ВОПРОС 10. Основания научного знания: идеалы и нормы

Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму деятельности, и как совокупность дисциплинарных знаний, и как социальный институт.

В настоящее время помимо естественных, общественных, технических наук различают науку теоретическую и экспериментальную, фундаментальную и прикладную. Наука сегодня развивается с учетом глубокой специализации, а также на стыках междисциплинарных областей, что свидетельствует о ее интеграции. Однако все научные знания, несмотря на их дисциплинарную дифференциацию, отвечают определенным стандартам и опираются на четко выверенные основания.

В качестве таких принято выделять: характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области идеалы и нормы познания, научную картину мира, философские основания.

Многие ученые считают, что научный прогресс развивается на непрерывном основании. Эта позиция отражена кумулятивной моделью развития науки. Кумулятивизм предполагает упрощенное понимание роста знания, когда к накопленной сумме истинных положений постепенно добавляются новые утверждения.

Однако история науки свидетельствует, что научное развитие предполагает ломку и смену оснований науки, что отражено аккумулятивной моделью развития науки. Ее следствием является тезис о несоизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга теории не связываются логически, а используют разнообразные принципы и способы оснований. История науки представляет собой не линейное развитие, а дискретный процесс. Периоды борьбы альтернативных теорий – самые плодотворные периоды. Истоки альтернативных концепций коренятся в различных мировоззренческих и методологических позициях ученых.

Важно понимать, что перестройка самих оснований науки может происходить на территории внутридисциплинарного развития, т.е. затрагивая лишь принадлежащие к данной области дисциплины. Может происходить и за счет междисциплинарных связей, когда более прогрессивная дисциплина транслирует изменение своих оснований на другие смежные или даже весьма отдаленные дисциплинарные области.

Система идеалов и норм распадается на: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания; 3) идеалы и нормы построения и организации знания. Идеалы и нормы имеют двоякую детерминацию: они зависят как от специфики изучаемых объектов, так и от конкретно-исторических условий той или иной эпохи. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связаны и могут перетекать друг в друга, их не следует отождествлять.

Во-первых, норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке. Идеал – на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы.

Во-вторых, нормы претендуют на повсеместную реализацию. От идеалов требовать универсальной степени реализуемости вряд ли правомерно, они в большей мере выступают как ориентир.

В-третьих, норма, выступая как ординарное средство познавательного процесса, задает пределы пространства для реализации целей. Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реализуется как предельно-совершенное состояние, как, например, идеал истины.

В-четвертых, нормы подвержены изменениям и трансформациям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, т.к. ориентирует на совершенный образец знания. Когда норма достигает своего совершенного выражения, как, например, в геометрии Евклида, она может приобрести статус идеала, превратиться в идеал дедуктивного построения знания.

Идеалы и нормы знания влияют на исследовательский процесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования. В проблеме должно содержаться противоречие, указывающее на существующий предел знания и те новые факты, для объяснения которых и необходимо научное исследование. В этом суть требования прогрессивного сдвига и решения проблемы. Основания, включающие в себя идеалы, нормы и научную картину мира, придают систематический характер совокупной системе знания, поэтому за ними закреплена функция систематизации и интеграции. Соотношение социокультурных ценностей и когнитивных, собственно научных идеалов и норм научно-теоретического исследования оказывает большое влияние на развитие научных направлений.

Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер и накладывают свой отпечаток на процесс коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исследовательских работ и в самой тактике построения научного исследования. ВОПРОС 11. Закономерности развития науки. Философские основания.

В науке существует уровень философских предпосылок. Ясно, что в зависимости от того, с какой наукой и какой теорией мы имеем дело, философские основания выявляют себя в большей или меньшей степени. В квантовой механике они очевидны. Вместе с тем в науке существует немало теорий, которые не вызывают каких-либо споров но поводу их философских оснований. Это связано с тем, что они базируются на философских представлениях, близких к общепринятым, и поэтому не подвергаются рефлексии: они не выступают предметом специальною анализа, а воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.

Оказывается, что уровень философских предпосылок связан со стилем мышления определенной исторической эпохи. Например, для науки 18в. было характерно представление о научной теории как зеркальном отражении объективной реальности, дающем полную картину данной области действительности. Кроме того, считалось, что в самом мире нет никакой вероятности, поэтому и теория принципиально не может содержать в себе вероятности. Это была очень важная методологическая установка, которая во многом определяла стиль научного мышления того времени. С этой позиции смотрели на любую область действительности. При построении теории социальных явлений за образец брали небесную механику и пытались выдвинуть основные принципы (свободы, братства, равенства и т.д.), с помощью которых можно было бы описать любое социальное явление так же, как с помощью принципов механики, всемирного тяготения можно объяснить небесные явления. Ясно, что в XX в. ситуация меняется. Мы теперь склонны придавать большее значение скорее вероятностным теориям, чем выражающим однозначный детерминизм.

Итак, существует совокупность философских представлений, которые пронизывают и эмпирический и теоретический уровни научного знания. Фия выдвигает такие идеи, которые явл-ся толчком для Nого исследования: напр. идея атомизма -> молекулярная химия.

Понятие "философские основания науки" выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т.п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (орудием) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их "набор" сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

Будучи детерминирована в конечном счете общественной практикой и ее потребностями, вместе с тем наука развивается по своим собственным закономерностям, т.е. обладает внутренней логикой развития:

1. Преемственность в развитии научных знаний. Данная закономерность выражает неразрывность всего познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. При этом каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено ранее, т.о. реализуется принцип дополнительности – одно положение дополняет другое положение.

