ВОПРОС 11. История как форма объективации жизни во времени

Как многозначное и синтетическое понятие, жизнь меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биологических науках жизнь понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью к размножению, росту, развитию. В СГН это понятие приобрело культурно-исторические и философские значения, в которых на первый план выдвигаются интуитивно постигаемые первичность жизненной реальности, ее темпоральность, событийность, непрерывность течения.

Один из ведущих исследователей понятия «жизнь» - немецкий философ и историк культуры В.Дильтей, для которого эта категория становится фундаментальной при разработке методологии наук о культуре (духе) и «критики исторического разума». Он понимал жизнь как жизнеосуществление в истории и культуре и ставил перед собой задачу философски обосновать принципы исторического познания, в целом конкретных наук об обществе, исходя из внутреннего опыта и фактов сознания, связанных с ним. Его не удовлетворяет причинно-следственная модель сознания, мир научных абстракций, из которого исключен сам человек. Он стремится к человеку как целому, в многообразии его сил и способностей, принимает в качестве метода опыт, в котором каждая составная часть абстрактного мышления соотносится с целым человеческой природы, как она предстает в языке и истории. Важнейшими составляющими нашего образа действительности и нашего познания ее являются, по Дильтею, живое единство личности, внешний мир, индивиды вне нас, их жизнь во времени, их взаимодействие. Все это, как и познание исторических взаимосвязей, может быть объяснено из целого человеческой природы и на основе жизни как входящих в круг жизнеосуществления.

Вернуть целостного человека в науки о духе и культуре возможно лишь через обращение к жизни, данной во внутреннем опыте как нечто непосредственное и целостное. Какова жизнь как действительность, как историческая форма бытия? Как дается жизнь другого и какими методами она постигается? Ответы на эти вопросы стали условием построения новой теории знания, учитывающей специфику внутреннего опыта – переживания жизни.

Основополагающим для всех определений жизни, по Дильтею, является ее временная характеристика – темпоральность, проявляющаяся в течении жизни, одновременности, последовательности, временного интервала, длительности, изменения. Переживание времени определяет содержание нашей жизни как беспрестанное движение вперед, в котором настоящее становится прошлым, а будущее – настоящим.

Особыми возможностями познания жизни обладает поэзия, которая связана с переживаемым событием. В поэзии не существует метода понимания жизни, явления не жизни упорядочены, она становится непосредственным выражением жизни как свободное творчество. Поэт вновь создает в своих переживаниях отношение к жизни. В отличие от поэта, историк, также стремящийся познать жизнь, выявляет и упорядочивает взаимосвязь действия, осознает реальный ход событий жизни. Здесь выясняется очень важный момент: проявления жизни одновременно предстают как репрезентация всеобщего. История обнаруживает себя как одна из форм проявления жизни, как объективация жизни Вов времени, организация жизни в соответствии с отношениями времени и действия – никогда не завершаемое целое.

Особый поворот проблемы – категория жизни в онтологическом и культурно-историческом аспектах разработан в трудах М.Хайдеггера. Он сремился прояснить в человеке именно бытийные характеристики, увидеть человеческое бытие таким, каким являет оно себя в повседневном здесь-бытии. Он считал, что жизнь в существенном отношении не завершена, перед ней всегда остается еще часть. Это создает проблему подхода к понятию жизни как к здесь-бытию в целом. Выход из этой трудности он видел в преодолении понимания жизни как процесса, взаимосвязи переживаний, которая где-то прервется. Существование здесь должно быть понято как бытие временем. «Человеческая жизнь не проходит во времени, она есть само время». Хайдеггер предложил свой – онтологический вариант категориального осмысления жизни.

В целом за термином жизнь в философском контексте стоит не логически строгое понятие или тем более категория, но скорее феномен, имеющий глубокое культурно-историческое и гуманитарное содержание. Как бы не менялись контекст и теоретические предпосылки осмысления и разработки этого понятия, именно оно, при всей своей многозначности и неопределенности, дает возможность ввести в философию представление об историческом человеке и выйти к новым формам рациональности.

Наши рекомендации