Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке
ВОПРОС 1.
ВОПРОС 6. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
НКМ – целостная система представления о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатывая в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Это особая форма научного теоретического знания, развивающегося в процессе эволюции науки. НКМ является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. В мировоззрении научно, кроме знаний, присутствуют убеждения, ценностные ориентации, эмоциональные отношения, идеалы и нормы деятельности.
Структура НКМ:
1) концептуальный уровень – философская категория (материя, познание и т.д.), философские принципы (в основном онтологические – материальное единство мира, принцип всеобщности движения развития). Категории и принципы, конкретизирующиеся в НКМ через систему общенаучного понятия отдельных наук (поле, вещество, энергия, популяция, биосфера).
2) чувственно-образный компонент – т.е. наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной эпохи. Такие образы даже на этом уровне выступают в виде системы и благодаря ей и описанию образов в языке, близком к обыденному, обеспечивается понимание НКМ самым широким кругом ученых, независимо от их специализации.
Формы НКМ:
1) по степени общности:
а) общенаучная КМ – форма систематизации знаний, выработанных не только в естествознании, но и в социально-гуманитарных науках;
б) естественно-научная КМ – картина природы и научная картина социально-исторической действительности. Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной КМ;
в) спец. КМ отдельных наук (дисциплинарные онтологии – физический мир, биологический мир, мир физических объектов, мир химических объектов и т.п.) – каждая из спец. КМ с точки зрения внутренней структуры может быть представлена как набор теоретической конструктов, образующих модель изучаемых областей.
2) в историко-культурном плане: в основном выступают естественно-научные КМ:
а) механическая КМ;
б) электродинамическая КМ;
в) квантовариационная КМ;
г) синергетическая КМ;
Функции НКМ: (речь о спец. функциях)
1) систематизация знаний;
2) обеспечение связи с опытом и культурой соответствующей эпохи;
3) функция быть исследовательской программой, хотя бы целенаправлющем подстановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств в их решении.
Специфика объекта и предмета социально- гуманитарных наук. Дисциплины социально-гуманитарного цикла, их предмет и функции; проблема разделения и единства социальных и гуманитарных наук. Место социально-гуманитарных наук в системе современных наук. Специфика общества и человека как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Функции социально-гуманитарных наук.
В настоящее время считается, что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие, так и различные характеристики.Естественныеи социально-гуманитарные науки обладают всеми признакаминауки как особого феномена (познание нового, наличие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т.д.). Вместе с тем, социально-гуманитарные науки отличаются отестественно-математических и технических наук по следующим основаниям:
- по объекту исследования– естественные науки изучают природную реальность, т.е. то, что существует объективно, как «мир вещей»; социально-гуманитарные науки изучают социальную реальность, т.е., то, что существует как объективно-субъективная реальность, как «мир людей»;
- по функциональному основанию – естественные науки стремятся объяснить причины природных явлений, социально-гуманитарные науки обеспечивают понимание смысла социальных явлений. Естественные науки стремятся изучитьколичественно-качественные характеристики предмета исследования, социально-гуманитарные науки – прежде всего, качественные характеристики;
- по целям исследования – естественные науки преследуют цель: открытие общих законов природы,а социально-гуманитарные науки – познание специфических проявлений культуры. Естественные науки применяют монологовую форму познания, социально-гуманитарные науки ориентированы на диалоговую форму.
Данные обстоятельства позволяют признать социально-гуманитарные науки науками особого рода. Объектом социально-гуманитарных наук являются:
- общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях;
- различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач,
- продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл.
Объектом исследованияможет стать любой фрагмент общества, ставший предметом интереса ученого. Обычно объектом исследования становятся реалии социальной действительности, которые обладают актуальностью и практическойзначимостью для общества. В ряде случаев ученый выбирает объект исследования, исходя из собственных интересов. Научное познание осуществляется на базе чувственного восприятия ученым объекта исследования (живое созерцание), затем – аналитического обдумывания путей решения научной проблемы (логическое мышление) ипрактического воздействия на объект исследования (эксперимент).
Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека.
