ВОПРОС 1. Понятие науки. Научное и вненаучное знание.
ВОПРОС 9. Научная картина мира: структура и критерии
Научная картина мира рассматривается в философии науки как важнейшая часть оснований науки, как ее онтологическая составляющая. НКМ – целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, выработанная в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Это особая форма научного теоретического знания, развивающегося в процессе эволюции науки. НКМ является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. В мировоззрении научном, кроме знаний, присутствуют убеждения, ценностные ориентации, эмоциональные отношения, идеалы и нормы деятельности.
Структура НКМ:
1) концептуальный уровень – философские категории (материя, познание и т.д.), философские принципы (в основном онтологические – материальное единство мира, принцип всеобщности движения и развития). Категории и принципы, конкретизирующиеся в НКМ через систему общенаучных понятий отдельных наук (поле, вещество, энергия, популяция, биосфера).
2) чувственно-образный компонент – т.е. наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной эпохи. Такие образы даже на этом уровне выступают в виде системы и благодаря ей и описанию образов в языке, близком к обыденному, обеспечивается понимание НКМ самым широким кругом ученых, независимо от их специализации (планетарная модель атомов Резерфорда, образ метагалактики)
Формы НКМ:
1) по степени общности:
а) общенаучная КМ – форма систематизации знаний, выработанных не только в естествознании, но и в социально-гуманитарных науках;
б) естественно-научная КМ – картина природы и научная картина социально-исторической действительности. Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной КМ;
в) спец. КМ отдельных наук (дисциплинарные онтологии – физический мир, биологический мир, мир физических объектов, мир химических объектов и т.п.) – каждая из спец. КМ с точки зрения внутренней структуры может быть представлена как набор теоретической конструктов, образующих модель изучаемых областей.
2) в историко-культурном плане: в основном выступают естественно-научные КМ:
а) механическая КМ;
б) электродинамическая КМ;
в) квантовариационная КМ;
г) синергетическая КМ;
Функции НКМ: (речь о спец. функциях)
1) систематизация знаний;
2) обеспечение связи с опытом и культурой соответствующей эпохи;
3) функция быть исследовательской программой, хотя бы целенаправляющей постановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств в их решении.
Процесс складывания:
1. Переход движения от дисциплинарного к междисциплинарным уровням систематизации науки.
2. Такой переход осуществляется не как простое суммирование специальных картин мира, а как их сложный синтез в процессе которого лидирующую роль играют картины реальности основных, на данный момент, научных дисциплин.
3. В понятийном каркасе этих дисциплин вычленяются общенаучные понятия, которые и становятся ядром сначала естественно-научной и социально-исторической, а потом и общенаучной картины мира.
4. Вокруг этого ядра организуются фундаментальные понятия специальных наук, включая их картины мира второго уровня, а следовательно в общенаучную картину.
5. Получаемая в итоге картина мира не просто консолидирует значения природы и общества, но и функционирует как исследовательская программа, которая позволяет видеть взаимосвязи между предметами различных наук и определить стратегию переноса методов из одной науки в другую.
Философские основания науки.
Их следует рассматривать в связи с научными картинами мира.
Перестройка специальных картин мира и их трансформация приводят к существенному изменению функциональных принципов науки, замену одних видов этих принципов новыми. Такая перестройка осуществляется в период научной революции и предполагает активную, целенаправленную роль философских идей, главным образом онтологических. Глобальный эволюционизм, присущий современным НКМ существенно опирается не только на диалектическую светскую философию, но и на теологическую религиозную.
Вторая революция
Конец 18 — первая пол 19 в., переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.
Третья революция
Конец 19 — сер 20 в., преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают кибернетика и теория систем. Основные характеристики:
НКМ — развивающееся, относительно истинное знание; интеграция частнонаучных картин реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы; объект — не столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми состояниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями деятельности; сложная, развивающаяся динамическая система, состояние целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения; вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.
Четвертая революция
Конец 20 — нач 21 в., радикальные изменение в основаниях научного знания и деятельности — рождение новой пост-неклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей синергетики. Основные характеристики: НКМ — взаимодействие различных картин реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, стирание жестких разграничительных линий; на передний план выходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается прежде всего в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и науки о культуре.
Научные традиции – элементы научно-культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных научных сообществах в течение длительного времени.
Т.Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Любая традиция всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения, как и научная парадигма, которая всегда базируется на прежних достижениях и представляет собой совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, ценностей безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе ученый работает в жестких рамках парадигмы, т.е. традиции.
