Вопрос 20. наука как социальный институт
Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо 1) как форма деятельности, 2) либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же 3) как социальный институт.
Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. С институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д.
Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что она является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, - результат недавнего развития, только в XX в.
Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в 16-17 вв в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда наука должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания.
Понятие institutum – от лат. установление, обычай. Институт предполагает действующий, вплетенный в функционирование комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Институт – явление надындивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Само понятие «социальный институт» вошло в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода считается Р.Мертон.
Понятие социального института отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. В связи с этим говорят о политических, социальных, религиозных институтах, а также институте семьи, школы, учреждения.
Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:
- совокупность знаний и их носителей,
- наличие специфических и познавательных целей и задач,
- выполнение определенных функций,
- наличие специфических средств познания и учреждений,
- выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений,
- существование определенных санкций.
Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализации, раскрытие его содержания и результатов.
В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в средние века – в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения.
Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей не просто передачу системы знаний, но и подготовку способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Появление университетов датируется 12в, однако в первых университетах господствует религиозная парадигма мировосприятия. Светское влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.
Внутри науки существуют научные школы, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как правило, личностью выдающегося ученого. В науковедении различают классические научные школы и современные. Классические научные школы возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую треть 19 в. В нач 20в в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда, им на смену пришли современные (дисциплинарные) научные школы.
В отличие от классической научной школы дисциплинарные ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы программы. Когда же научно-исследовательская деятельность переставала цементироваться научной позицией и стратегией поиска руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, дисциплинарная научная школа превращалась в научный коллектив.
Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Устанавливается более глубокая связь Nки со всеми без исключения соц. институтами. Новые источники энергии и информационные технологии - перспективные направления современной науки. Совр. наука проникает не только в промышленность и с/х производство, но и в политическую, административную и военную сферу. В свою очередь наука, как соц. институт, становится важнейшим фактором соц.-экономического потенциала и требует постоянно растущих затрат. В силу этого обстоятельства политика в области науки превращается в одну из ведущих областей соц. управления.
Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что наука была и остается прежде всего средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.