Миф, религия, философия как форма мировоззрения

Предмет философии

Философия- «любовь к мудрости». Наука занимающаяся изучением окр.мира. философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Аристотель и Платон полагали, что фил-ия это учение о первопричинах вещей. Аналогичные взгляды высказывали и в новое время Декарт, Гегель и другие идеалисты.

С самого начала возникновения фил-ия понималась как любовь к мудрости, где мудрость понималась как некоторый космический разум, который правит всей вселенной.

В 5-6 вв до н.э предметом философии считались вечные вопросы первоначала бытия и познания. Фил-ия понималась как учение о первоначалах вещей. В материалистической философии, она толковалась как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как учение об общих принципах бытия и познания; об отношении человека к миру, как форме общественного сознания.

Фил-ия объясняет как понимали природу ученые разных эпох, т.е предметом ее изучения является не столько мир, сколько знания людей о мире, а также отношения человека к миру и обществу. Характер философских проблем таков, что простое неоднозначное решение невозможно. Каждый шаг человеческой истории и достижения науки открывают новые возможности переосмысления фил-х проблем.

Наука и философия во многом совпадают. Представляют собой теоретическое, доказательное и проверяемое знание. Научные знания безразличны к смыслам, целям и интересам человека. Филос-ое знание ценностное, и представляет собой знание о месте и роли человека в мире. В то же врем оно антидогматично.

Фил-ия все подвергает сомнению и критике (знание, основание бытия, сущ-ий строй и образ жизни…)

Миф, религия, философия как форма мировоззрения

Фил-ии исторически предшествовали мифология и религия. Мифологическое мировоззрение представляет собой взгляды на окр.мир и места человека в нем. Мифологическое мировоззрение основано не на теоретических выводах и мышлениях, а на общественных иллюзиях. Миф отличается от науки тем, что пытается объяснить все. Для него нет неопознанного и неизвестного.

Миф яв-ся наиболее ранней и архаичной формой мировоззрения. Близким мифологическому, но отличным от него считается религиозное мировоззрение. Религия опелирует к фантазиям и чувствам людей.

Религия в отличие от мифа раздваивает мир, разделяя его на земное и священное. Бох, как творец стоит над природой и вне природы. Человек осознает, что душа его бессмертна в религии и после смерти земной его ждет вечная жизнь и встреча с богом. Религия более близка к фил-ии и религии присущи ценностные восприятия жизни; поиск высших целей и смыслов.

Различия: религия яв-ся наиболее массовым сознанием принимающей все на веру. Истиной веры религия считает высший разум.

Философия- то сознание теоретическое, доказательное и всегда критическое.

Процесс становления фил-ии как науки составляет 2,5 тыс.лет. Когда осуществлялся переход от конкретно-чувственных представлений к рациональному и научному достижению мира.

Можно выделить 4 наиболее значимых развития фил-ии: 1.античная фил-ия (6-7 в до н.э по 6 в н.э); 2.средневековая (4-14 в); 3.фил-ия нового времени (15-19 в); 4.новейшая (современная) фил-ия (20-21 в).

Каждая из 4 эпох имеет свои особенности и отличительные черты, но рпи этом сохраняет преемственность с предыдущей.

Миф (от греч-«предание, сказание»)- повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В литературе- сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

Религия (от лат.-«благочестие набожность, святыня, предмет культа»)-мировоззрение и мироощущение человека (либо определенной группы людей), в основе которого лежит вера во что-то сверхъестественное, необъяснимое. Это особое восприятие мира, которое обуславливает поведение человека, в той или иной ситуации.

Функции филососии

Под функциями фил-ии понимаются основные направления применения фил-ии. Через функции реализуются цели, задачи и назначения фил-ии. Основными функциями яв-сямировоззренческая и методологическая. Но кроме них сущ-ют другие важные: например мыслительно-теоретическая, гносеологическая, критическая, аксеологическая, воспитательно-гуманистическая, прогностическая, общекультурная и практическая.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картинного мира, представления о его устройстве и месте человека в нем. Мировоззрение формируется либо на основе знаний и убеждений, либо стихийно, под воздействием социального окружения.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Философская системы гегеля

Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была всем. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики».

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и материалистических течениях философии. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории есть суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания мировой разум проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления; развитие идеи в виде явлений природы; развитие идеи в мышлении и истории человечества. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которое оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений к качественным, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов «Философия права», «Философия религии», «Феноменология духа» и др.

Философия Вл. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик конца XIX века. Осн. работы: "начала цельного знания","Чтения о богочеловечестве",поэма "3 свидания". Создал учение о всеединстве: красота , добро , истина через любовь к Богу. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье.

Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

В 1880-е годы Владимир Соловьев написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов. Важнейшая из них — Россия и Вселенская Церковь.