Познавательная культура никак не может существовать без традиций, которые рождаются и развиваются в самых различных видах.
Виды научных традиций:
1. Энциклопедизм. Применительно к античности наука в древности начинала с индивидуального энциклопедизма. Когда наука была неполной, то ею занимались универсалы – ученые. Сократ, Платон, Аристотель занимались наукой в философском духе в угоду своих потребностей. Затем только от нерасчлененной первичной философии начали отпадать различные дисциплины. Энциклопедизм таким образом отжил себя.
2. Академизм. Академия была основана Платоном в 388г. до н.э. по образцу пифагорейского братства и затем получила правовой статус культового союза. Учителя и ученики вели совместную жизнь в пригородных домах. По строго заданному графику проходили учебные занятия и диспуты. Античная академия придерживалась преимущественно поздней философии Платона и сочетала его идеи с элементами пифагорейцев. Затем академия на протяжении почти тысячелетней истории претерпела большие и многочисленные изменения, хотя в определенном смысле сохранила свои традиции. На ход исторического развития академическая традиция (академизм) оказало существенное воздействие.
3. Научные школы. Становление научных традиций, которые вели к формированию школ с тем или иным локальным стилем, началось в тот период греческой истории, когда каждый полис имел собственные культурные традиции. В 7в. до н.э. существовало множество школ, среди которых особенно выделялись школы Фалеса, Пифагора, Демокрита и др. В задачу научной школы входило научить ученика конкретной профессии и дать ему связанные с ней фактические знания. Основное требование сводилось к раскрытию духовных склонностей человека, к созданию предпосылки для его высочайшего образования. Воспитать философское мышление, способность рассуждать, развить известную духовную культуру - такова цель античного образования. Естественной почвой для возникновения научных школ и традиций являются личностные отношения между учителем и учениками.
4. Научная стажировка.
Научная стажировка - вид такой традиции, которая находится между учебой и командировкой. Научный работник выезжает на продолжительное время в какой-либо научный центр или научную школу, чаще всего к именитому ученому
5.Идеи, гипотезы, научные ценности, нормы поведения
Все предпосылки современных философских мировоззрений мы ищем и находим у античных истоков. В истории философии хорошо прослеживается линия Платона и линия Демокрита - идеалистическая и материалистическая. Блестящие, немеркнущие идеи Платона и Аристотеля оказали огромное воздействие прежде всего на выбор проблем многих философов, на употребление категорий как философских инструментов, и, наконец, на разработке их методологии. Вспомним, знаменитый спор между номиналистами и реалистами в Средневековье.
Как только наука соприкасается с потребностями и интересами людей, с практикой – сразу включаются элементы ценностного отношения к миру, дается нравственная оценка. Ценностный подход сопровождает и процесс познания и его результаты. Философское мировоззрение определяет жизненную ориентацию, систему ценностей, стремление, идеалы, моральные качества личности.
6. Личностные контакты между Учителем и учениками.
Личностные контакты между Учителем и учениками, между членами научного сообщества как опыт научной деятельности передаются в научных традициях.
7. Научные трактаты, сочинения, труды.
Методологические принципы и мировоззренческие предпосылки, определяющие характер традиций, передаются и сохраняются в рукописях и сочинениях ученых и активно усваиваются ими в процессе познания. В настоящее время мы не имеем ни одного полного текста сочинений античных мыслителей, особенно это касается философов-досократиков. Но благодаря научным традициям до нас дошли многие фрагменты их трактатов сочинений и благодаря кропотливой тяжкой работе исследователей, основанных во многом на глубокой интуиции и умении вжиться в психологию и дух той эпохи, с одной стороны, в стиль мышления данного философа, с другой - мы имеем реконструкции греческих учений, свойственные во многом архаичному античному мышлению.
8. Научные журналы.
Новой разновидностью научных традиций становятся печатные периодические издания. Научный журнал (франц. journa1, первоначально дневник) появляется, начиная с Нового времени. Первым журналом, вообще, считается "Журналь де саваи", Франция, 1665. В последние десятилетия все большее значение приобретают новые виды информационного обеспечения научной деятельности. Конечная цель ее состоит в переработке больших массивов знания в такие формы, которые соответствовали бы возможностям их освоения учеными и позволяли бы им быть на переднем крае научного поиска.
9. Научные центры, научные парки.
Двадцать лет тому назад в Британии не было научных городков, которых по-английски именуют "научными парками". Уже к 1992 году их стало больше 40. Такие центры исследований и разработок в области техники распространены сегодня по всей стране. Научный парк в нашем представлении, - это наука + коммерция. Тем самым произошла интеграция ученых и коммерсантов, в результате которой научное мышление получило новую объектно-направленную установку.
