ВОПРОС 21. Понятие мира и мировоззрения.
Мир - совокупность всех форм материи; Вселенная во всем ее многообразии. Понятие мира широко употребляется для обозначения отдельных частей Вселенной, земли и процессов, явлений, характеризующих ее как целое (мировое сообщество, мировая культура, всемирный конгресс), отдельных областей жизни и ее проявлений (внутренний мир чела, античный мир, научный мир).
Мировоззрение – система взглядов на мир в целом предстает как сложный сплав традиций, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих отношение индивида, социальной группы, класса или общества к действительности (окружающему миру). Оно включает в себя обобщенный образ реальности, преломленный позицией личности.
Основные компоненты м/з:
· Мироощущение – эмоциональная составляющая, эмоционально чувств-е отношение к окружающему миру;
· Миропонимание – интеллектуальная составляющая, теоретическое, осмысленное отношение к миру.
Исторические типы м/з:
Миф. Мифологическое м/з появилось в первобытном строе. В сознании людей этого времени миф утвердил себя как дописьменные сказания о богах, героях и отдельных людях. Миф упорядочил представления людей о мире, противопоставив себя хаосу, и в этом заключалась непреходящая ценность. Характерны следующие черты: восприятие времени. как круга (идея вечного возвращения) связано с природными явлениями отсутствие резкой границы м/у миром живых и миром мертвых.
Религия (Р), в отличие от мифа, формируется в условиях сложившейся письменности: иудейская Р (3 тыс. лет назад),буддизм(2,5тыс.лет назад) христианство (2тыс.лет назад), ислам (7вн.э.). Религиозное м/з основывается на вере в Бога как абсолютной духовной "персоны", которая в незапамятные времена своей волей создала земной мир и определила его последующее развитие. Вера диктует челу соответствующее поведение и особые действия, связанные с выполнением определенных ритуалов. Позднее появляется церковь как общественный институт. Возникновение Р несомненно связано с фактом возрастания чел-го мышления. Характерны основные черты: время воспринимается как линейное (без повторений);непреодолимая граница м/у мирами живых и мертвых.
Философское м/з (≈2,5тыс.лет назад) связано с ростом городов, развитием торговли, усилением новой знати (богачей), ослаблением старой родовой знати (вождей, жрецов, родоначальников). Ф. в отличие от мифа и Р, не задает вопросы о мире и челе в такой форме: кто создал? кто установил закон? Ф.спрашивает, но делает это безлично: что послужило тому причиной, что порождает законы природы и общества? Уже по самой постановке вопросов видно, что Ф. стремится опереться на возможности интеллекта, дать рациональное объяснение всего сущего. Даже если последнее представлено челу вне рассудочных форм (т.е. иррационально). В этом плане она обладает определенным сходством с Н. Но широта обобщений все же выводит Ф-е знание за пределы Н. Характерные черты: линейное восприятие времени, но идея страшного суда смазана; появляются первые варианты атеизма (н-р, Ф. Эпикура, где душа объявляется смертной, как и тело).
Главенствующее место занимает научное мировоззрение. Именно научная картина мира обеспечивает теоретический уровень мировоззрения, который предлагает опору на определенную, конкретно-историческую систему знаний и принципов. НКМ представляет собой не просто сумму или набор фрагментов отдельных дисциплин. Ее назначение состоит в синтезе знаний. Отсюда вытекает ее интегративная функция. С этим связана системность научного мировоззрения. НКМ не просто описывает мироздание, но задает систему установок и принципов освоения универсума, поэтому необходимо говорить о ее нормативной функции.
Толковый словарь.
М/з- система взглядов на мир, на место чела в нем, на отношение чела к миру и к самому себе.
Миф (от греч. рассказ, предание) –древнее сказание о богах, героях, деяния которых олицетворяли собой природные и общественные явления. Причинные связи в мифологической "картине мира" ярко персонифицированы, т.е. толчком к изменению повествуемой ситуации всегда выступает чья-то воля.
Религия (греч. благочестие, святыня)- м/з, основанное на вере в реальность сверхъестественного,. В зрелых формах религиозного сознания – это Бог. Различают ранние формы Р (фетишизм, тотемизм. шаманизм), Р. Классового общества (национальные и мировые), нетрадиционные религии 2-й половины 20 в.
Философия (любовь к мудрости) – форма духовной активности чела, умозрительное постижение мира и связанных с ним проблем, выходящее за рамки конкретных наук.