Достоевский Ф.М. Антиномия свободы. Любовь как страсть и страдание.
Мировоззрение Достоевского. Достоевский как писатель очень велик. И философски он велик постольку, поскольку это всё разбросано по романам. Дело в том, что есть люди, которые интepecны как люди, очень глубоки, после их смерти о6ычно читают их переписку, дневники. Вот у Достоевского всё наоборот. Его биография менее интересна, чем творчество, хотя тоже примечательна. Его менее интересны, чем романы. Дневники менее интересны, чем письма. Он наиболее глубок в своем непосредственном творчестве. И он ничего не утаил, ничего не унес. То, что он хотел сказать, он сказал там. В молодые годы он резвый социалист, участник кружка Петрашевского. Потом арест, он достойно держался на допросах, никого не выдал, 6ыл приговорен к смерти. Это была инсценировка – повешенье было заменено в последний момент каторгой. После возвращения с каторги у него все круто меняется: все его сознание, настроение. Он примыкает к почвенникам. Почвенники - это то, во что превратилось позднее славянофильство, уже после Леонтьева. Но, хотя он и примыкает к ним, он не был славянофилом даже внешне. Во-первых, в отличии от славянофилов он был скиталец. Он был безбытен, у него долгое время не было своего угла, не было уютного мира своей усадьбы, как у славянофилов. Литературой он зарабатывал. И как поздние славянофилы, он человек апокалипсиса, ожидающий чего-то такого, как и Леонтьев. Его философия вращается вокруг человека. Т.е. он первый философский антрополог русской мысли, как сейчас это принято называть. Кроме человека, его души вообще, ничего нет в его разуме. Т.е. нет природы, нет мира вещей. Есть еще город, трущобы, грязные трактиры и вонючие меблированные комнаты. Все вращается внутри. Противник в этом смысле рациональности, науки, он пишет, что дважды два , и без моей воли будет четыре. И дважды два четыре, это уже не жизнь, господа, а начало смерти.
Главное для него: личность и индивидуальность. Человеческая природа не может быть до конца рационализирована, потому не должна лишаться свободы, которая там содержится. Свободу он понимает двояко. Он понимает ее как свободу добра и свободу зла. Это значит, что общество без зла есть общество без свободы. Потому что, чтобы уничтожить зло нужно запретить свободу зла. В любом деле есть возможность совершить зло. Чтобы этого не было... я приводил простой пример с порнографией. Как запретить порнографию? Убрать вообще все изображения женского тела. Но таким образом, вы запретите и искусство. Т.е. каждый раз запретительная мера действует сильнее. Она уничтожает не только конкретное зло, но и возможность его, я значит свободу вообще. И в связи с темой свободы зла Достоевский ненавидит теорию социального объяснения преступности. Что это? Есть две преступности: биологическая и социальная. Биологическая – та, которая растет из природы чeловека. В любом обществе люди разные. Среди них всегда будут аутсайдеры, маргиналы. Всегда будут люди с девиантным, отклоняющимся поведением. Им все равно, что вокруг любые социальные условия созданы. В свое время, когда мы с социальной преступностью разобрались, в СССР, там и остался только биологический уровень. Но он значительно разросся, у него не было естественного противника в лице социального. Социальная преступность – в которую рекрутируются нормальные люди. Там нет никаких аyтcaйдерoв, маргиналов. Там люди нормальные, интересные, с хорошим уровнем физической и прочей подготовки. В других условиях это были бы... Что значит, в других условиях? Для группы молодых людей, например, в маленьких городках, где стоят заводы, единственный способ не упасть ниже нижнего предела - это рекрутироваться в этот слой. Социальная преступность не переносит биологическую. Достоевский считал, что зло в душе само по себе, независимо ни от каких социальных условий. Он не видел этого, и когда ему это объясняли, то он впадал в крайности. У него везде натура человеческая иррациональна, и он очень дорожил этим.
О любви у Достоевского. У него любовь это страсть, которая терзает человека. Это страдание, но не дантевская Беатриче, не христианское чувство в смысле его сбалансированности, гармонии того и другого. Цветок христианской культуры – роза. У Достоевского всё не так, у него личное начало есть мужское начало, а женщина – среда обитания мужчины, его стихия. Это значит, ей не принадлежит самостоятельного места, она объект. Она борется за мужчину, но как стихия, а не как персона. Аглая, Настасья Филипповна, Грушенька, Екатерина Ивановна... это неосознанная борьба. Но вернемся к мужчине. Для мужчины женщина - это внутримужская драма, почти трагедия. Женщина - встретившаяся в мужской судьбе, - трудность, почти препятствие, которое надо перепрыгивать, которое может влечь к гибели. Т.е. женщина есть лишь основание для сведения мужских счетов с самим собой или с другими. Но и так и так получается плохо. Если не перепрыгнул, не преодолел, то это страдания, метания, самокопания почему не преодолел, почему оказался слаб в коленках. Если преодолел тоже. Это как бы самоутверждение каждый раз. Вот дон Жуан - это скачки с препятствиями, самоутверждение каждый раз за счет другого. Самоутверждение губит личность, т.к. ведет к одиночеству, когда другие воспринимаются как объекты. Но Достоевский не был бы собой, если бы не стоял на стороне страданий. Благо постольку, поскольку страдающий человек излечивается. Это не очень хорошая для нас, мужчин, трактовка. Если встать на эту точку зрения, то надо заставлять мужское население страдать, что нехорошо. Тем не менее, он думает именно так.
История с народовольцами сыграла с Дoстoeвским злую шутку. Отчет умер Достоевский? Его последняя квартира, где сейчас музей, в Кузнечном пер., 10. В 11 квартире жил Баранников, которого формально не существовало, он якобы в 19 лет покончил с собой. Он был главным лидером народовольцев. Он работал в деревне, обладал огромной силой, и когда всех арестовывали, смог уйти. Пошёл в партизанские отряды на русско-турецкую войну, чтобы освоить диверсионные методы борьбы. Вернувшись, собрался мстить петербургскому генерал-губернатору Трепову, но его опередила Вера Засулич, которая хотела за поруганное человеческое достоинство Боголюбова (Емельянова). Он роет минную галерею под полотном московско-курской железной дороги. В итоге взорвался поезд свиты. Много раз покушался на царя. В итоге был убит, а дело перешло в руки Софьи Перовской. Она точно рассчитает, где проедет АII. В квартире Баранникова устроят засаду и поймают Клеточникова, выдававшего народовольцам все полицейские секреты. Достоевский будет взят под негласный контроль полиции. Узнав, что на квартире у Баранникова сидят жандармы, подумает, что следят за ним и сильно испугается. А затем умрёт.