Социально- философские идеи русского просвещения. «Учёная дружина» Петра. Концепция «правды воли монаршей» и утверждение имперской идеи.
Когда начали реформы, сразу столкнулись с нехваткой людей. Немцами Россию не заселишь. Своя Греко-латинская академия – хуже некуда. Греческий язык для науки не нужен, а нужен латинский. В 1685 году здесь даже сожгли двух профессоров из Германии. Время Петра – это время активных заимствований. Ученая дружина Петра формируется из ученых Киево-Могилянской академии. Долгое время после Унии, присоединившей украинскую церковь к Риму, церковь формально была католической, но вот фактически большинство населения, в том числе и казаки – военная сила, были православными. Поляки не хотели давать митрополита. Казаки надавили, Польша позволила иметь митрополита, но только чтобы не русский был. Выбор пал на Петра Могилу – молдаванина. Именно он основал академию, взяв за образец иезуитские колледжи XVI - XVII в. Но вот в XVIII в. колледжи стали уступать классическим университетам. Но в то время это были лучшие заведения, а конкретно на славянской земле академия - единственное учебное заведения такого типа. Киев вернулся к России в 1680 г., после татаро-монгольского нашествия и Андросовского перемирия (весь XVII в шла война с Польшей. Из года в год польская демократия подтачивала мощь государства. Более того католические государства в то время слабели в военном отношении. Киев отдали на три года, но потом не смогли взять обратно). Все члены «учёной дружины», ближайшего окружения Петра, были выпускниками этой акакдемии.
Феофан Прокопович (1681-1736) – человек высочайшей образованности и таланта. Он начал свое образование в Киево-Могилянской академии (был племянником ректора), отлично её закончил, был оставлен преподавать. («Владимирская горка» – район, где жила польско-украинская шляхта, смотревшая на Запад. А вот «подол» был населён православными, которые считали русских родственниками.) Но он хотел образовываться дальше. Орден Василиана «переделывал» православных в униатов (обряды те же, но руководство Рима). Орден давал возможность учиться в Риме. Перешел в унию, а через год стал студентом коллегии св. Афанасия в Риме. Благодаря своим способностям, он выдвинулся вперед и удостоился внимания самого папы Климента XI. В октябре 1701 г. состоялась публичная защита диссертации. Минуя степень магистра, он сразу был удостоен степени доктора богословия. Обещано место заместителя руководителя славянского отдела Ватиканской библиотеки. Но его не могли найти после защиты. В ночь на 28 октября 1701 г. он тайно бежит из Рима и отправляется пешком в путешествие на Запад Европы, далее он появляется в Германии (он хотел познакомиться с протестантской средой, ему это было интересно). Там, через год, он публикует заметки о Риме, да такие, что его потом возненавидят. Он два года учится у протестантов, после чего он возвращается в Киево-Могилянскую академию, где на него наложили наказание, а потом через две недели становится преподавателем риторики и философии. Это своего рода обман для того, чтобы получить образование. Его карьера продвигалась успешно. Знакомство и сближение с Петром, посетившим в честь Полтавской победы (1709) Киев, предопределит всю дальнейшую судьбу киевского профессора. Он становится правой рукой Петра и главным в «учёной дружине». В 1715 г. царь вызвал его в Москву, для подготовки церковной реформы (синодальная реформа). Реформирования по типу консисторий. Петру не нужен будет патриарх, который будет противовесом его власти. Взамен патриарха (исчезнет до 1918) появится Синод, во главе которого обычный чиновник. Во времена Николая I обер-прокурором был гвардейский офицер. Сам Феофан будет митрополитом Новгородским и своей рукой изменит церковь. Синод сохранился до сих пор как коллективный орган. За эту реформу его страшно «любит» духовенство. И хотя он православен, но от него есть «душок» протестантизма. По характеру своих воззрений Прокопович рассматривал мир как самодостаточную систему. Как все просветители, Прокопович выше всего ставил культ науки, светских знаний. В своем богословии он откровенно заявлял, что если ученый может привести в доказательство свое мнение, то Библия не может служить для него препятствием, ибо ее следует понимать не в буквальном, но в аллегорическом смысле. Вслед за Аристотелем, глава «Ученой дружины» различал теоретические и практические науки. Цель теоретических наук – получение истинного знания о природе и свойствах вещей. Практические науки также стремятся к достижению объективного знания, однако, их главное назначение - «действие», практика. От Феофана Прокоповича философию русского просвещения наследовала четко выраженный, натуралистический интерес, который окончательно закрепился в творчестве Ломоносова. Кстати, он спас Ломоносова, заступился за него грудью, когда того чуть было не казнили за обман (когда он пробирался из Холмогор в Москву).
