Обществ бытие и общ сознание
2 стороны, материальное и духовное, жизни общества находятся между собой в определенных взаимосвязях и взаимодействиях. Под общественным бытием марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства матреиальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе производства. Общественное сознание- взгляды, представление, идеи, теория, фил-ия, мораль, религия. Вопрос о взаимоотношении обществ-го бытия и обществ-го сознания яв-ся конкретизация основного вопроса философии в применении к обществу.
Структура общественного сознания:
1) Общественное и индивидуальное сознание.
Общественное сознание- существует не отдельно от конкретных людей, а в их головах в виде определенных людей, чувств и т.п. присущих конкретным людям. Это не значит, что все присущее сознание отдельного человека входит лишь то, что выражает общие интересы людей, соц. Группы, коллектива.
Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек. Отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни
Индивидуальное сознание – это мир отдельной личности, мысли, чувства, привычки, стремление отдельного человека. Будучи выражением жизненных условий конкретной личности индивидуальное сознание неповторимо, уникально.Индивидуальное сознание одновременно и богаче и беднее общественное сознание
2) Уровни общественное сознание
Общественное сознание людей неоднородно, оно включает в себя с одной стороны чувства, а с др. научные теории.
1. Общественная психология-это совокупность чувств, привычек, настроений возникающих людей в повседневной жизни.
2. Идеология – это совокупность идей воззрений в логически строен. Систематизированной форме отражающих условия жизни.
3) Формы общественного сознания
1. Политическое сознание (политика)
2. Правовое сознание ( право)
3. Нравственное сознание ( мораль)
4. Религиозное сознание (религия)
5. Эстетическое сознание (искусство)
6. Научное сознание (наука)
60) Общество-саморазвивающаяся система, содержанием которой яв-ся люди, их связи и отношения. Сущность общества заключается во взаимодействии людей. Общество возникло в результате эволюции природы и характеризуется: материальным и духовным производством, формами общественных отношений, социальными общностями. По Марксу общество- система общественных отношений, носителями которых выступают люди, соц.группы, парки, государства и т.д.
Природа- совокупность всех естественных условий не созданных человеком.
Природа и общество развиваются согласно объективным законам, т.е независимым от человека. Законы природы вечны и постоянны. Законы общества проявляются через сознательную деятельность личностей, партий, классов, народных масс. Природа подразделяется на живую и неживую. Живая природа характеризуется: обменом веществ с окр.средой, раздражимостью, размножением, восприятием информации и т.д. 1/10 % от всей земной коры живых существ изменила строение неорганической геосферы. Возникшее человеческое, стало отдаляться от природы, но основе его жизнедеятельности попрежнему лежат природные факторы.
История природы и история людей обуславливают друг друга. Первым ударом по природе было обладание огнем. Рабовладельческий период характеризуется уничтожением лесов и превращением их в пустыни. Рабовладельцы не заботились о восстановлении природы.
В средневековье уничтожение лесов продолжилось. В новое время с появлением капитализма появилась установка на господство над природой. Нужна была прибыль и охранять природу было невыгодно.
Самый существенный вред природе был нанесен в 20 в, уничтожено 50% лесов, сырье извлечено из недр больше чем за всю предыдущую историю, но использовано лишь 10%.
Можно выделить 3 этапа взаимоотношений: 1этап с появлением человека разумного. Он закончился переходом присваивающей экономики к производящей (земледелия, скотоводство, ремесла); 2 этап от первобытного общества до машинного производства, когда человек начинает оказывать разрушительное действие на природу; 3 этап начинается с промышленной революции 18 в. в Англии. Возникает понятие «покорения природы» как прогресса; 4 этап-попытка преодолеть противопоставление человека и природы. Взаимоотношение общества и природы, глобальная экологическая проблема, обострившаяся в 20в, когда масштабы воздействия общества на природу приобрели катастрофический характер.
Первый источник развития общества находится в природе. Общество связано с климатом и почвой. Первые цивилизации возникли по руслу великих рек, а развитой капитализм возник в странах с умеренным климатом. Второй источник развития общества связан с ролью техники и разделением труда в обществе. Это определяет общественные отношения между слоями, группами, нациями. Третий источник саморазвития общества-это духовная сфера, реализация духовного идеала.
60) Философское осмысление природы. Взаимодействие природы и общества.
Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся —понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.
Одна из актуальных проблем социальной философии — проблема взаимоотношения общества и природы. Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны.Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.
Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. Первоначально при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная.