К.Н.Леонтьев. Принцип эстетизма и развитие российского общества.
Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года в селе Кудинове Мещевского уезда Калужской губернии. Его отец, Николай Борисович Леонтьев, - дворянин средней руки, мать же, Феодосия Петровна, происходит из старинного дворянского рода Карабановых. Константин – младший, седьмой по счету ребенок в семье Леонтьевых. Он сильно повлиял на славянофильство, он прямой предшественник Ницше. При этом он был барин, аристократ. Всю свою жизнь искал яркой, возвышенной жизни, а реальность была другой. Он прожил всю жизнь, нуждаясь в деньгах, живя за счет женщин. С детства у него была любовь к войне, некая идеализация войны, поэтому он батальонным лекарем идет на Крымскую войну. Отношение к войне - возвышенно-мальчишеское. Но счастья он искал в красоте. Красота - это основная категория философии Леонтьева; он любил то, что прекрасно. С его точки зрения прекрасна церковь, монархия, войско - это все культура красоты. А серая обывательская буржуазия это пошло и вовсе не прекрасно. И поэтому в триаде «истина, добро, красота» он готов жертвовать всем, кроме красоты. Прежде всего, он готов жертвовать добром. Он пишет: «не обязан жить другим рассудком. Идеал всеобщего равенства, труда, ...- избави Боже». Далее он спрашивает: «Что лучше: кровавая, но пышная эпоха Возрождения или зажиточная, умеренная Голландия?». По поводу красоты, добра он пишет: «одно столетнее, величественное дерево дороже двух десятков безумных людей, я не срублю его, чтобы купить мужикам лекарство от холеры». Для русской интеллигенции, это был голос из другого мира. В этом смысле, он предшественник Ницше (также Николая Данилевского и Шпенглера). Ницше тоже очень скоро заговорит то же самое. Леонтьева, сделавшего блестящую дипломатическую карьеру, готовили к должности генерального консула в Богемии. Однако в 1871 году происходит событие, которое имело определяющее значение для последующей жизни Леонтьева. В июле Леонтьев внезапно заболевает болезнью, которую он принял за холеру. Когда смерть казалась уже неминуемой, он внезапно увидел икону Божьей Матери, которую ему подарили афонские монахи. К.Н. поклялся перед ней, что в случае выздоровления, он примет монашество. Через два часа он почувствовал облегчение. Сразу после того, как он болезнь отступила, Леонтьев отправился верхом через горы на Афон, где он оставался до августа 1872 года. К.Н. собирался исполнить свое обещание и стать монахом, но его афонские духовники отговорили его от такого поспешного шага.
Многоженец по натуре, он не любил грамотных женщин, поэтому венчался на дочери местного виноторговца, она была необразованная, безграмотна, но очень красива - это тот тип женщин, который ему больше всего нравился. Образованных женщин он боялся, скрытая болезнь, - видеть в них человека, равного себе. Кроме того, в нем была прирожденная склонность к многоженству, с Крита он пишет своему приятелю: «Чтобы полнее понять Восток, не откладывая, заведите себе любовницу простенькую, болгарку или гречанку, кроме того, постарайтесь добыть турчанку, это не так уж трудно». В итоге, брак для него был дальше тяжел. Далее он пишет: «отчего на брак не хотят смотреть, как на общественное тягло, т.е. повинность, которая от войны и тяжелой работы отличается тем, что война опасна, но не скучна, а тяжелая работа скучна, но не опасна». 12 ноября 1891 года Константин Николаевич скончался от пневмонии и был похоронен в Гефсиманском саду Троице-Сергиевой Лавры близ храма Черниговской Божьей Матери.
Политическая философия очень понятна. Он говорит так: «вождей создает не парламентаризм, а реальная свобода самоуправства. Надо уметь властвовать беззастенчиво, т.е. застенчивость вредна, - брать так брать. Через деспотизм достигается могущество и уважение жизни, с его точки зрения, крепостное право плохо, но оно породило Пушкина и этим оправдано. Он страдает от разрушения идеала: «Ослабло законное, священное православие над волей нашей». Он противник, с эстетической точки зрения, социализма, т.к. люди не знают и не понимают законов прекрасного, т.к. везде этот средний тип наименее эстетичен. «С одной стороны, уважаю барство, с другой - люблю наивность и грубость мужика» - это крайности и обе живописны. И мужик живописен, и барин живописен, а между ними нечто среднее, средние - они не живописны. Идеал - это нечто среднее - «ни барина, ни воина, ни жреца, ни маркиза в бархате и перьях...». Главный вывод: «Эти люди прежде всего не знают и не понимают закона прекрасного, ибо везде этот средний тип менее эстетичен». По Леонтьеву, ценна не всякая личность, а личность высокого качества (идея сверхчеловека). «Смесь страха и любви – вот чем должны жить человеческие общества, если они хотят жить». Без насилия нельзя, оно не только побеждает, но и убеждает многих.