Философская герменевтика

Наука о понимании, истолковании текстов. Герменевтика являлась особым классической методом науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. Основы герменевтики как общей теории понимания были заложены Ф.Шлейермахером . Главное в герменевтике, как считал Шлейермахер, понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст. Предмет герменевтики - это феномены понимания, которые лежат в основе духовно-практических ситуаций живущего в Мире человека. Спецификой герменевтики является установление связи и определенных отношений - понимания - между двумя субъектами :, принадлежащих, как правило, к разным культурам, а если к той же самой культуре, то имеющих различные личностные ориентации и установки.

Гадамер, , предлагает рассматривать герменевтику не в качестве учения о методе и механизмах понимания, а как учение о бытии, как онтологию. Во-вторых, Г. рассматривает герменевтику не в качестве способности воссоздания авторского текста, а в качестве возможности продолжения действительной истории текста, в построении каждым новом интерпретатором нового смысла, а по сути, собственного Авторского Текста, источником которого Г. усматривает собственный -герменевтический - опыт. Цель понимания, по Г., состоит не в должной интерпретации текста, не в реконструкции идей и мнений интерпретируемого, но в активизации собственных мыслительных процессов через формирование диалоговой вопрос-ответной системы. Интерпретация текста становится продуктивной, творческой стороной герменевтического опыта. Герменевтический опыт принципиально нетехничен и неметодичен, поэтому деятельность, в том числе познавательная, лишь опосредовано связана с ним.

Структуры материи

Согласно метафизическому пониманию, материя вечна, неизменна, неуничтожима. Согласно диалектическому материализму, разработанному К.Марксом, Энгельсом и Лениным, материя есть объективная реальность, охватываются все формы бытия и характеризуется:страстью, движением и отроженным сознанием.

Ленин:"Материя-философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в осуществлениях его, кот. копируется, фотографируется, отражается нашими осуществлениями,существуя независимо от них."

Уровни орг-ции материи:

1.МИКРОУРОВЕНЬ: эл. частицы, атомы, малекулы.

2.МАКРОУРОВЕНЬ:начиная с простейших организмов,заканчивая звезд. системами.

3.МНОГОУР.: сверхгалактики, метогалактики.

Формы материи:

1.Пространство-форма бытия материи, выражается ее протяженность, сосуществование и взаимодействие элементов.

2.Время-последовательность состояний, форма возникновения, становления, разрушения.

Сознание и безсознательное

Сознание - совокупность чувственных и умственных образов, для которых в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что явилось переживающим эти образы. Основой сознания является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и др. чувств. Восприятие - развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, мы отождествляем его с объективной реальностью - это и есть восприятие. Многие исследователи считают, что образ и есть сознание. Образ представляет собой как бы собранную в одну точку энергию разрозненных столкновений человека с миром, сумму информации разного рода, полученной в ходе взаимодействия с миром. Процесс формирования образа - это процесс выделения себя из окружающего мира. Имея образ, человек различает себя в мире. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе - начало сознания.
Самосознание - это процесс, когда "Я" обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире.
Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе в этом отчета, автоматически. Бессознательными могут быть и телесные движения, и работа памяти, воображение. Проблеме бессознательности уделяется большое внимание в современной идеалистической философии и психологии (Фрейд). По мнению Фрейда сознание находится в непримиримой противоположности бессознательности, которая не просто неосознанное или незамечаемое, но нечто, чего человек боится и стыдится. Это - вместилище извечных агрессивных наклонностей, животных влечений человека. В обществе эти эгоистические, антиобщественные наклонности не преодолеваются, а загоняются "в глубь сознания", продолжают существовать в качестве запретных.

40)сознание мышление язык

Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно-творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и самоконтролировании.

Функции сознания: 1) Мировоззренческая 2) Познавательная 3) Творческая 4) Регулятивно-управленческая 5) Оценочная 6) Координирующая.

Структура сознания. 1 Знание 2 Память 3 Эмоции 4 Воля 5 Самосознание.

Сознание представляет собой ядро человеческой психики.

Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы , социализации и т.д.

Сознание и язык.

Понятие не существует без слова, а мышление в понятиях без языка.

Мышление и язык едины, но не тождественны. Они едины в том плане, что мысль лишена образности и ее всегда бывает необходимо облечь в языковую словесную форму, даже при мыслях «про себя». Иначе говоря, речедвигательный аппарат действует и во время мышления. Язык - это непосредственное действительность мысли. Иначе говоря, в языке мысль получает реальное существование. Язык - это форма материализации мысли. Язык - это система знаний, служащая средством познания, хранения и передачи продуктов духовной деятельности.

Наряду с естественными языками, человек использует и искусственные языки.

Искусственный язык - это специфические формы систем знаков, которые применяются в различных науках.