Общество – это сложный объект познания:
- общество функционирует как вероятностно-детерминируемая система,
- общество – это арена действий сознательных и организованных людей,
- в развитии общества присутствует многообразие, изменчивость, случайность, неповторяемость и уникальность,
- обществообъективировано как в виде непосредственной действительности (то, что существует «здесь-и-сейчас»), так и в видезнаковых систем,текстов (то, что существовало в прошлом).
Самой важной спецификой объектасоциально-гуманитарных наук является включенность субъекта в объект, т.е. общество выступает одновременно и объектом, и субъектом познания.
Общественные науки имеют своим объектом изучения различные сферы общества (экономика – экономическую, социология – социальную, политология – политическую, юриспруденция – правовую, культурология – духовную и т.д.). Гуманитарные науки исследуют продукты духовной деятельности человека (история – прошлое человечества во всем многообразии, филология –письменные тексты, в которых выражена духовная культура, педагогика –воспитание и обучение человека, психология –развитие души человека и т.д.).
Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся:
- познавательная –дают знания об обществе;
- мировоззренческая –формируют систему взглядов человека на общество;
- методологическая – учат правилам социального познания и действия;
- аксиологическая –ориентируют на определенные идеалы, нормы;
- критическая –учат разумному сомнению в возможностях общества;
- воспитательная –формируют положительные качества ученого;
- рефлексивная –позволяют человеку осознать себя как значимую личность;
- идеологическая – ориентируют человека на поддержку интересов отдельных групп людей;
- прогностическая –позволяют предвидеть тенденции развития обществав будущем.
Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т.д.).
Специфика субъекта социально-гуманитарного познания: его включенность в объект познания. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Теория личностного знания М.Полани. Этика ученого-гуманитария.
Субъект социально-гуманитарного познания – это специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект может быть индивидуальный (отдельный ученый) иликоллективный (научная школа).
В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования, в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные, так и бессознательные моменты познания.
Ученый выступает по Р. Мертону одновременно как:
- ученый-исследователь (решает научные проблемы),
- ученый-консультант (дает советы решение социальных проблем),
- ученый-преподаватель (готовит кадры для науки),
- ученый-администратор (управляет научным учреждением),
- ученый-гражданин (служит своей Родине).
Ведущей функцией ученого является функция исследователя. В социально-гуманитарных науках он выступает одновременно и как ученый (цель – поиск истины), и как гражданин (цель – соотнесение знания с определенной оценкой).
Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль, так как он определяет:
- предмет и методы исследования,
- способы интерпретации полученного знания,
- объективность и истинность познания,
- сферу использования знания.
Принадлежность ученого к определенной идеологии, научной школе, системе коммуникации, конвенциям, а также различие целей,к которым он стремится(самовыражение, слава, деньги, власть, карьера),способствуют определенной субъективизации полученного знания. По поводу субъективизациив социально-гуманитарных наукахсуществуют две основныеточки зрения:
- субъективностьдолжнапреодолеваться (необходимо отделить функцию ученого от функции гражданина; соблюдать принцип свободы знания от оценок;Э. Дюркгейм, М. Вебер),
- субъективность должнаучитываться (необходимо признавать влияние интересов ученого, его гражданской позиции на результат познания; соблюдать принцип соотнесения знания с оценкой;Н. Михайловский, М. Полани).
Приоритетной точкой зрения является первая: в социально-гуманитарных науках необходимо стремиться к объективности за счет совершенствования процедур исследования, критического отношения к создаваемым теориям, проведения дискуссий по спорным вопросам.
Для достижения истины Г. Гадамер предлагал выявлять и избегать влияния «предрассудков» в социально-гуманитарных науках (предрассудок – это определенное предсуждение ученого, влияющее на понимание социального факта; он носит исторический характер и зависит от менталитета народа, к которому принадлежит ученый; например, когда немцы описывают историю других народов, они подвержены предрассудку о своем превосходстве над ними). М. Полани призывал учитывать влияние на результат познания явного и неявного знания, участия ученых в работе «невидимых колледжей», взаимоотношений учителей и учеников, уровень методологического мастерства ученого.Р. Мертон предлагал учитывать степень соблюдения учеными принципов этики науки:
- универсализм (ученые должны руководствоваться не личными симпатиями, а общими правилами организации науки, преодолевать на их основе противоборство научных школ),
- всеобщность (результаты научного исследования должны рассматриваться как продукт коллективного творчества,знание должно принадлежатьвсему научному сообществу, доля индивидуальных творцов должна быть строго ограничена),
- бескорыстие (ученые должны быть готовы согласиться с любыми аргументированными теориями, даже если они противоречат их убеждениям),
- организационный скептицизм (ученые должны быть самокритичными, нести ответственностьза критику достижений другого ученого).
