Философское понятие движение.форма движение материи

Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю . Материализм же особенно диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо и не уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие. Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать. Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из к-ыххар-ся своей системой закономерностей и своим носителем: субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма сущ-ия материи полевой природы из к-ой рождаются элементарные частицы (микроэлементарныйуровеь), далее образуются ядра (ядерный), а из них молекулы (молекулярный) из молекул агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический), последние образуют звезды, планеты, галактики (космический). Органический уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-ия: механическая -> химическая -> биологическая -> социальная.

Изменение в Ф обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение это взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Галактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Иначе говоря движение внутренне присуще материи. Оно также абсолютно, как абсолютна сама материя. Основные типы движения: 1 тип - это движение когда сохраняется качество предмета 2 тип – связан с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляет собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

Формы движения материи.

Идею о формах движения материй и их взаимосвязи выдвинул Ф. Энгельс. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм;

3) высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическое; физическое; химическое; биологическое; социальное.

35 .Пpоcтpaнcтво и вpемя как формы сущ-ния материи.....

. Пространство и время обусловлены материей как форма своим содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях. Всеобщие свойства П. и В.: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количеств.и качеств бесконечность.

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время – это формы бытия материи. В истории философии существовали разные концепции пространства и времени.

1) субстанциальная концепция рассматривает П. и В. как особые сущности, которые существую сами по себе. Сторонники – Ньютон, Демокрит, Эпикур.

2) В противовес субстанциональному подходу в истории философии развилась реляционная концепция пространства и времени. Яркий сторонник – Лейбниц.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода. Особую роль сыграло создание теории относительности .

Теория относительности (1905 год, А. Эйнштейн) выявила глубокую связь между П. и В. , показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которое оно по разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Идея специальной теории относительности получила дальнейшее развитие в общей теории относительности, которая была создана Эйнштейном в 1916 году. В этой теории было показано, что геометрия пространства- времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени. Здесь пространство, время, материя и движение оказываются ограниченно сплавленными между собой.

Многообразие форм пространства- времени.

Развитие материи и появление новых форм ее движения сопровождается становлением качественно-специфических форм пространства и времени.

1) Неживая природа. В локальных областях макромира, когда можно абстрагироваться от искривления П-В в близи больших масс, П-В характеризуется евклидовой геометрией. В масштабах галактик мегагалактикисущественную роль начинает играть кривизна пространства-времени (его отклонение от евклидовой метрики).

2) Живая природа. Большинство органических молекул может существовать в двух формах (правой и левой), отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов, причем форме «с правосторонней» группировкой соответствует зеркальная ей «левосторонняя» форма.

В живых системах, в составляющих их молекулах имеются только «левосторонние» формы. Отсутствие тождественности правого и левого, резкое проявление «левизны» в организации живого следует оценивать как свидетельство особенности биологического пространства.

3) Социальное пространство. Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов. Социально-историческое время течет неравномерно, оно как бы ускоряется.

Наши рекомендации