Писарев Д. И. (1840-1868). Позитивизм и нигилизм. Теория индустриализации, умственный прогресс и революция.

Писарев был талантливым литературным критиком. Он прожил очень короткую жизнь: родился в 40-м, умер в 68-ом, - всего 28 лет. Из них 5 лет в Петропавловской крепости, то есть, фактически, всего ничего. И очень много сделал. Bo всяком случае, был властителем душ шестидесятников. В Писареве философский радикализм принял боевые черты нигилизма. Сам Писарев не любил слова «нигилизм», называл своё направление «реализмом», воспевал идеал «критически мыслящей личности», но, конечно, веяние нигилизма сложнее всего и ярче всего выразил именно Писарев. Русский нигилизм. Чтобы понять, что это, легко объяснить, что противоположное. Противоположно русскому нигилизму понятие культуропоклонство. Культуропоклонство — это признание за культурой свойства самодостаточности, это означает, что вопрос о цене культуры, о ее пользе, смысле не ставится. Это античная культура, когда культура ценна сама по себе. Мы смотрим на античную культуру, но нас не интересует, для чего она там была. Она ценна сама по себе. Нигилизм — это обратная точка зрения. Это постановка вопроса оправдание культуры. Запад только через сто лет начинает это понимать. Немцы — только после Второй Мировом Войны. У Генриха Бёлля в «Бильярде в половине двенадцатого» герой, отступая, взрывает мосты, и в конце взрывает у себя в городе готически собор, когда это не имеет никакого военного значения. Почему он это делает? - Он не пустой скептик, «не фразёр», он «человек жизни, человек дела». У Бёлля всё запутано, но ясно что он протестует. Также возник нацизм как противовес традиционной культуре. И одно другому не мешало, пока в 1933 году напротив памятника Гете и Шиллеру в Веймаре не стали жечь книги. Интересно, что сразу за Веймаром в годы войны находился Buchenwald, зловонный дым от которого отравлял город великой культуры. Так что спрашивается в чём смысл культуры, если она не способна противостоять таким вещам?

У нас же над этим вопросом задумались за 100 лет до того. Культура оправдана лишь в той степени, в какой она влияет на жизнь вокруг. Сама русская литература второй половины 19 века, такая великая, не была литературой в собственном смысле этого слова. Это не была изящная словесность. Это была форма борьбы за лучшее будущее. В рамках этой формы писались романы, критические статьи и т.д. И только то, что соответствовало рамкам, воспринималось. Ценна не культура, а лучшая жизнь. Например, эстетика Чернышевского. Чернышевский встал на позицию «жизнь выше искусства» И сделал радикальные выводы, что лучшее искусство — то, которое улучшает жизнь. Конечно, это не так на самом деле. Но для них это было характерно. Поскольку действительность была выше искусства, но нужно бороться за действительность. Писарев отбрасывал не культуру вообще, а культуру на духовной почве православия. Это эмансипационное духовное движение — освободиться. От чего? Они были утилитаристы. Утилитаризм — это значит, главный критерий истины, польза. Разным бывает утилитаризм. Есть американский утилитаризм, это чуть ли не главная американская философия (экономическая польза). Что полезно экономике, то полезно вообще. Так можно оправдать и бедность и богатство. Есть утилитаризм Писарева, для которого полезна наука, знание. Отсюда, все нигилисты занимались естественными науками. Базаров режет лягушек, потому что рефлексы были открыты только что Сеченовым. И они хотели через это найти, все понять и все объяснить. Это, как скажет Бердяев, философски-упадочное время. Поскольку при анатомировании трупов души не нашли, то думали, что ее нет. Хотя ясно, что это из разных областей. Но Писарев говорил: «Пока наука не перестанет быть барской роскошью, пока она не сделается насущным хлебом всего здорового человека, пока она не проникнет в голову ремесленника, фабричного рабочего и простого мужика, до тех пор бедность и безнравственность трудящихся масс будет постоянно усиливаться, несмотря ни на проповеди моралистов, ни на подаяния филантропов». Это первый из его принципов — соединить знания и труд. В 1863 г. Писаревым была написана одна из самых значительных в его творчестве статей — «Очерки из истории труда» («Зарождение культуры»). В ней Писарев излагает свое понимание исторических и экономических вопросов, а также свой взгляд на социализм. Центральная мысль этой работы состоит в том, что в результате присвоения чужого труда и возникшей на его основе частной собственности, в обществе выделяются два полюса. На одном находится меньшинство, владеющее средствами труда, на другом — трудящееся большинство. Во всех цивилизациях «плоды росли и зрели для немногих». Все достижения человеческого ума, все открытия науки и технические изобретения только усиливали монополистов в вечной войне между трудом и капиталом. Но такое положение несет в себе зародыш разрушения. За капитализмом неизбежно следует социализм, под которым Писарев понимает, прежде всего, справедливое положение труда, ликвидация частной собственности и элемента присвоения. Однако вопрос об историческом процессе, о смене цивилизаций, социальном неравенстве, революции становится в зависимость от уровня человеческих знаний и от степени понимания людьми своего положения. Здесь уже выступают типичные для социологии Писарева черты просветительства и культурничества. Причины общественных противоречий он, прежде всего, выводит из разрыва между теоретическим знанием и практической деятельностью, объясняет их посредством масс, тем, что люди «сбились с пути», исказили всю природу и поэтому мучают друг друга условием вступления в новую цивилизацию. Писарев за равномерное распределение образованности. «Соединимте знания и труд, - пишет он, - дайте знания тем людям, которые по необходимости извлекут из него всю заключающуюся в нем практическую пользу, и вы увидите, что богатство страны и народа начнет увеличиваться с невероятного быстротой». Второй принцип. Он боролся за освобождение личности, требовал возвышения ее над средой и обстоятельствами. Он не признал Катерину «лучом света в темном царстве», а написал язвительную статью о том, что оттого, что неграмотная, глупая баба бросилась в пруд, жизнь лучше не станет. Он считает, что возвысить личность над средой — значит взять себя за волосы и вытащить из болота, как барон Мюнхгаузен. Если ты там останешься, то ты ни на что уже не способен.