Важную рольв социально-гуманитарных науках играет этический кодекс ученого-гуманитария. В настоящее время главными компонентами этики ученого (они зафиксированы в специальных этических кодексах поведения ученых) считаются:
- сохранение объективности исследования,
- профессиональная ответственность,
- отказ от исследования, если оно может причинить вред человеку,
- конфиденциальность использования информации,
- следование общечеловеческим моральным нормам поведения.
Особо важным этическим качеством ученого является его профессиональная ответственность. Профессиональная ответственность ученого – этообязанность ученого качественно проводить научное исследование, отвечать за полученные результаты, добросовестно выполнять свои профессиональные функции и отвечать за свои поступки перед научным сообществом.
В настоящее время в социально-гуманитарных науках роль субъекта постоянно возрастает, у него формируется нелинейное мышление, появляются новые приоритеты, улучшается специальная подготовка. Сегодня обществовед-гуманитарий должен ориентироваться наклятву, предложенную К. Поппером: «Клянусь не служить истине, не предлагать критерии истины, быть самокритичным, не вести за собой и не прислуживать власти».
Межсубъектная коммуникативность и роль коммуникативности в социальном познании. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции и индоктринация – внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.
Важную рольв развитии социально-гуманитарных наукахиграет коммуникация ученых, диалог между ними. Этому большое значение придавали Сократ, Платон, М. Бубер, М. Бахтин и другие.
Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Она обладает важными функциями:
– информационной: в процессе общения передается информация от одного ученого к другому,
– интерактивной: результатом общения является построение общей стратегии взаимодействия ученых в решении научных проблем,
– перцептивной: в общении формируется определенный образ другого ученого (возникает симпатия или антипатия).
Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие. Коммуникация выступает фактором, который:
– порождает новое знание,
– обуславливает его социокультурную природу.
Она обуславливает определенные действия, ориентированные на их смысловое восприятие. Коммуникация предусматривает, прежде всего,речевое общение. В результате такого общения ученый удовлетворяет, во-первых, свое стремление сказать и быть услышанным, во-вторых, стремление понять другого ученого и быть понятым им.Коммуникацияможет быть двух видов:
– формальная (общение на конференциях, посредством чтения публикаций),
– неформальная(личные беседы, дружба, переписка).
Продуктом коммуникации является создание определенных конвенций. Конвенция – это определенное соглашение между учеными, которые договорились трактовать какое-либо социальное явление в соответствии с соображениями удобства, целесообразности. В конкретных обстоятельствах она может играть позитивную роль. Однако, любая конвенция всегда должна иметь свои пределы использования и должна базироваться на определенных моральных нормах. В случае нарушения этих требований,конвенция способствует появлению такого явления как индоктринация. Индоктринация – это процедура внедрения и распространения в научном сообществе какой-либо одной доктрины.Она всегда ведет к нарушению принципа отсутствия монополии на истину, а, в конечном счете, к заблуждению и фальсификации.
Важно в социально-гуманитарных науках преодолевать коммуникативные барьеры, нередко возникающие в общении ученых-гуманитариев. Они вызваны некоторыми предубеждениями, которые существуют у многих ученых-гуманитариев. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых, представителей разных школ в социально-гуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями (репликами) между двумя или более учеными-гуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию, беседу, диспут и т.д. В диалоге участвуют источник информации и адресат, которому передается информация. Диалог – это «живая одушевленная речь» (Сократ), которая развивается в общении, в соприсутствии, в соучастии и является коллективным поиском истины. В диалоге собеседники равны, оба активны, все произнесенное сейчас же уточняется и проверяется. В диалоге формируется проблемное поле, определяются методы решения проблем.
Диалог означает вопрошание и ответствование, которые являются одинаково важными моментами социально-гуманитарного познания. В социально-гуманитарных науках важно всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящим, уметь усваивать произносимое им (Г. Гадамер).
