Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человеч.
Высшей абсолютной ценностью яв-ся человеческая жизнь. Его сущность в истории человечества трактовалась по разному. Аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: в чем смысл жизни, зачем человек живет? Жизнь яв-ся всеобщим необходимым условием сущ-ия всех иныхцелей, задач, которые человек ставит перед собой. Вотличие от животного человек осознает свою смертность, поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Это удается чел-ку в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уеснение и поиск его выступает предварительым условием человеческого бессмертия. Таким образом поиск смысла жизни для чел-ка яв-сяестественныя процессом и вытекает он из естественных потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни заключается в самой жизни, в том, что бы подлинной жизнью быть человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.
Смерть-завершающий момент сущ-ия живого существа. Проблема смерти пораждает вопрос о цели и смысле жизни. Как и все что обладает бытием рано или поздно заканчивает свое сущ-ие и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умерания. Задача каждого человека- всесторонние развивать все свои способности и выяснить свой вклад в историю, процесс общества, его культуры. В этом и заключается чмысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самооутверждается и посредством которого обеспечивает свое социальное и более длительное, чем у индивида существования.
Этическое и эстетическое ценности и их роль в формирование личности
Этика- наука о морали, исследует процесс мотивации поведения, подвергает критиескому рассмотрению общих ориентаций жизнедеятельности, обосновывает необходимость и наиболее целесообразную форму правил совместного общежития людей, которые они готовы принять по их взаимному согласию и исполнять на основе добровольного намерения.
Поведение человека изучается различными науками. Этика же изучает поведение, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия их воспроизводства, то есть те факторы, которые позволяют с определенной степенью уверенности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у какого-то одного человека, а у многих людей, что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения.
Эст.-наука о прекрасном, об эстетическом(охватывает все явления в рамках прекрасного и безобр.)
Эстетика – фил.учение об эстетич. отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетич. деятельности. Эстетич. отношение выражается в таких категориях как прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное - эстетич. идеал. Эстетика – это философия прекрасного и философия искусства.
Маркса
К. Маркс является основоположником формационного подхода к истории, он выдвинул теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – люди и средства производства – являются динамичной составляющей способа производства, а производственные отношения – инертной. Обострение противоречий между производительными силами и производственными отношениями разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к смене способа производства (экономического базиса) и соответствующей ему политико-правовой и идеологической надстройки, т. е. к новой общественно-экономической формации. К. Маркс определил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа.
Но теория формаций, сформулированная К. Марксом, обобщала исторический опыт Европы. Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационной теории на все государства. Поэтому страны с особым характером развития были отнесены К. Марксом к «азиатскому способу производства», подробного анализа которого К. Маркс не осуществил. Но главное -эта теория оставила в стороне человека.
Тойби
Ее основа заключается в том, что в качестве главного объекта познания и описания человеческой истории принимается сам человек. Экономическое развитие общества рассматривается как процесс в развитие которого индивидуум, его потребности, интересы играют основополагающую роль.
Цель теории включает 3 принципа:
1-объект исследования-человеческое общество
2-человек исследуется во всехъ своих свойствах и проявлениях в жизни как человек имеющий потребности, мотивы и т.д.
3-все сферы жизни являются равнонеобходимыми звеньями исторического процесса.
Содержанием общественно-исторического прогресса, движения общества вперед является возобновляющийся процесс роста и удовлетворения потребностей человека.