Друзья звали его «хрустальной коробочкой». Он был очень честным человеком, ненавидел фразёрство. Он пишет о постепенном очищении нашего сознания от тупого оптимизма, принимающего декорацию за реальную действительность. И это очень здравый лозунг на все времена. Умственный прогресс. Невежество мешает понять нелепость существующего порядка вещей, а угнетение препятствует устранению невежества. Позже это получило выражение в формуле – «Мы бедны только потому, что жадны; и мы глупы, потому что бедны». Выход один – усвоение обществом положительных знаний, умственный прогресс и просвещение. При этом Писарев особенно подчёркивает роль естественных наук, которые важны потому, что, во-первых, являются основой деятельности людей, приносят практическую пользу и делают ее производительной; во-вторых, занятия естествознанием воспитывают в человеке реалистический взгляд на мир, и отнимают склонность к пустому мечтательству и нелепым фантазиям. Реализм, в приложении к практической деятельности предполагает сознательность, анализ, критику и умственный прогресс. Необходимой составной частью реализма является последовательное стремление к пользе, благодаря чему достигается экономия умственных сил. Бесполезно растрачивать умственные силы. Народное чувство, природный энтузиазм остаются при своих правах. Если они могут привести к цели быстро, пускай приводят. А пока революция не готова, ближайшая задача заключается в размножении реалистов, мыслящих людей или мыслящего пролетариата, которые одни осознали путь прогресса. Главная ставка делается не столько на народ, сколько на передовую интеллигенцию. Третий принцип. Разрешить навсегда неизбежный вопрос о голодных и раздетых людях. Он считает, что его можно разрешить только прогрессом общества, а прогресс возможен только в двух направлениях: механическом и химическом. Механически — означает медленную, постепенную работу по подготовке общественного сознания к коренному перевороту — эволюция. Химически — может быть определенно как решительная революционная логика старых форм жизни, когда в действие включаются народные массы - взрыв, революция. Просветительство и культурничество уводили Писарева еще дальше. Он был сторонником индустриализации, ратовал за всемирное усовершенствование производственных процессов на основе науки, за механизацию сельского хозяйства и вообще за ускоренное развитие страны в промышленном отношении. Полагал, что все это облегчит материальное положение трудящихся. В одних случаях Писарев имел совершенно верный взгляд, что в условиях присвоения черного труда технический прогресс лишь повышает уровень эксплуатации, в других — слишком увлекался идеей индустриализма и забывал, что успехи естествознания и промышленный прогресс идут в пользу буржуазии, а не пролетариату. Вера в силу знаний у него была настолько велика, что он даже допускал возможность общечеловеческой социальности всех мыслящих людей, независимо от их класса.

Наши рекомендации