А. Тойнби. «Постижение истории».
«Постижение истории» (англ. A Study of History), правильнее — «Исследование истории» («исследование» как законченный научный труд, а не как процесс)--mikd — фундаментальный исторический труд британского историка, культуролога, социолога и философа Арнольда Джозефа Тойнби, состоящий из 12 томов и писавшийся с 1934 по 1961 гг.
Структура издания
Т. I. Введение (Introduction); Сравнительное исследование цивилизаций.
Т. II. Генезис цивилизаций (The Geneses of Civilizations).
Т. III. Рост цивилизаций (The Growths of Civilizations).
Т. IV. Надломы цивилизаций (The Breakdowns of Civilizations).
Т. V. Распады цивилизаций (The Disintegrations of Civilizations).
Т. VI. Вселенские державы (Universal States).
Т. VII. Универсальные церкви (Universal Churches).
Т. VIII. Героические времена (Heroic Ages); Контакты между цивилизациями в пространстве (Contacts between Civilizations in Space).
Т. IX. Контакты между цивилизациями во времени (Contacts between Civilizations in Time); Закон и свобода в истории (Law and Freedom in History); Перспективы западной цивилизации (The Prospects of the Western Civilization).
Т. X. Вдохновение историков (The Inspirations of Historians); Заметки по хронологии (A Note on Chronology).
Т. XI. Исторический атлас (Historical Atlas and Gazetteer).
Т. XII. Переосмысленное.
[Отказываясь от линейной мировой истории, Тойнби делит человечество на ряд (21) цивилизаций, противостоящих примитивным обществам. Цивилизацию он называет интеллигибельным полем исторического исследования. Каждая цивилизация имеет свою историческую шкалу. Появляются они в ответ на вызов внешней среды. Однако чрезмерный вызов может привести к задержанию цивилизации. В процессе своего развития она расслаиваются на правящее меньшинство и пролетариат, который бывает внешним (окружающие варварские народы) и внутренним (отчуждённые социальные группы). За расцветом следует надлом, когда «творческое меньшинство» вырождается в правящую элиту; распад цивилизаций обычно происходит в «3,5 такта». Создание элитой «универсального государства» для каждой конкретной цивилизации означает, что она уже прошла первый период упадка; падение «универсального государства» обычно сопровождается распространением возникшей среди внутреннего пролетариата новой вселенской религии, которая может стать основой для цивилизации следующего поколения (как христианство в нёдрах эллинской цивилизации стало таковой для западной и православной). Вместе с тем, в отличие от большинства предшествовавших ему сторонников цивилизационного подхода, Тойнби в конечном итоге признаёт существование прогресса человечества, что он усматривал, в частности, в рождении новой синкретической религии вроде бахаизма, способной объединить человечество.
Список цивилизаций
Развившиеся цивилизации:
Западный мир
Православная христианская цивилизация (основная) — подразумевается Византийский мир и его наследники на Балканах
Православная христианская (русская) цивилизация
Арабское общество (исламский мир)
Дальневосточная цивилизация (в Китае)
Дальневосточная цивилизация (в Японии и Корее)
Древнекитайская цивилизация
Индское общество (первоначально термин касался цивилизации в Индии после вторжения индоариев, так как цивилизацию долины Инда Тойнби ошибочно рассматривал как копию шумерской)
Индуистское общество
Иранское общество
Эллинское общество (греко-римская культура)
Сирийское общество (семитское христианство) — дожило до нашего времени в виде двух «реликтов»: сообществ евреев и парсов
Минойское общество (крито-микенская цивилизация) — уровень бронзового века
Хеттское общество
Шумерское общество
Вавилонское общество (Ассирия, Вавилон, Элам)
Египетское общество — уровень бронзового века; так как трёхтысячелетняя история древнеегипетской цивилизации не вписывалась в рамки концепции Тойнби, он приписывал ей «окаменение» после первого периода «универсального государства» (Среднего царства)
Майянское общество — уровень каменного века, в VII веке распадается на юкатанскую и мексиканскую цивилизацию
Юкатанское общество (поздняя цивилизация майя)
Мексиканское общество (тольтеки и ацтеки)
Андское общество (инки)
Неродившиеся цивилизации:
Дальнезападная христианская (христианизированных кельтов)
Дальневосточная христианская (несториан в Западной и Средней Азии)
Скандинавская (эпохи викингов)
Неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» — середины II тысячелетия до н. э.
Задержанные цивилизации:
Эскимосы
Кочевники Великой степи
Османы
Спартанцы
Полинезийская цивилизация (остров Пасхи)[1].
В некоторых случаях сменяющие друг друга цивилизации образуют последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает трёх. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации. Таковы последовательности: минойская — эллинская — западная цивилизации, минойская — эллинская — православная цивилизация, минойская — сирийская — исламская цивилизации, шумерская — индская — индуистская цивилизации.
Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этипы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю[2].