Истина как объективное знание. Классическая и неклассическая концепции истины. Проблема субъективности знания и истина. Возможности постижения истины в социально-гуманитарных науках. Принцип отсутствия монополии на истину в социально-гуманитарных науках.
Проблема истинности знаниядля социально-гуманитарных наук является более сложной, чем для естественно-технических наук. В социально-гуманитарных науках существуютследующие позиции по отношению к истине:
– безбрежный субъективизм (отрицание возможности постичь объективную истину),
– исторический объективизм (истина постижима как в любой науке),
– диалектический объективизм (истина достижима, но в процессе длительных исследований).
Сомненияв достижении объективнойистины,как писал М. Вебер, объясняются тем, что для социально-гуманитарных наук присуще: отсутствие возможности открытого обмена мнениями со своими оппонентами, неразвитость политической и методологической культуры, фантазии и партийная ограниченность, психологические барьеры, отсутствие (или затруднение) доступа к практически-политическим проблемам у исследователей, невозможность полного устранения их оценочной позиции по отношению к чисто теоретическим вопросам, их неизбежная тенденциозность, отсутствие критичности, некомпетентное государственное вмешательство в сферу науки и ряд других факторов.
Важным длясоциально-гуманитарных наук является признание возможности постижения истины. В социально-гуманитарных науках существуют две основные концепции истины:
– классическая концепция – истинапонимаетсякак правильное знание, соответствующее определенной реальности и подтвержденное практикой или достоверными фактами; считается, что истина в социально-гуманитарных науках достижима, ведущей стороной истины признается объективность (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер);
– неклассическая концепция – истинапонимаетсякак определенное знание, отражающее реальность глазами конкретного ученого-гуманитария и соответствующее общепринятым конвенциям; считается, что истина в социально-гуманитарных науках не всегда достижима, ведущей стороной истины признается субъективность (Н. Михайловский,М. Полани).
Истина в социально-гуманитарных науках также может рассматриваться как:
– когнитивная истина – объективное знание, соответствующее социальной реальности,
– экзистенциальная истина – субъективное знание, значащее для конкретного исследователя.
В рамках когнитивной истины большее значение уделяется процедуре постижения истины. В рамках экзистенциальной истины большее значение придается выявлению влияния на истину ценностных оценок ученого-гуманитария. Вместо понятия «экзистенциальная истина» часто применяется понятие «правда». Правда – это эмоционально-оценочное отношение исследователя к изучаемой реальности. Правда – это мнение о чем-либо, которое может быть достоверным, а может – и нет. В связи с этим в социально-гуманитарных науках использование понятия «правда» является нецелесообразным.
Главным в постижении истины в социально-гуманитарных науках является различение знаний и оценочных суждений (М. Вебер). Обществоведы, которые ориентируются на принцип свободы знаний от оценок, ведущими свойствами истины считаютобъективность, абсолютность и конкретность: содержание истины определяется предметом исследования, возможно познание абсолютной истины об определенных социальных явлениях, истина является истиной только в конкретных обстоятельствах. Обществоведы, которые ориентируются на принцип соответствия знаний и оценок, ведущими свойствами истины считают субъективность, относительность, абстрактность: истина существует как знание, носителем которого является человек, она отражает только отдельные стороны социальных явлений, истина является истиной только в отвлеченных от реальности условиях. Сложность достижения истины всоциально-гуманитарных науках обусловлена тем, что в процессеполучения знания необходимо преодолевать субъективность ученого-гуманитария.Субъективность социально-гуманитарного знания обусловлена следующим:
– воздействием на объект исследования субъекта познания с его интересами, целями и предпочтениями,
– влиянием объекта исследования (группы людей, которые сами заинтересованы в его результатах), на субъект познания,
– ориентацией субъекта исследования на требования социального заказа.
В социально-гуманитарных науках субъективность знания преодолима при условии:
– критического отношения к теориям самих авторов,
– восприятия критики со стороны других ученых,
– проведения постоянных дискуссий и организации обмена информации среди ученых,
– разработки утонченных технологий сбора информации,
– отсутствия монополии на истину,
– плюрализма точек зрения,
– постоянного взаимного уточнения основных положений социальных теорий,
– практической проверки социальных теорий.
