Идейно-философские воззрения Василия Розанова. Иррационализм и антисциентизм Л. Шестого.

В.В. Розанов - философ, публицист и критик, родился в Ветлуге в 1850 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету. Был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 года служит в центральном управлении государственного контроля. Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Розанов в обширном труде "О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания" (Москва, 1880) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Розанов дал в статье «Цель человеческой жизни» («Вопросы философии», 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения он изложил в книге «Красота в природе и ее смысл» (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Вл. С. Соловьева.

Гораздо больше внимания Розанов посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. ("Религия и культура", сборник статей, Санкт-Петербург, 1899). Вступив на это поприще статьей «Место христианства в истории» ("Русский Вестник", 1890, 1 и отд.), Розанов обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева, и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Розанова «О браке» (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказало здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге «Сумерки просвещения» (Санкт-Петербург, 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, он находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целостности, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Розанов занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» (Санкт-Петербург. 1893) и «Литературные очерки», сборник статей (Санкт-Петербург. 1899) О нем существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева «Порфирий Головлёв о свободе и вере» («Вестник Европы», 1894 год, 2). Его новейшие труды: «В мире неясного и нерешенного» (СПб., 1901), «Природа и история. Сборник статей» (1900), «Семейный вопрос в России» (1903). Бердяев называл его «маленький рыжий мужичонка». Сам же себя называл почвенником и последователем Достоевского. Был литературным критиком, одним из лучших конца века. Его сочинения полны желчи и очень язвительны. Как почвенник культивировал мистическое начало в человеческой душе. По жизни малоинтересен, но вот его религия представляет интерес. Это верноподданное, почти рабское православие. Он умудрялся соединять высокое и низкое, например, мог говорить, что «человек – верующая обезьяна». Часто менялось настроение, постоянно балансировал на грани психического срыва. Так однажды написал два противоположных письма (Горький и Блок) в один день.

Лев Шестов ( 1860 – 1938). Настоящая фамилия – Шварцман. Родился в богатой купеческой еврейской семье. Учился на юрфаке, где приобщился к марксизму. Ему грозил арест, и чтобы избежать его, он уехал в Москву, а потом за границу. Там отходит от идей марксизма и начинает писать «Апофеоз беспочвенности». Эта работа не вызвала большой политической реакции. Переезжает во Францию, где становится известным, так как начинает читать курс лекции по русской философии в Сорбонне. Его две работы «Только верой», «Афина и Иерусалим» получили большую популярность. Был против большевизма. Он яркий, но одновременно не глубокий философ. Ориентировался на знаменитого датского философа Кьеркегора.

Иррационализм и антисциентизм (борьба против науки и человека науки). Он утверждает, что жизнь для науки – это не жизнь, наука всё делает не так. Все человеческие чувства, все переживания – невоспроизводимы и не могут быть изучены наукой. Наука изучает все воспроизводимое, основанное на повторяемости. «Философия доступна лишь тому, в ком артист и художник не дополняют мыслителя, а господствуют над ним». Постичь можно лишь веря в свое избрание и спасение. Он религиозен, но не профессионален, поскольку не имеет своей отдельной позиции. Шестов просто считал, что нужно жить веря.

Он делил философию на 2 части: а) ту, что он презирал б) трагическую философию. Думать постоянно о смерти нельзя. Уникальность нашего существования в том, что мы в любой момент можем умереть. В жизни он был человеком исключительно приятным, но в полемике категоричен. В теологии – иррационалист. Истины разума не неотвратимы. От тяжести бытия освобождает не разум, а вера.

Наши рекомендации