Диалектика как теория развития и как метод познания.

Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки ,поднимающейся с

низших ступеней на всё более высокие ,но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.

Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей

ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением .Для

диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Диалектика как метод познания: Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном. Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всём многообразии отдельных вещей делает их

такими, а не иными; есть всеобщее ,являющееся основой всех отдельных вещей .Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи. Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в систему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, находят тенденцию

вывода знания из тупикового или кризисного состояния. Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность. Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания, проект будущего развития действительности.

Бытие и его основные формы. Учение о бытии.

Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие - это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категория «бытие» связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.

Основные формы бытия:

1.Бытие вещей (тел) и процессов- Бытие природы как целого (бытие «первой природы»). Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы»)

2. Бытие человека-Бытие человека в мире вещей Специфически человеческое бытие

3. Бытие духовного (идеального)-Индивидуализированное духовное бытие. Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное)

4. Бытие социального Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории. Бытие общества

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции. К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом. Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

Познание и его структура.

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека,

процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают

воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в

качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением,

данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют

элементам изучаемого объекта. Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний

обществом и т.д.). Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в

котором живет человек. Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная

практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере

любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности,

называемой научным познанием.

Наши рекомендации