Возникновение философии в Древней Греции. Мифология и “первые философы”. Милетская школа. Проблема первоначала.
1) Родина философии в собственно европейском смысле слова - Древняя Греция. Считается что, евреи дали миру религию, Рим - право, а философия берет свое начало от греков. Греческая философия - целый мир, имеющий свой предмет, свою историю, свою судьбу.
Появление этой интеллектуальной традиции возвысило Европу и до сих пор вызывает восхищение и вопросы. Как отметил Б. Рассел, "во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции" [1]. Об этом писал и выдающийся физик-теоретик М. Борн: "Лишь один феномен возвысил в то время Европу над хаотическим потоком событий всемирной истории - появление греков. Это они породили свободное независимое мышление, стремящееся к изучению природы, мира вне всякой связи с непосредственными практическими потребностями..." . Это позволяет говорить об особом античном типе философии.
Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков
действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но
неуклонно делала первые шаги наука, пока еще наивная, но стихийно-материалистическая в своей естественной
непосредственности. Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то время
малоазийской Ионии.
Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей
зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547
гг. до н.э.) , а его продолжателями были Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) .
Милетские философы были стихийными материалистами.
Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой
создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте
состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде.
Фалеса также считали основоположником древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе.
Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений. Он умел предсказывать солнечные затмения и мог дать
физическое объяснение этого процесса. Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид,
измерив их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее предметов.
Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей
является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее
в процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное, влажное и сухое. Их
взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из
апейрона, и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой
схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра,
парящего в воздухе.
Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все
многообразие вещей. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые
подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха.
Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в
борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители
рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его
первым проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. После
установления на острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй
половине VI в. до н.э. основал из представителей местной аристократии реакционный религиозно-политический
союз, известный под названием "пифагорейского".
Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность
вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности
природы. Мир состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и
нечет... Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.
В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия
милетской школы. В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил
крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.) . В его трудах нашли завершения
искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
3.
Досократикики – философы античного периода до Сократа (800 – 500 годы до Р.Х.).
Досократикики (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques, англ. Presocratics) – новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 ст. до н. э Произведения досократиков известны только по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов (см. доксографии). Основные философские центры ранней философии Греции – Милет (в Ионии, западное побережье Малой Азии), Сицилия, Элея. Виднейшие философы-досократиков: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен(Милетская школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид и его последователи (Элейский школа), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре внимания всей философии досократиков – космос, его элементарные первоосновы, причины различных природных явлений, поэтому эта философия называется также космологической и натурфилософией. В целом для восточной, ионийской, традиции(Милетская школа) характерны эмпиризм, интерес к многообразию материально-вещественного, для западной (итальянской) традиции (пифагореизм, Элейская школа, отчасти Гераклит) – преобладающий интерес к формальному, числовому и структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. Суммой и итогом развития всей ранней философии стала атомистическая система Демокрита. В ранний период греческая философия сформулировала два универсальных тезиса, которые позволяют говорить о ней как о самостоятельной школе мысли: «из ничего ничего не бывает» и «подобное познается подобным», которые так или иначе присутствовали во всех построениях досократиков.
Антропологическая проблематика ранней традиции включена в космологическую: сначала она не выходит за рамки узкой физиологии и рассматривает человека как материал, хотя и одушевленный элемент космоса, затем, в атомистической философии, приобретает черты рационалистической этики, обосновывающая правила поведения в обществе в связи с представлению об универсальном благо(счастье).
Впервые термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс (1848-1922) собрал в своей книге «Фрагменты досократиков (" DieFragmentederVorsokratiker ") тексты" философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имен вместе с фрагментами орфических и других дофилософскоготеокосмогоний.
Античная философия (сначала греческая, а затем римская) охватывает более чем тысячелетний период с VI в. до н. есть. к VI в. н. есть, зародилась в стародавньогрецьких полисах (городах-государствах)демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, присущего ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготовлен стародавньогрецькою литературой, культурой(произведениями Гомера, Гесиода, гномической поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались согласно чувство гармонии, пропорций и меры. Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорическую язык мифологии. Но если для мифа образ мира и настоящий мир отделимые, ничем не отличались и, соответственно, сопоставимые, то философия формулирует как свою основную цель: стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизиться к ней. Владение полной и определенной истиной, по античной традиции, считалось возможным только для богов. Человек же не могла слиться с «София», поскольку смертная, конечна, ограничена в познании. Поэтому человеку Только неуклонное стремление к истине, никогда не завершено полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что вытекает из самого понятия философия. Основные этапы развития для древних греков живших в период античной философии новлению цивилизации, мир – огромное собрание разнообразных природных и общественных сил и процессов. Как жить в таком мире? Кто правит миром? Как согласовать собственные возможности с тайными и могущественными силами природы? Что есть бытие и каковы его основания, начало? Бытие ассоциировалось с многочисленностью изменяющимся стихий, а сознание – с ограниченным количеством понятий, сдерживали хаотичный проявление стихий. Поиск устойчивого первоначала в сменном кругооборота явлений необъятного Космоса – основная познавательная цель стародавньогрецькои философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «Первые начала и причины». По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии являются значимыми разумные доводы, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход «от мифа к логосу» создал известный вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы.
античная космология:
Большинство древнегреческих учёных поддерживали геоцентрическую систему мира, согласно которой в центре Вселенной находится неподвижная шарообразная Земля, вокруг которой обращаются пять планет, Солнце и Луна. Предложенная Аристархом Самосским гелиоцентрическая система мира, по видимому, не получила поддержки большинства древнегреческих астрономов.
Мир считался ограниченным сферой неподвижных звёзд[1]. Иногда добавлялась ещё одна сфера, отвечающая за прецессию. Предметом споров был вопрос о том, что находится за пределами мира: перипатетики вслед за Аристотелем полагали, что вне мира нет ничего (ни материи, ни пространства), стоики считали, что там находится бесконечное пустое пространство, атомисты (Левкипп, Демокрит, Метродор, Эпикур,Лукреций) полагали, что за пределами нашего мира находятся другие миры. Особняком стоят взгляды Гераклида Понтийского, согласно которому звёзды являются далёкими мирами, включающими в себя землю и воздух. Атомисты и Гераклид полагали Вселенную бесконечной. На закате античности появилось религиозно-мистическое учение герметизм, согласно которому вне мира может находиться область нематериальных существ — духов[2].
Многие досократики полагали, что движением светил управляет гигантский вихрь, давший начало Вселенной. Oднaко после Аристотеля большинство античных астрономов считали, что планеты переносятся в своём движении материальными сферами, состоящими из особого небесного элемента — эфира, свойства которого не имеют ничего общего с элементами земли, воды, воздуха и огня, составляющих «подлунный мир». Широко было распространено мнение о божественной природе небесных сфер или светил, их одушевлённости.