Вопрос. «Средневековая схоластика: периодизация, проблема главными проблематика и характерные черты; ее место в истории философской мысли»

Периодизация.

1)9 – 12 вв – ранняя схоластика.

Этот период представлен такими философами, как Эриген(Иоганн, Скотт), Гийтал из Шампо, Росцелин из Компеньени, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр и др. главными проблемами ранней схоластики были: вопрос о природе общих понятий и вопрос о соотношении веры и разума. По первому вопросу выделяются 2 направленияя: реализм и номинальзм. Реализм – признание того, что общие понятия(универсалии) реально существуют отдельно от вещей. Сторонники номинализма считали, что понятие – это только имя, словесное выражение. Реализм поддерживали Гийтал из Шампо, Ансельм К.; номинальзм – Росцелин из Кампьени, Петр Абеляр. Проблема №»(соотнош-е веры и разума): касаясь взаимоотношения веры и разума, Эриген утверждал следующее: человечество произошло две последовательные стадии по отнош-ю к познанию истины. Первая стадия – до воплощения Христа. На этом этапе разум человека настолько искажен и замутнен первородным грехом, что единственным источником познания для него является естественная философия, или физика. Но после воплощения Христа и распространения откровения человек может черпать истину из непогрешимого источника – священного писания. На этой стадии как философы, так и теолого научаемы Откровением, а потому философия есть что иное, как религия.. «Истинная философия есть истинная религия». По вопросу, как именно надо извлекать истину из свю писания, Э. считал, что главным авторитетом при толковании св. Писания является разум. Поэтому, хотя к авторитету отцов церкви надо прислушиваться, нельзя возводить их в абсолютный разум в постижении Писания, в постижении истины, может идти столь же далеко, сколь и вера. Ансельм К. пробовал заново продумать вопрос об отношении между верой и разумом. Предпочтение отдается разуму: «нужно понимать, чтобы по-настоящему верить,» _ говорил А. К. Петр Абеляр: его главный принцип «понимать, чтобы верить». Абеляр полагал, что практически все догматы христианства именют рациональное обоснование, поскольку верить в то, что неразумно – нелепо. Поэтому принципы и методы философии приложимы к сфере теологии. По мнению П. А. главный инструмент человеческого разума – логика.

2) 13в. – расцвет средневековой философии.

К затронутым выше проблемам добавляются следующие:

• Проблема происхождения человеческого знания;

• Проблема материи и формы;

• Проблема множественности форм;

• Проблема индивидуации;

• Проблема творения и вечности мира;

• Проблема психологии;

• Проблема действующего и возможностного разума;

• Проблема сущности и существования.

Проблема происхождения человеческого знания: вопрос: каким образом человек может обрести интеллектуальное знание, если ему непосредственно даны только непрерывно изменяющиеся объекты, с которыми связано чувственное познание? Две точки зрения: 1) интеллектуальное знание(ИЗ) имеет свехъестественноепроисхождение,человек познает его благодаря особому действию Бога – просвящению. 2) ИЗ – результат постижения умом неизменных сущностей индивидуальных объектов, а его исходный момнт – чувственное восприятие этих объектов.

Проблема материи и формы: высказывалась точка зрения, что форма и материя в своем соединении образуют индивидуальные объекты, теория привлекалась для объединения изменений. Также существовала теория, согласно которой из формы и материи состоят не только чувственно воспринимаемые объекты, но и объекты постигаемые умом(кроме Бога).

Проблема множественности форм: сторонники множественности форм допускали существование 2х форм: формы телесности, дающей материи три изменения, и видовой формы, делающей вещь, принадлежащей к тому или иному виду. Сторонники единства формы полагали, что вещь составляет только одна видовая форма наряду с материей.

Проблема индивидуации: большинство представителей схоластики исходили из того, что у вещей одного вида имеется некая общая видовая природа.

Проблема творения и вечности мира: большинство представителей схоластики отвергали возможность вечности мира, считая, что мир – результат твореня Бога.

Проблема психологии: вопрос о природе человеческой души – один из ключевых в схоластике. В одном случае душа рассматривается как отдельная субстанция, не обладающая единством с телом; в другом – утверждалась сущность единстве души и тела.

Проблема действующего и возможностного разума: сторонники божественного просвящения рассматривали в качестве действующего разума Бога, а за человеком оставляли только возможностный разум. Другая точка зрения: действующий разум – возможность души отвлекать от предметов умопостигаемые формы, поэтому человеку принадлежат оба разума.

Проблема сущности и существования: большинство представителей схоластики настаивали на том, что сущность и существование являются двумя метафизическими составляющими всех индивидуальных вещей(кроме Бога).

Двумя основными направлениями в философии высокой схоластики были августинианство и аристотелизм. Сторонники первого продолжели традицию христианского платонизма, поэтому для них характерен интерес к внутреннему миру человека, теория божественногпросвящения, души как самостоятельной субстанции, отделение действующего разума от возможного, теория множественности форм, отрицание различий между сущностью и существованием. Сторонники аристотелизма принимали противоположные теории(душа, форма тела, действующий и возможный разум – две способности человеческой души и т.д.)

Наиболее ярким представители этого периода является Фома Аквинский(святой, учитель католической церкви, монах). Создатель католического аристотелизма(августианство заложил Бонавентура).

3)14 – 15вв. – упадок схоластики.

Представители этого периода – У. Оккам, Д. Скотт. Они были сторонниками номинализма и самостоятельности светской культуры.

Схоластика охватывает значительный период времени(9 – 15вв.). главными характерными чертами были тесная связь с христианской теологией и господствующим христианским мировоззрением и то, что большинство средневековых мыслителей были теологами, а не философами.

Наши рекомендации