ВОПРОС 14. Коммуникативность как выражение специфики СГН.

Коммуникационный аспект науки, являясь одним из важней­ших наряду с познавательным, социально-психологическим, орга­низационным, весьма ярко отражает социокультурную природу научно-исследовательской деятельности, ее тесную связь с соци­ально-историческими факторами, включенность науки в культуру общества в целом. Коммуникации, как они понимаются в науковедении, куда в определенном смысле входит и философия науки, складываются в целостную систему различных межличностных, массовых формальных и неформальных, устных и письменных связей и отношений. Они предстают как феномен, чутко улавлива­ющий и фиксирующий изменения ценностных ориентации науч­ных сообществ, смену парадигм, исследовательских программ, а также как система, отражающая изменения в социально-истори­ческих отношениях и культуре в целом. Таким образом, система. коммуникаций, отражая изменения как внутри самого знания, так и в социокультурной среде ученых, является исторической по сво­ей природе и отражает социально опосредованный характер науч­но-познавательной деятельности.

Именно в процессе профессионального общения, формально­го и неформального, непосредственного и опосредованного, про­исходит социализация ученого. Одновременно в процессе общения происходит и стратификация научного сообщества, что в конечном счете определяет преоблада­ние тех или иных концепций, подходов и направлений исследова­ния.

Науковедческий подход к коммуникациям, основываясь на со­циально-организационной и информационной моделях науки, от­ражает профессиональное общение преимущественно с позиций движения научной информации, сотрудничества при ее получении и обмене. При таком подходе коммуникации рассматриваютсякакважнейшее условие создания, апробации и оформления знания, тем самым выявляется в определенной степени познавательная сторона коммуникативности науки. Можно предположить, что та­кого рода «стык» между социальным и когнитивным интересно ис­следовать и с позиций философии науки с целью выяснения меха­низмов и природы социокультурной детерминации познания, по­нимая коммуникативность достаточно широко -— как феномен профессионального общения.

Особенность коммуникационного действия в науке состоит в том, что оно прежде всего ориентировано на нахождение взаимо­понимания между учеными и лишь затем на получение результата — знания. Какими познавательными возможностями обладают научные коммуникации — вопрос, требующий специального эпистемологического исследования. В первом приближении мож­но вычленить следующие функции общения, влияющие на ход на­учно-познавательной деятельности и знание. Это, во-первых, оформление знания в виде определенной объективированной сис­темы, т. е. в виде текстов (формальная коммуникация); во-вторых, применение принятого в данном научном сообществе унифициро­ванного научного языка, стандартов, формализации и т. п. для объективирования знания; в-третьих, передача системы мировоззрен­ческих, методологических и иных нормативов и принципов; в-чет­вертых, передача способа видения, парадигмы, научной традиции, неявного знания — т. е. такого знания, которое в силу своей приро­ды не может быть объективировано непосредственно в научных текстах и усваивается учеными только в совместной научно-поис­ковой деятельности; в-пятых, реализация диалогической формы развития знания и применение соответственно таких «коммуника­тивных форм» знания и познания, как аргументация, обоснова­ние, объяснение, опровержение и т. п. Таким образом, профессио­нальное общение существенно расширяет средства и формы по­знавательной деятельности субъекта научного познания.

Таким образом, через транс­ляцию идеалов и норм, коммуникации также осуществляют свои конструктивно-познавательные функции. При этом связь между этими компонентами науки носит не внешний, а глубоко внутрен­ний, органичный характер. Во-первых, потому что необходимые науке когнитивные стандарты не могут войти в ее содержание ина­че, чем через коммуникации; во-вторых, сам фактор общения вы­ступает как коренное условие любой социализированной, т. е. нор­мативной и соответствующей идеалам познавательной деятельнос­ти.

Коммуникативность науки предполагает обязательную фикса­цию знания в специальной объективированной форме — в науч­ных текстах (формальная коммуникация).

Научный текст как единица методологического анализа, т. е. как специфическая когнитивная форма, только начинает осваи­ваться в литературе по философии науки и методологии познания.

