ВОПРОС 26. Научные традиции и новации

Научные традиции - элементы научно-культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных научных сообществах в течение длительного времени.

Виды научных традиций:

1. Энциклопедизм.

Применительно к античности наука в древности начинала с индивидуального энциклопедизма (который позднее отжил себя). А коллективный энциклопедизм имел место во все времена и сохранился до сих пор.

2. Академизм.

Академией - объединения ученых и определенные научные или учебные заведения. Академизмом (франц. academisme) - чисто теоретическое направление, традиционное в науке и образовании. Традиционность выражается в том, что академизм противится коммерциализации науки. Традиционность соблюдается и в убеждении, что науку должна, питать государство.

3. Научные школы.

В 7-6вв. до н.э. существовало множество школ: Фалеса, Пифагора, Демокрита и др. Ведущее место занимали: ионийская (VII-VI вв. до н.э.), пифагорейская (VII-Vвв. до н.э.) и афинская (со 2-й пол. Vв. до н.э.) школы.

В те времена задачу научной школы входило научить ученика конкретной профессии и дать ему связанные с ней фактические знания. Воспитать философское мышление, способность рассуждать, развить известную духовную культуру - цель античного образования.

После распада полисов в эллинистическую эпоху тоже сложились очень влиятельные школы -основы производства знания.

4. Научная стажировка.

Научная стажировка - вид такой традиции, которая находится между учебой и командировкой. Научный работник выезжает на продолжительное время в какой-либо научный центр или научную школу, чаще всего к именитому ученому.

5.Идеи, гипотезы, научные ценности, нормы поведения, обычаи.

Научных идей античных мыслителей было много. Все предпосылки современных философских мировоззрений мы ищем и находим у античных истоков.

Немаловажную и неодинаковую роль сыграли знаменитые гипотезы, рассматриваемые как физические модели материального мира.

Наука подчиняется и внутренней логике своей эволюции, ориентируясь на такие ценности, как ДОБРО, КРАСОТА, ГАРМОНИЯ, ПРОСТОТА, ОСМЫСЛЕННОСТЬ.

В периоды нормального развития науки ученые строго придерживаются за функционированием конкретных идеалов и норм. Но в периоды научных революций ситуация уже резко меняется.Тем самым возникает проблема смены идеалов и норм. Требуется перемена обычаев. Основные характеристики (по Мертону) ЭТОСА НАУКИ - универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм.

6. Личностные контакты между Учителем и учениками.

Из далеких времен до нас дошли высокий образ Учителя и его учеников. Умение мыслить передается ученику через его личные контакты с Учителем (яркие образы Учителей - Сократа, Платона, Конфуция и др).

7. Научные трактаты, сочинения, труды.

В настоящее время до нас дошли многие фрагменты трактатов сочинений античных мыслителей - мы имеем реконструкции греческих учений, свойственные во многом архаичному античному мышлению.

8. Научные журналы.

Печатные периодические издания. Научный журнал (франц. journal, первоначально дневник) появляется, начиная с Нового времени. Первым журналом, вообще, считается ''Journal des savants" ("Журналь де саваи", Франция, 1665). В России первый журнал - "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях" (1728) - приложение к газете "Санкт-Петербургские новости".

9. Научные центры, научные парки.

Научный парк в нашем представлении, - это наука + коммерция. Тем самым произошла интеграция ученых и коммерсантов, в результате которой научное мышление получило новую объектно-направленную установку.

Традиция и новация соотносятся как инвариантное и вариативное, но только в их единстве и возникает движение, творческий процесс. Традиция определяет стратегию творчества, новация — ее тактику, традиция регламентирует творческий процесс, выступает в качестве общезначимых (для школы, направления, сообщества) регулятивов творчества, и в этом проявляется ее консервативный характер. Вместе с тем традиция оставляет всегда свободное поле для вариаций, в рамках которого и появляются новации, расцвечивающие стандартную схему. Усиление регламентирующего характера традиций, их догматизация, мелочный педантизм приводят к застою в культуре.

С другой стороны, расширение творческих возможностей в деятельности может натолкнуться на серьезное и упорное сопротивление традиции. Не всякая новация способна вписаться в традицию, органично ее дополнить. Любое новшество как бы просеивается сквозь сито традиции, которая дифференцирует новации на приемлемые в неприемлемые для нее. Поэтому можно ввести представление о двух типах новаций: модифицирующих (не изменяет стилевых установок традиции, оставляет инвариантными опорные пункты деятельности, лишь дополняя и конкретизируя их =консерваторы) и базисных (посягает на принципиальные основы традиции, своим радикализмом она грозит разрушением традиции=радикалы).

В науке творчество отождествляется с процессом получения нового знания. Поэтому наука внутренне ориентирована на новации, которые составляют главную, определяющую ее интенцию. Вместе с тем наука, как подсистема культуры, подчиняется общим закономерностям развития последней, и прежде всего для научного творчества характерна традициональность, т.е. подчиненность определенным историческим традициям.

Традиции не должны быть консервированы настолько, чтобы не давать место свободомыслию. Функции, цели их всегда ориентированы на познание неведомого. Когда прошли эволюционный путь, особенно актуальным становится вопрос, насколько истинен был этот путь.

Выход за пределы традиций - двигатель на следующей стадии, отметать традиции отжившие и есть творческое развитие.

Таким образом, наука сама по себе не признает догмы. В догматизации научных теорий заинтересованы прежде всего религиозные организации и политические партии.

Для того, чтобы традиции не превратились в тормоз развития, необходима свобода научного творчества, которая должна представлять ценность сама по себе. Без свободы творчества любая научная теория превращается в догмы. Наука должна быть независимой от всего, кроме этических начал. Не забывать нравственные категории. Философия должна быть нравственной судьей науки.

Наши рекомендации