, которая была бы полна горячего негодования против зла мира, была бы воинственным изобличением зла, противлением злу, неправде и несправедливости. В писаниях Флоренского полное отсутствие чувства мирного гражданства. Флоренский предлагает нам «свой опыт православной теодицеи», им придуманной, своеобразно обоснованной. Флоренский любит тонкую художественную работу, детальное исследование, научные миниатюры. Есть углубленность, но нет полёта. Это более литература, чем философия. Это тепличная книга, наполненная художественными изысками.

Глава о сомнении – самая замечательная глава этой книги. Флоренский очень подозрительно относится к духовному опыту, к жизни в духе, он требует постоянного церковного догматического испытания духа.

Самое ценное в книге – учение о антиномичности. Религиозная жизнь по существу антиномична, она заключает в себе для разума несовместимые и противоречивые тезисы и таинственно снимает эти противоречия. Он панически боится оторваться от церковности, такой как она выявлена на физическом плане бытия. Он хочет удержать и охранить физическое, телесность, материальность религиозной жизни.

Флоренский по всему складу своего мышления оригинал, доходивший до чудачеств. Последние главы «Столпа и утверждения истины» посвящены дружбе и ревности. Здесь весь пафос книги. В дружбе видит чисто человеческую стихию церковности. О дружбе говорит много хорошего, красивого, но безмерно далекого от православной действительности, в которой мудрено найти пафос дружбы.

Наши рекомендации