Становление философии истории.

Термин философия впервые родился в др. Греции, авторм является Пифагор. Именно он впервые назвал философию философией. Философия (с греч.) – любовь к мудрости. Пифагор имел в виду, что философия – это мудрость, и человек любит ее, тянется к ней. Однако через это понятие содержание не раскрывается. Выходя за рамки термина, философия – это многообразная, сложная форма человеческой духовности. Ее можно рассматривать в разных аспектах. Философия, которая имеет дело с определенными знаниями человека о мире, она помогает познать человеку мир. Философия в ряде случаев может выступать как религия. Многие вопросы очень близки в этих понятиях, но ответы разные. Вечен ли мир, имеет он конец или начало? Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры. Она всегда входила и занимала особое место там. Любая философия может рассматриваться, как форма мировоззрения. Предварительно уясним, что такое мировоззрение. Человек в своем жизненном потоке осваевает реальность, в которой он находится. Основные усилия осознавшей себя философии, святся к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идея познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а так же история самой философии – таковы основные проблемы философской мысли

Античная философия.

Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон;

Основной вопрос о первооснове мира. Основу мира они видят в определенном материальном принципе - архе. Hатуpфилософия.

Фалес (и его ученики Анаксимандр, Анаксимен). Фалес создал геоцентрическую систему мироздания. “Небесная сфера” делится на пять полос: арктическую, летнюю тропическую, равноденствия, зимнюю тропическую и антарктическую. Основой всего сущего Фалес считал воду. Он понимал ее как аморфное, текучее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем “сгущения” или “разрежения” этой первоматерии.

Анаксимандр. Земля не должна ни на чем покоиться. Существует абсолютное аpхе - апейpон (типа дао, атман) - нечто беспpедельное, первичное, из которого все происходит и в который все возвращается. Апейрон - что-то вроде первоматерии (вакуум). Конкретные вещи это что-то вторичное. Апейрон выполняет морально-этическую функцию. Анаксимандр создал первую карту Земли. Живое произошло из неживого.

Анаксимен. Аpхе всех вещей - неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Все процессы – сжатие, разряжения, охлаждение, нагревание воздуха.

Гераклит Эфесский. Все происходит из огня. Центральным мотивом всего его учения был принцип все течет. Идея циклического развития мира – разжигание и затухание мирового пожара..Этот огонь никто не разжигал, он был, есть и будет. Все, согласно Г., правится необходимостью. С понятием необходимости тесно связано понимание закономерности - закона (логос). Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной “параматерии”.

Учение Демокрита. Понятие "атом" и "пустота"

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой З.

Восточная Философия.

А. Древнекит фил-ия: специфика и осн школы

1)конф. Основатель Конф Кун-фу-цзы. Осн книга-«люнь-юй» Конф базируется на вертик сост архетипа Дао → этикополитич ученье. В центре внимания взаимоотнош м/у людьми. Выдвигается обществ идеал «Узюнь-цзы» (благородн муж) а) человечность («жэнь») б) образов, просвещ, культура в) неприхотливы в пище и одежде. Конф обращено в будущее. Выхож связан с развитием цивилиз начал.

2)Даосиз. Основатель Лао-цзы (старик-младенец). Базируется на гориз составляющ архетипа Дао. Дао – пуст сосуд, котор не нужд в наполнении. –мать, рожд все объекты. –ничто. Даосизм считает, что чел-к должен умозрительно считывать Дао естеств принципом жизни. Надо вывести поднебесн из границ цивилиз, вернуть к пустате Дао и от туда пройти путь естеств развития без цивилиз помех. Даос ценит в жини не умное, не доброе, а долговечн и не умирающее. Дао действует не ради достиж к-либо целей, поэтому и повед чел-ка не должно преследовать никаких целей. Даосизм не преемлет борьбы. Поэтому вытекающ из естеств принципа звучат с приставкой не (недеяния, ненасилия, незнания). Вывод: 1) Кит фил занимается не богом, не истиной, а тем как достойно жить на земле 2) В своих истоках это фил Дао 3)Фил кит носит реставрацион хар-р (в конф ч/з движ к цивилиз, а в даосизме движ к естеств) 4)место фил–золот сер

Б. Специфические черты и осн школы фил др Индии

10-9 вв до н э – 5-6 вв н э. Специфика соц структуры – деление на Варны: 1) брахманы (жрецы) 2)кшатрии (войны) 3)вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесл) 4) шудры (рабы). Гл книга «Веды»: 1)Ригведа (1028) 2)Брахман (руководство и выполн обрядов) 3)Араньяки 4)Упанишады. Учения: ортодоксальные (признают авторитет Вед): Йога, Санкхья, Веданта, Миманса. Неортодоксальн (непризнают авторитет Вед): Джайнизм, Буддизм, Червака-Лакаята

Джайнизм. 6 в до н э. Основатель: Махавира Вардхамана. Хаар-но: 1)Дуалистич натурфил-ия. Нежив субст – материя, прост-во, время. Джива = жив субст. 2) Карма – веществ оболочка дживы, привяз ее к колесу перерожд. 3)Крайний аскетизм.

Буддизм: 6-5 в до н э. Основатель: Сидхарта Гаутама. 1)Негативн онтология (учение о бытие) Жизнь – волнующ океан, где за волн невозможно обнаруж никакой основы. Человеч мир – «лабиринт без плана», а его восприятие иллюзия. 2)Для буддизма хар-но: отриц существов души (душа и тело - процесс мгновен взаимодействия особых эл-ов бытия – дхарм). Ядро учения – 4 благородн истины: 1)страдание – универсальн св-во человеч жизни. 2) имеется причина страданий это: а)наше рождение б)безмерн привязан чел-ка к жизни. 3)Можно страдания прекратить в настоящей жизни. Для этого надо не подавлять волю, не переключать ее на др объекты, а направить внутрь на разруш привяз к миру. 4)Есть путь избавл от страданий – восьмиричн путь ведущий к нирване – угасение, бесстрастное самооблад.

Вывод: 1)Фил-ия интровертна, т.е. обращена во внутр мир чел-ка, на стремление личности найти собств путь спасения и освобождения. 2) Предпис жизнен принципов ведущ место занимает аскеза и самоуглубление 3)Центр место занимают щеи кармы и самсары.

Червака-Локаята: Основатель: Брихаспати. 1)Критика принципы кармы и идея существов души после смерти 2)Все сущее имеет 4 первоначала: огонь, вода, воздух, земля – махахуты 2)Сознание – св-во материи, спечефичн сочет махахуты.

Наши рекомендации