Научный городок к тому же дал возможность существенно сократить безработицу. Более того, дал толчок развитию местной экономики в сторону новой техники и современных производств. В результате воздействия новых традиций научные центры приобретают совершенно новый облик.
Традиции живут в новом мире.
ВОПРОС 24. Античная наука
Античный период (с7 в. до н.э. по первые века (I-II в.) н.э.) вошел в историю развития науки как период, когда все сделанные выводы являлись цепью умозаключений из-за недостаточного накопления фактического материала, но высокого развития философской мысли.
Возникновение греческой науки (7-6 вв до н.э.) обычно связывают с расцветом ионических городов Милета и Эфеса, островов Средиземноморья, греческих колоний в Италии. В Греции впервые появились профессиональные ученые и учителя, труд которых оплачивался как государством, так и частными лицами, первые научные учреждения: академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский музей.
Древние греки пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих. Эти представления получили название натурфилософских.
Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой картины лежал принцип: началом всего является число. Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса.
Первая геометрическая модель Космоса была разработана Эвдоксом (IV в. до н. э.) и получила название модели гомоцентрических сфер. Затем она была усовершенствована Калиппом и Аристотелем. В основе всех этих моделей лежит представление о том, что Космос состоит из ряда сфер или оболочек, обладающих общим центром, совпадающим с центром Земли. Сверху Космос ограничен сферой неподвижных звезд, которые совершают оборот вокруг мировой оси в течение суток. Во всех гомоцентрических моделях расстояние от любой планеты до центра Земли всегда остается одинаковым, поэтому невозможно объяснить видимое колебание яркости таких планет, как Марс, Венера, следовательно, вполне резонно, что могли появиться иные модели Космоса.
И к таким моделям можно отнести гелиоцентрические модели Гераклида Понтийского (IV в. до н. э.) и Аристарха Самосского (III в. до н. э.), но они не имели в то время широкого распространения и приверженцев, потому что гелиоцентризм расходился с традиционными воззрениями на центральное положение Земли как центра.
Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм. Как считал Аристотель, атомистика возникла в процессе решения космогонической проблемы, поставленной Парменидом Элейским (около 540-450 гг. до н. э.). Если проинтерпретировать мысль Парменида, то проблема будет звучать так: как найти единое, неизменное и неуничтожающееся в многообразии изменчивого, возникающего и уничтожающегося? В античности известны два пути решения этой проблемы. Согласно первому, все сущее построено из двух начал, начала неуничтожимого, неизменного, вещественного, оформленного и начала разрушения, изменчивости, невещественности и бесформенного. Первое - атом ("нерассекаемое"), второе - пустота, ничем не наполненная протяженность. Такое решение было предложено Демокритом (около 460-370 гг. до н. э.). Бытие для них не едино, а представляет собой бесконечные по числу невидимые вследствие малости объемов частицы, которые движутся в пустоте; когда они соединяются, то это приводит к возникновению вещей, а когда разъединяются, то - к их гибели. Второй путь решения проблемы Парменида связывают с Эмпедоклом (ок. 490-430 гг. до н. э.). По его мнению, Космос образован четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: любовью и враждой. Элементы не подвержены качественным изменениям, они вечны и непреходящи, однородны, способны вступать друг с другом в различные комбинации в разных пропорциях. Все вещи состоят из элементов.
Платон (427-347 гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества. В "Тимее" философ утверждает, что четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля - не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их назвать началами и принимать за стихии (т.е. "буквы"). Различия между элементами определяются различиями между мельчайшими частицами, из которых они состоят. Платон, а это вытекает из структурно-геометрического склада его мышления, приписывает частицам, из которых состоят элементы, формы четырех правильных многогранников - куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра. Им соответствуют земля, огонь, воздух, вода. Так как некоторые элементы могут переходить друг в друга, то и преобразования одних многогранников в другие могут происходить за счет перестройки их внутренних структур.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, в нее вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Согласно Аристотелю, истинным бытием обладает не идея, не число (как, например, у Платона), а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя - это то, из чего возникает вещь, ее материал. Но чтобы стать вещью, материя должна принять форму. Абсолютно бесформенна только первичная материя, в иерархии вещей лежащая на самом нижнем уровне. Над ней стоят четыре элемента, четыре стихии. Стихии - это первичная материя, получившая форму под действием той или иной пары первичных сил - горячего, сухого, холодного, влажного. Сочетание сухого и горячего дает огонь, сухого и холодного - землю, горячего и влажного - воздух, холодного и влажного - воду. Стихии могут переходить друг в друга, вступать во всевозможные соединения, образуя разнообразные вещества.