«Правда воли монаршей» - это переложение на русскую почву идей Томаса Гоббса, для поддержания идеологии. Феофан умело переносит на русскую почву западный опыт. На взгляд Прокоповича, монархическая форма правления является самой наилучшей, потому что так управляются народы в своем большинстве, как в прошлом, так и в настоящем. Власть монарха есть верховная, высочайшая власть и крайняя власть, не подлежащая никаким законам человеческим. Титул «царское величество» означает абсолютное превосходство над всеми другими, как во власти политической, так и в чести монарх соединяет в себе законодательную и судебную власти, и долг подданных – «без прекословия и ропотания выполнять его указы, законы и повеления». Народ своей воли не имеет, он отдал ее полноту монарху при его избрании. Таким образом, дело государства – благо народа («всенародная польза»), которое достижимо лишь при монархическом правлении.
Итогом деятельности Прокоповича стал знаменитый «Духовный регламент» (1722), утверждавший отмену патриаршества и переход к синодальной церкви. Именно имперско-абсолютистский идеал требовал немедленного устранения церковной автономии и инквизиции патриаршества. Двоевластие больше не могло быть терпимо. В «Духовном регламенте» Феофан определил новое положение церкви в системе российской государственности. В трактате прямо говорится о недопустимости никакой самостоятельности и не только противостоящей, но также и рядом стоящей с самодержавием. Двоевластие в лице царя и патриарха может иметь страшные последствия для целости и спокойствия государства, особенно из-за возможности вовлечения народа в политические распри (ибо народ больше поверит патриарху, нежели мирскому правителю, если что случись). Важное место в «Духовном регламенте» отводилось борьбе с многочисленными суевериями, бытовавшими в русском обществе. Их существование объяснялось невежеством церковных пастырей, отсталостью России от Запада. Феофан Прокопович сыграл огромную роль в становлении риторики. Его «Учебник по торжественному красноречию» - это крупное произведение. Риторики хотели научит человека говорить, используя прения. Прокопович анализировал профессионально. Его речь на погребения Петра лучшее в риторике. Тут и умение и душа.
Феофан боролся со своими противниками. Особенно туго ему пришлось после смерти Петра. Он и защищался и нападал, что сейчас ему пытаются ставить в вину.
Стефан Яворский - Тоже закончил Киево-Могилянскую академию. Будет местоблюстителем патриаршего престола. Позднее он разойдется с Петром, т. к. он будет проповедовать 2 речи, которые не понравятся Петру, «О гибели людей на строительстве» и «О введении должностных фискалов». Далее Стефан напишет основную свою работу - «Камень веры» - православное сочинение с сильным католическим привкусом. У Феофана Прокоповича - православие с протестантским духом. Из-за этого ненавидели друг друга.
Василий Татищев (1686-1750) - Он будет любимец Петра, прославившийся под Полтавой, ученый. Он возглавит Берг-коллегию, он станет известным ученым, с него начнется русская история (Первый русский историк), до этого времени были только летописцы, которые были свободны в оценках, поэтому в летописях много неправды, нормальная, истинная история делается в архивах, с Татищева это и началось. Он создает классификацию наук на нужные (горное дело, юриспруденция. экономика, богословие и логика) полезные (грамматика, иностранные языки, математика, география, ботаника. физика), щегольские (искусствоведение, поэзия, музыка, живопись, танцы), бесполезные, не нужные человеку (алхимия, астрология). Он был абсолютным атеистом. Петру не раз приходилось пускать свою дубинку в его сторону: «Умному до веры другого ничего не касается, ему все равно, Лютер ли или язычник с ним в одном городе живет с ним, ибо не смотрит на веру, но смотрит на его товар, на его поступки и нравственность и потому с ним обхождение имеет». Татищев считал, что самопознание ведет к будущему и настоящему благополучию. Сосредоточением познавательной деятельности служит душа, которая нераздельна и благополучна. Татищев отвергал платано-христианское учение о причастии души. Татищев признавал только «орудия или силы» души, каковыми считал ум и волю. Ум - есть состояние обретения знаний, его содержание не может быть врожденным, он постоянно изменяется, совершенствуется. Специфику ума определяли 4 «действа»: фантазия, память, суждения и мысли. Определяющую роль занимают суждения. Ум, для Татищева, - «генеральное понятие», определяющее сущность философии. Ум принадлежит к важнейшим «силам души», обуславливающим возможность достижения «умопросвечения», т.е. собственно, развитие ума, превращение его путем просвещения в разум, составляет цель и назначение истинной образованности. Татищев выделял в своей теории «всемирного умопросвечения» три этапа: первого - сознание письменности, второго - пришествие Христа и третьего - обретения «тиснения книг», печатных книг.