Обращение методологов к научным текстам как к «представи­телям» (референтам) коммуникации дает возможность непосред­ственно исследовать и такую мало разработанную проблему, как зависимость типа и форм рациональности в науке от «феномена общения». Сегодня четко просматривается тенденция расширения самих представлений о рациональности науки и условиях ее реали­зации. Рациональность не только не отождествляют с концептуа­лизацией вообще и логизацией в частности, но как обязательные для ее понимания подключают различные факторы доконцептуального порядка.

Анализ научных текстов с целью изучения компонентов, по­рождаемых диалогической природой научных текстов, приводит к выводу, что в них находят свое отражение не только «чисто логи­ческие» основания и формы, но в значительной степени и доводы ценностного характера, «нелогические» по природе, апеллирую­щие к чувствам читателя, необходимые для его убеждения. Этот факт может быть оценен по-разному. При уже сложившейся пара­дигме практические задачи — убедить читателя, как правило, сни­маются. Но в ходе становления парадигмы задача объяснить, убе­дить, привлечь читателя на свою сторону может рассматриваться как методологическая, как имеющее рациональное значение сред­ство формирования консенсуса.

Межсубъектная коммуникативность и роль коммуникативности в социальном познании. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции и индоктринация – внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.

Важную рольв развитии социально-гуманитарных наукахиграет коммуникация ученых, диалог между ними. Этому большое значение придавали Сократ, Платон, М. Бубер, М. Бахтин и другие.

Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Она обладает важными функциями:

– информационной: в процессе общения передается информация от одного ученого к другому,

– интерактивной: результатом общения является построение общей стратегии взаимодействия ученых в решении научных проблем,

– перцептивной: в общении формируется определенный образ другого ученого (возникает симпатия или антипатия).

Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие. Коммуникация выступает фактором, который:

– порождает новое знание,

– обуславливает его социокультурную природу.

Она обуславливает определенные действия, ориентированные на их смысловое восприятие. Коммуникация предусматривает, прежде всего,речевое общение. В результате такого общения ученый удовлетворяет, во-первых, свое стремление сказать и быть услышанным, во-вторых, стремление понять другого ученого и быть понятым им.Коммуникацияможет быть двух видов:

– формальная (общение на конференциях, посредством чтения публикаций),

– неформальная(личные беседы, дружба, переписка).

Продуктом коммуникации является создание определенных конвенций. Конвенция – это определенное соглашение между учеными, которые договорились трактовать какое-либо социальное явление в соответствии с соображениями удобства, целесообразности. В конкретных обстоятельствах она может играть позитивную роль. Однако, любая конвенция всегда должна иметь свои пределы использования и должна базироваться на определенных моральных нормах. В случае нарушения этих требований,конвенция способствует появлению такого явления как индоктринация. Индоктринация – это процедура внедрения и распространения в научном сообществе какой-либо одной доктрины.Она всегда ведет к нарушению принципа отсутствия монополии на истину, а, в конечном счете, к заблуждению и фальсификации.

Важно в социально-гуманитарных науках преодолевать коммуникативные барьеры, нередко возникающие в общении ученых-гуманитариев. Они вызваны некоторыми предубеждениями, которые существуют у многих ученых-гуманитариев. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых, представителей разных школ в социально-гуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями (репликами) между двумя или более учеными-гуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию, беседу, диспут и т.д. В диалоге участвуют источник информации и адресат, которому передается информация. Диалог – это «живая одушевленная речь» (Сократ), которая развивается в общении, в соприсутствии, в соучастии и является коллективным поиском истины. В диалоге собеседники равны, оба активны, все произнесенное сейчас же уточняется и проверяется. В диалоге формируется проблемное поле, определяются методы решения проблем.

Диалог означает вопрошание и ответствование, которые являются одинаково важными моментами социально-гуманитарного познания. В социально-гуманитарных науках важно всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящим, уметь усваивать произносимое им (Г. Гадамер).

Наши рекомендации