Чтобы объяснить процессы движения, изменения, развития, которые происходят в мире, Аристотель вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. Рассмотрим их на его примере с бронзовой статуей. Материальная причина - бронза, действующая - деятельность ваятеля, формальная - форма, в которую облекли бронзу, целевая - то, ради чего ваялась статуя. Для Аристотеля не существует движения помимо вещи. На основании этого он выводит четыре вида движения: в отношении сущности - возникновение и уничтожение; в отношении количества - рост и уменьшение; в отношении качества – качественные изменения; в отношении места - перемещение. Виды движения не сводимы друг к другу и друг из друга не выводимы. Но между ними существует некоторая иерархия, где первое движение - перемещение.
Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. - I в. н. э.) считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания. В это время хотя и происходило взаимодействие культур греческой и восточной на завоеванных землях, но преобладающее значение имела все-таки греческая культура. Основной чертой эллинистической культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивостью социально-политической ситуации.
В физике стоиков использовались аристотелевские представления о первоэлементах, в которые ими вносились новые идеи: соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную "пневмой" (- "теплое дыхание"), которой приписывали функции мировой души. Она сообщает индивидуальность вещи, обеспечивая ее единство и целостность, выражает логос вещи, т.е. закон ее существования и развития. Пневма является активным мировым агентом в отличие от физического тела, которое - пассивный участник процессов.
Эпикур (342-270 г до н. э.) считал, что все вещи потенциально делимы до бесконечности, но реально такое деление превращало бы вещь в ничто, поэтому надо мысленно где-то остановиться. Атом Эпикура - это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе. Атомы Эпикура наделены тяжестью и поэтому движутся сверху вниз, но при этом могут "спонтанно отклоняться" с вертикального перемещения. Отклонившиеся атомы описывают разнообразные кривые, сплетаются, ударяются друг о друга, в результате чего образуется вещный мир.
В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний. Успехами в разработке методов вычисления площадей поверхностей и объемов геометрических тел отмечена жизнь Архимеда (ок. 287-212 гг. до н. э.). Но в большей степени он известен как гениальный механик и инженер.
II-I вв. до н. э. характеризуются упадком эллинистических государств как под воздействием междоусобных войн, так и под ударами римских легионеров, теряют свое значение культурные центры, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает. Рим не дал миру ни одного мыслителя, который по своему уровню мог быть приближен к Платону, Аристотелю, Архимеду. Все это компенсировалось созданием компилятивных работ, носивших характер популярных энциклопедий.
Наиболее известное сочинение этой поры – поэма Тита Лукреция Кара (ок. 99-95 гг. - ок. 55 г. до н. э.) "О природе вещей", в которой дано наиболее полное и систематическое изложение эпикурейской философии. Энциклопедическими работами были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23-79 гг. н. э.), Луция Аннея Сенеки (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.).
Кроме этих компиляций, были созданы некоторые практико-ориентированные сочинения, а также труд астронома Клавдия Птолемея (ум. ок. 170 г. до н. э.), система которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентрического принципа и поэтому в течение столетий считалась наивысшей точкой развития теоретической астрономии.
ВОПРОС 1. Понятие науки. Научное и вненаучное знание.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных хаотических сведений не еcть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».
Т.о, основные стороны бытия науки – это 1) сложный, противоречивый процесс получения нового специфического знания, 2) результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему, 3) социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п., этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование и т.п., 4) особая область человеческой духовной деятельности и важнейшая сторона культуры.
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделао бесполезными другие формы знания. Полная демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.
Вненаучное знание производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного стандарта и отнесенные к "ведомству" вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм.
Выделяют следующие формы вненаучного знания:
1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного. Интегральной формой донаучного знания была античная философия. Философы античности сформулировали чрезвычайно ценные идеи о природе, обществе, человеке, познании, искусстве, политике. Они открыли атомизм в физическом мире (Левкипп, Демокрит, Эпикур), природу понятия и познания (Платон), политическую сущность человека (Аристотель). Тем не мене, эти знания являются интегрально-философскими и донаучными по своей сути.
3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью.
5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;
6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;
7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Оно включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания.
Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.
Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением. С середины XX в. активно начала формироваться особая область (сфера) философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование - философию науки.