Объективной стороной преемственности в науке является то, что в самой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими им противоречиями. Воспроизведение реально развивающихся объектов, осуществляемое в процессе познания, тоже происходит через диалектически отрицающие друг друга теории, концепции и другие формы знания.

Диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое отражение в принципе соответствия, сформулированной Нильсом Бором. Согласно данному принципу, смена частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними. Важный аспект преемственного развития науки состоит в том, что необходимо распространять истинные идеи за пределы того, на чем они опробованы. Т.о., каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом. Однако преемственность не есть простое перенесение старых идей в новую эпоху. Оно обязательно включает в себя момент критического анализа и творческого преобразования.

Процесс преемственности в науке может быть выражен в терминах «традиции» и «новация». Новация – все то, что возникло впервые. Пример – научные открытия, фундаментальные идеи и концепции – квантовая механика, теория относительности и т.п. Традиции в науке – знания, накопленные предшествующими поколениями ученых и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, школах, направлениях, отдельных научных дисциплинах. Могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях.

2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки. Преемственность научного познания не есть однообразный, монотонный процесс. В определенном срезе она выступает как единство постепенных количественных и коренных качественных (скачки, научные революции) изменений.

Этап количественных изменений науки – это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.

На определенном этапе этого процесса, в определенной точке происходит скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов, вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть качественные изменения в развитии науки, т.е. научные революции.

3. Дифференциация и интеграция наук. Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов – дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук – чаще всего в дисциплины, находящиеся на их стыке). На одних этапах преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других – их интеграция, это характерно для современной науки.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнений знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Одновременно происходит и процесс интеграции – объединения, взаимопроникновения, синтеза научных дисциплин, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где бурно развиваются такие синтетические области научного знания, как кибернетика, синергетика, строятся интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

4. Взаимодействие наук и их методов. Один из важных путей взаимодействия наук – взаимообмен методами и приемами исследования. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами, однако, не была уловлена.

Методологический плюрализм – характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности.

Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках стыка. Этот процесс объединения усилий для решения важных практических задач получает все большее развитие, это – магистральный путь формирования единой науки будущего.

5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации. Одна из важных закономерностей развития науки – усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.

Сущность процесса математизации заключается в применении количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнообразному содержаниючастных наук. Чем сложнее явление, чем более высокой форме движения материи оно принадлежит, тем труднее оно поддается изучению количественными методами, точной математической обработке законов своего движения. Так, невозможно математически точно выразить степень развития умственных способностей человека, эстетические достоинства художественных произведений.

В настоящее время одним из основных инструментов математизации научно-технического прогресса становится математическое моделирование. Его сущность и преимущество состоит в замене исходного объекта соответствующей математической моделью в дальнейшем ее изучении (экпериментировании с нею) на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов.

6. Теоретизация и диалектизация науки. Наука (особенно современная) развивается по пути синтеза абстрактно-формальной (математизация и компьютеризация) и конкретно-содержательной сторон познания, которая выражается терминами теоретизация и диалектизация.

Теоретизация. Для современной науки характерно нарастание сложности и абстрактности знания. Все большее значение приобретают абстрактные, логико-математические и знаковые модели, в которых определенные черты моделируемого объекта выражаются в весьма абстрактных формулах.

Диалектизация науки как ее важнейшая закономерность означает все более широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития (а значит и времени). Причем именно во все науки, а не только в т.н. «исторические науки» - в геологию, биологию, историю и т.д.

7. Ускоренное развитие науки. Ф.Энгельс в сер.19в заметил, что наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения. Данная закономерность проявляется в увеличении общего числа научных работников, выполняемых научных работ, материальных затрат на науки и доходов от нее.

Ускоренное развитие науки есть следствие ускоренного развития производительных сил общества. По разным подсчетам, сумма научных знаний удваивается в среднем каждые 5-7 лет. Также отмечается сокращение сроков перехода от одной ступени научного познания к другой, от научного открытия к его практическому применению. Если в прошлом открытие и его применение отделялись десятками, даже сотнями лет, теперь сроки исчисляются несколькими годами или месяцами.

8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма. Критика – способ духовной деятельности, основная задача которого – целостная оценка явления с выявлением его противоречий, сильных и слабых сторон. Существуют 2 основные формы критики – а) негативная, разрушительная – беспощадное отрицание всего и вся, б) конструктивная, созидательная, предлагающая конкретные пути решения проблемы, реальные методы разрешения противоречий.

Значение конструктивной критики в науке возрастает вместе с ростом потребности во всесторонне теоретическом исследовании объектов и построении не фрагментарных, а целостных, синтетических концепций. Последние предполагают высокую методологическую культуру ученого и его критическое сознание, непримиримое с монополизмом (в познании – с исключительным правом на истину) и догматизмом.

Догматизм – форма метафизического мышления, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности. Догматизм игнорирует реальные изменения, не учитывает конкретных условий места и времени.

В последние годы все чаще говорят о новых тенденциях и закономерностях развития современной науки. Это, в частности, принцип аксиологизации науки, который требует акцентирования внимания на необходимости учета ценностных компонентов познавательного процесса (т.е. его ценностно-целевых элементов).

Некоторые исследователи говорят об экологизации научного знания, т.е. о проникновении экологических законов и принципов в естественные, технические и соц-гуманитарных науки. Эту тенденцию подтверждает бурное развитие таких наук, как экология человека, биоэтика, валеология (комплекс наук о здоровье человека).

Наши рекомендации