Преодоление субъективности означает возможность постижения истины. Как писал К. Поппер, истина в социально-гуманитарных науках возможна,если следовать принципу «все открыто для критики». В свою очередь, М. Вебер считал, что истина не только достижима, но является главной целью любого обществоведа. Он писал: «Служение истине, а не группам давления, начальникам, друзьям и сватам составляет суть профессии ученого». Истина в социально-гуманитарных науках познается в результате длительных исследований, в процессе которых постепенно преодолеваются отдельные заблуждения, познание продвигается от неполного знания к более полному знанию, от относительной истины к абсолютной истине. Истина в социально-гуманитарных науках отражает социальную реальность, она всегда является конкретной истиной.
ОБЪЯСНЕНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины – традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).
В социально-гуманитарных наукахзнание всегда сочетается с верой и сомнением, так как вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании, а сомнение – роли относительного – в нем.
Вера – это принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами. Вера классифицируется по принадлежности к определенной сфере отражения человеком мира. Она бывает:
– религиозная (принадлежит к сфере чувственного, непознаваемого (вера в Бога),
– теоретическая (или философская) – принадлежит к сфере рационального, познаваемого (вера в правильность каких-то гипотез, предположений).
Вера присутствует в социально-гуманитарных науках, прежде всего,в силу незавершенности познания социальных явлений, как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании. Она также может присутствовать в социально-гуманитарных науках:
– как вера ученого-гуманитарияв Бога (ученый привносит в науку свою веру),
– как его «форма жизни» в обыденном мире (Л. Витгенштейн),
– как его доверие к определенным ученым, теориям, этическим нормам («бытие среди людей невозможно без доверия друг к другу». Л. Витгенштейн),
– как философская вера в возможность истинного отражения общества (К. Ясперс).
Верав социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками Достоинства веры в социально-гуманитарных науках: она придает уверенность в возможности познания истины, объединяет людей в определенные школы, дает людям надежду на лучшее будущее. Недостатки веры в социально-гуманитарных науках: основанность веры преимущественно на чувствах, преувеличение в ней доли абсолютного в истине, ввод в социально-гуманитарные науки догм, мифологем, идеологем. Негативное воздействие веры на социальное познание нейтрализуется сомнением, которое также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках.
Сомнение – это определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания. Оно всегда присутствует в социально-гуманитарных науках, так как познание социума всегда является незавершенным, а скептицизм часто является личностной чертой многих ученых-гуманитариев. Сомнение присутствует в социально-гуманитарных науках в связи с тем, что знания в них всегда связаны с оценками. Многие обществоведы считают, что освободиться от оценок невозможно. Это и порождает сомнение в достижении истины в социально-гуманитарных науках. Они также поддерживаются постоянными дискуссиями, которые ведутся в этих науках.
Сомнение бывает трех видов:
– теоретическое (сомнение в подлинности теории),
– нравственное (сомнение в правильности норм, которым следует ученый),
– религиозное (сомнение в возможности самоусовершенствоваться).
Сомнение в социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками. Достоинства сомнения: оно является фактором побуждения интереса к социальному познанию, способствует наличию дискуссий в социально-гуманитарных науках, обуславливает безостановочный процесс познания. Недостатки сомнения: абсолютизация скептиками роли относительного в истине, скептицизм часто перерастает в нигилизм, цинизм, ограничивает веру в познавательные возможности человека.
Сомнение выполняет в социально-гуманитарных науках следующие функции:
– обуславливает интерес к определенным социальным проблемам,
– позволяет критически относиться к существующим теориям.
Негативное воздействие сомнения на социальное познание нейтрализуетсяверой, которая также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках.
Главные цели социально-гуманитарных наук: минимизировать влияние веры и сомнения при постижении истины за счет разработки утонченных процедур и методик социально-гуманитарного познания и использовать их положительныестороны для совершенствования социального познания.
ВОПРОС 1.
Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке
Философия - самая древняя наука. Она включала в себя все знания о мире. Философия (фило-любовь, соф-мудрость) - любомудрие. Как устроен мир, место человека в мире, происхождение, возможности его в познании, проблема человеческой свободы, зависимость от окружающего общества, человек и общество, возможности познания истины, истина и заблуждения. Т.о., Ф есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в одно целое, в поле действия которых подпадает каждый человек).
