Вопрос 8. уровни научного познания.
Структура научного познания может быть представлена как единство 2-х его основных уровней – эмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимопереходят друг в друга.
В истории познания сложились 2 крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма (от греч. опыт) сводят научное знание как целое к эмпирическому уровню, принижая или отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выявление законов. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание).
Говоря о схоластическом теоретизировании, необходимо отметить, что понятие «схоластика» употребляется в 2-х смыслах: прямом – как определенный тип (форма) религиозной философии, характерный для средних веков, и в переносном – как бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от реальной жизни и практики.
Схоластика – отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся не на реалии жизни, а на авторитет канонизированных текстов и на формально-логическую правильность односторонних, чисто словесных рассуждений. Она несовместима с творчеством, с критическим духом подлинно научного исследования, поскольку навязывает мышлению уже готовый результат, подгоняя доводы под желаемые выводы.
Уровни эмпирического исследования.
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания.
Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие факт имеет следующие основные значения: 1) некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности (факты действительности), либо к сфере сознания и познания (факты сознания). 2) Знание о к-л событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины.3) предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
Второе и третье из названных значений резюмируются в понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.
В понимании природы факта в современной научной методологии выделяются 2 крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теории происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он детерминирован материальной действительностью.
В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий. Во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении.
Т.о., эмпирический опыт никогда не бывает слепым, он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки – это, строго говоря, не сами по себе факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, концептуальные каркасы действительности. Они состоят из абстрактных объектов (идеальных конструктов) разного рода – постулаты, принципы, определения и т.п.).
Само эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, к которой можно отнести 4 уровня:
1) единичные эмпирические высказывания (протокольные предложения), которые фиксируют результаты единичных наблюдений.
2) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения протоколов.
3) эмпирические законы различных видов (напр, все тела при нагревании расширяются).
4) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов.
Все эти уровни чаще всего представляют собой гипотетическое, вероятностное знание в отличие от теоретического познания. Если эмпирическое знание – это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах, то теоретическое знание – это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и др. форм мышления и мыслительных операций. Чувственное познание здесь не устраняется, но становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций высшего порядка – таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
При этом широко используются такие познавательные приемы и средства, как формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений, идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов («точка»), синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция – движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, предвидение будущего.
На теоретической стадии науки преобладающим (по сравнению с живым созерцанием) является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и т.д.) Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.д.).