Философия французского и немецкого Просвещения 17 века
18 столетие в истории Европы известно под названием “века Просвещения”. В первую очередь, это был век Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, французских философов, развивавших цельную и достаточно стройную философскую концепцию - концепцию Просвещения. В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений, которые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветителей на общество и общественное развитие. Важнейшим элементом, основной философии Просвещения было убеждение в том, что всё существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено на основе разума, т.е. рационалистически. Просветители являлись прямыми наследниками “научной революции 17 столетия”, связанной с открытиями Ньютона, Декарта, Галилея. Смысл ее может быть прекрасно передан знаменитой фразой Галилея: “Природа, синьор, насмехается нарешениями и повелениями князей, императоров и монархов и по их требованию не изменила бы ни на йоту свои законы и положения”. Деятелям “научной революции 17 в.” было введено понятие научного закона как объективной и независимой от желания человека связи между явлениями природы. Просветители распространили это понятие и на общество. По мнению философов Просвещения, не только природа, но и общество должно быть подвергнуто беспристрастному научному анализу, осмыслено рационалистически, с точки зрения действующих в обществе законов. Важнейшим законом развития общества философы - просветители считали то, что оно развивается от менее развитых форм к более развитым, т.е. по пути прогресса. Именно просветителями была введена в философский оборот идея общественно - исторического прогресса, * Рационализм в сочетании с идеей общественно - исторического прогресса служил в теориях просветителей обоснованием для критического анализа существующей общественной действительности. Критерием разумности существующих общественных институтов служило прежде всего их соответствие требованиям разума, естественным правам человека (к ним относились независимость личности и признание свободы человека), идее прогресса. Современный общественный порядок порицался просветителями. Они критиковали абсолютную власть монарха, сословный строй, ограничение личных прав и свобод, религиозные суеверия и невежество. Просветители сформулировали стройную концепцию реформ, охватывающих все сферы общественной жизни, направленную на достижение так называемого “общественного блага”, общественного строя, при котором удовлетворяются потребности каждого члена общества, * Осуществление этой программы реформ они связывали главным условием: просвещением общества, распространение в различных его слоях научных знаний, норм морали, искоренение суеверий и невежества.
Философия Французского Просвещения.
-18 век.
-Проблема человека, гуманизм.
19.2)-Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела. Смерть тела – прекращение всей психич деятельности.
-Человек – инструмент природы, способный ощущать, чувствовать и мыслить. Подчеркивали чувственно--эмоциональную природу человека. Гельвеций: роль личного интереса в деятельности людей. Но не эгоизм, а «правильно понятый личный интерес».
-Гуманизация межличностных отношений.
-Дидро – стремление к добродетели. Морал. воспитание развивает и укрепляет естественную «врожденную» добродетель, формирует высокие нравственные качества.
Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
- основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности
- впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ познания
- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания, исходя их самого субъекта.
- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти чел-ка) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность ч-ка как такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное начало.
- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.
- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и возможности.
- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.
- Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы разума.