Сравнительный анализ восточных и западных философских мыслей

Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты[1]: религиозность, спиритуальность,интуитивизм

, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие.

«ВОСТОК — ЗАПАД»
Не исключено, что современный западный мыслитель, столкнувшись с «восточными» толкованиями тех или других понятий, придет в недоумения, поскольку как по форме, так и по содержанию методы западного философского анализавполне конкретные и имеют строго очерченную сферу исследования. Исторически многие философские направления были преобразованы в самостоятельные научные дисциплины (например, натурфилософия впоследствии стала называться естествознанием). По мере дифференциации знаний и отпочкования утилитарных дисциплин западная философия перестала быть наукой об общих закономерностях,ограничив свою сферу исследований разработкой концептуальных предпосылок и логическим анализом вербального оформления понятий и аргументов.
Иными словами, в течение двадцатого столетия «западную» философскую школу интересовали вопросы, связанные не столько с природой вещей как таковых, сколько с проблемами обоснованности самого подхода к осмыслению реальности.Так, вопрос о том, «что есть истина», отодвинулось на второй план, а вместо него предметом исследования стал поиск рационального ответа на вопрос: «Что означает выражение о том, что то-то и то-то является истинным?» Большинство западных философов отказались от умозрительного метода исследования в пользу эмпирического.
На Западе никто не ждет от специалистав области философии разума участия в психиатрической практике, от натуралиста — фундаментальных научных изысканий; от исследователя в области философии религии — активного или подвижничества организации практических занятий медитацией. По сути дела современные западные философы являются сторонними наблюдателями — они лишь обобщают, комментируют происходящеепытаются концептуально оформить истинность того или иного явления и гораздо реже — подкрепить свои теоретические выкладки собственной практикой.
Однако так было далеко не всегда. В течение почти всей своей истории западная философия рассматривала самый широкий круг практических вопросов, и только тогда, когда новые направления в науке взяли на себя ее функции, западныемыслители стали ограничивать сферу изысканий созданием смысловых формулировок.
Восточная философия пошла другим путем, не ограничивая поиском рациональных доказательств и не уходя от решения жизненно важных, фундаментальных вопросов. Поэтому индуизм, буддизм, джайнизм, конфуцианство и даосизм по праву могут считаться как религиозными течениями, так и общественнымидисциплинами. Что же касается дзен-буддизма и тантризма, то эти течения в основном нацелены, соответственно, на исследования медитативной техники и использование сексуального потенциала. Тем самым, эти школы проявляют в человеке скрытые, латентные способности. В то же время практическая сторона этих учений неотделима от философского и религиозного осмысления бытияи природы вещей как таковых и, более того, основана на них. Таким образом, мудрость Востока органично компилировали философию и психологию, социологию и религию. Иными словами, восточном философу, в отличие от его западного коллеги, не приходится искать свою нишу и ограничиваться исследованием узкого круга прикладных задач.
Восточное понимание философиикак таковой включает в себя осознание глубин мироздания и человеческого «Я», что, в свою очередь, подразумевает исследование таких аспектов бытия, как сексуальность, созерцания, церемониал и правильное поведение. Именно это причудливое сочетание объектов исследования (с точки зрения западного менталитета) вызывает сомнения относительно правомочности применения термина "философия"относительно восточной традиции.
И все же вышесказанное является некоторым преувеличением и, более того, справедливо лишь в отношении англо-американской традиции, ничуть не умаляя широту взглядов европейской школы. Приведен комментарий имеет единственную цель — примирить Запад с Востоком, так как многие западные мыслители не воспринимают разнообразие восточных концепцийкак науку.
Другими словами, мудрость Востока (санскр. Прадо-жня) не следует рассматривать как предмет логических построений и умозрительных спекуляций без учета практики и интуиции. Праджня пригодны ко всем сферам жизни.
Однако последнее утверждение не означает отказа от логического анализа и эмпирических доказательств. Напротив, философские системы Востока иМероприятия имеют много общего. Если уж говорить о принципиальном различии двух школ философской мысли, то восточная отличается большей универсальностью и компилятивность. Другими словами, мудрость Востока органично сочетает религиозные, философские и мистические традиции.






3. Структура И Функции философиСКОГО ЗНАНИЯ:

Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

В состав философии входят:

§ теоретическая философия (систематическая философия);

§ социальная философия;

§ этика;

§ эстетика;

§ логика;

§ история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:

§ онтология — учение о бытии;

§ гносеология — учение о познании;

§ диалектика — учение о развитии

§ аксиология (теория ценностей);

§ герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Если же выделить самое основное, то, резюмируя, можно сказать, что философия по-прежнему, как и в древности, состоит из четырёх главных частей, проблемных областей, наук или дисциплин, в которых рассматриваются главные философские проблемы и которые соответствуют первичной, глубинной, основной структуре реальности: это – учение о бытии (онтология), учение о знании (гносеология), учение о благе (этика) и учение об их единстве – об абсолютном (метафизика).

Функции философии:
1. Регулятивные и организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
2. Объяснительная(когнитивная)
3. Аксологическая(аксо–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни)
Типы философствования:1. Созерцательный (пассивный). 2.Умозрительный (творческая сущность познания).3.Деятельностный(активный)

Наши рекомендации