Весьма своеобразно соотношение Ф-и и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, совершенствование чего-л. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что Ф есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в Ф-и культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, наивысший уровень самоосмысления человечества, достигнутый к настоящему времени. Не сущетсвует такая область культуры, которая превосходила бы философию. Разумеется достижения Ф-и не имеют смысла вне ее союза с практическими действиями людей, искусствами и разнообразными науками.
Философия социально-гуманитарных наук как составная часть социальной философии. Философия науки и философия социально-гуманитарных наук Предмет дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук», её основные разделы. Функции дисциплины«Философия социально-гуманитарных наук».
Общество, культура, человек – это важнейшие проблемы социальной философии. В её рамках разрабатывались все социальные и антропологические вопросы. Социальная философия – это раздел философии, который описывает качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. К 19 векуона накопила избыточную информацию об обществе и человеке. Возникла необходимость её выделенияиз социальной философии, образования для её изучения новых наук.Такв середине 19 века возникли и стали бурно развиваться социально-гуманитарные науки. Вместе с их появлением возникла необходимость решения общих,онтологических, гносеологических и мировоззренческих проблем данных наук. Появилась философия социально-гуманитарных наук. Её теоретической основой стала социальная философия, которая интегрировала в себе знания об обществе, обеспечила методологией все социально-гуманитарные науки, дала обобщающую картину должного общества, определила их ценности, ориентиры и цели.
Философия социально-гуманитарных наук– это составная часть философии науки, которая изучает закономерности возникновения, становления и развития социально-гуманитарных наук как социокультурныхфеноменов. Предметом философии социально-гуманитарных наук являются общие закономерности и тенденции развития социально-гуманитарного, научного познания как особой деятельности по производству социально-гуманитарных,научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
История становления философии социально-гуманитарных наук указывает, во-первых, на зависимость её содержания и целей от специфики социальной философии, на которой она базируется (позитивизм, антипозитивизм, марксистская философия), во-вторых, на постоянное изменение основной проблематики исследования, в третьих, на её связь с социологией науки, в-четвертых, на её развитие, прежде всего, как философии социальных наук (философия социальных наук разработана лучше, чем философия гуманитарных наук). Концептуально единой философии социально-гуманитарных наук в настоящее времяне создано, так как процесс её развития еще не завершен.
Философия социально-гуманитарных наук рассматривает социально-гуманитарные науки в трех аспектах:
- как познавательную деятельность,
- как систему дисциплинарно организованных знаний,
- как социальный институт.
Основными разделамифилософии социально-гуманитарных наук в настоящее время являются:
- онтология социально-гуманитарных наук (бытие наук, социально-гуманитарная картина общества);
- гносеология социально-гуманитарных наук (процедура научного познания в социальной сфере);
- методология и логика социально-гуманитарных наук(законы, методы, формы социального научного познания);
- аксиология социально-гуманитарных наук(идеалы, нормы социального познания);
- социология социально-гуманитарных наук(общественные науки как социальный институт);
- экономическое и правовое регулирование социально-гуманитарных наук (механизмы управления общественными науками).
Процессстановления и развития философии социально-гуманитарных наук является сложным и незавершенным, так как:
а) социально-гуманитарные науки возникли позже естественно-технических; б) философия отдельных гуманитарных наук возникала раньше (например, философия истории), других – позже (например, философия образования), в) предмет и целифилософии социально-гуманитарных наук определяются тем, на базе какой общей философии или общей философии науки она функционирует.
Философия социально-гуманитарных наук обладает многофункциональными возможностями. К ним относятся следующие основные функции:
- познавательная –даёт знания о социально-гуманитарных науках;
- мировоззренческая –создает систему взглядов ученого на окружающее общество;
- методологическая – учит правилам социального познания;
- аксиологическая –ориентирует на определенные идеалы, нормы социального познания;
- критическая –учит разумному сомнению в возможностях социально-гуманитарных наук;
- воспитательная –формирует положительные качества ученого;
- рефлексивная –позволяет ученому осознать себя как значимую личность;
- идеологическая – ориентирует ученых на поддержку интересов отдельных групп людей;
- прогностическая –позволяет предвидеть тенденции развития социально-гуманитарных наукв будущем.
Роль и значение философии социально-гуманитарных наукв перспективе будет возрастать в связи с ростом значения науки в решении глобальных, духовных проблем человечества.