Причина появления таких языков — в необходимости обмена точными данными в науке. В них преодолена многозначность терминов.

Познание и практика

Практика — это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она — цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли через очистительный огонь практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от произвола и заблуждений.

Итак, практика — это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Она входит в определение объекта в том смысле, что объект либо с той, либо с иной целью выделен субъектом из бесконечного сплетения вещей, либо видоизменен, либо создан им

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила

3. практика является опосредственно целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а ради того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей

4. практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Научное познание

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Основными особенностями научного познания являются следующие: — объективность добываемого знания; — развитость понятийного аппарата (категориальность); — рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; — проверяемость;
— высокий уровень обобщения знаний; — универсальность; — использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Основными методами научного познания выступают наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается начувственное познание мира, его формы и средства.Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.

Законы диалектики

Диалектика это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего.

Существует 3 закона диалектики. Первый закон: единство и борьба противоречий,Второй закон: переход количественных изменений в качественные,Третий закон: отрицание отрицания.

Первый закон: единство и борьба противоречий один из осн. законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития явлений природы и со-циально-историч. действительности, выступающий и как всеобщий закон познания. Закон.единство и борьба противоречий в системе материалистич. диалектики занимает центр. место, являясь сутью, «ядром» диалектики.

Под противоречивостью понимаются стороны имеющие взаимоисключающие тенденции изменений. Взаимодействие противоречий включает в себя взаимоотрицание, другой термин- единство противоположностей- невозможность существования одной противоположности друг без друга.Единство можно рассматривать как взаимодополняемость, а так же как возможность перехода одногй противоположности в другую.

Закон количественных изменений в качественные, гласит что количественные изменение на определенном этапе приводит к качественным. А новые качество порождают новые количественные изменения. Изменение качества может быть под влиянием:1) прибавления и ли убавления вещества 2) прибавление или убывание энергии 3) изменение структуры компонентов.Качество - это система важнейших необходимых существенных свойств предмета. . Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные.

отрицание отрицания- один из основных законов диалектики характеризующий направление, форму и результат процесса развития. единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относит. повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Гегелем .В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в другое при одновременном переходе 1-го на положение подчиненного и преобразование предмета в составе 2-го, что наз снятием.

Категории диалектики

иалектика не исчерпывается тремя основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию.

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры.

Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности.необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Единичное, особенное, всеобщее.Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно особенное рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человек

Человек индивид личность

Человек – существо многоплановое и многомерное, сочетающее в себе биологические и социальные черты. Религия приписывает человеку божественное происхождение, наука говорит о происхождении человека из животного мира.

Ученые, обсуждающие эту проблему, считают человека продуктом биологической и социально-культурной эволюции. Человек превосходит животный мир.но как биологический вид подчиняется законам биологии – он ест, спит и т. п. В человеке есть биологические черты:нервно-психическое развитие, индивидуальные особенности физиологии, пол, возраст и гоминидная триада: прямохождение, особое строение руки, сложная структура мозга. По мнению философов, человека выделяет над животным миром и природой наличие души – его индивидуального духа. В человеке присутствуют следующие духовно-психологические черты:чувства, воображение, память, мышление, характер. Совмещая в себе черты существа биологического и социального, человек является элементом общественных отношений: рождается и формируется в обществе, зависит от общества в течение своей жизни. Из основных социальных чертможно назвать: знания и умения, мировоззрение и мораль.

Таким образом, духовное, телесное и социальное неразрывно связаны в человеке и образуют его индивидуальность.

Индивид – термин, впервые введенный древнеримским философом Цицероном, обозначавший отдельно взятого представителя человеческого рода.общества, народа или социальной группы. Индивид – единичный представитель человечества, который является носителем социальной и экономической функции.

Индивидуальность – психические и физиологические особенности каждого человека. Она определяет неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

Индивидуальность:

• содействует социальной активности человека;

• определяет его поведение в обществе в контексте различных культур;

• формирует поведение человека в конкретных социальных и жизненных ситуациях с учетом свойств самого индивида.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков, но развивается самостоятельно в процессе воспитания и жизни в обществе. Индивидуальные черты человекамогут быть врожденными (отпечатки пальцев, идеальный слух, способности) и приобретенными (профессия, религиозные убеждения, материальное положение). Важная особенность индивидуальности – ее развитие и эволюция в ходе самореализации и самоопределения. Развитие индивидуальности создает оптимальные условия для становления личности.

Проблема антропогинеза

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homosapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза. Причем термин «проблема» здесь как нельзя более кстати, ибо перед наукой стоит действительно актуальная задача, требующая решения.
До XIX в. в европейской мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения. Это же относится и к акту творения человека. Согласно данной концепции, мир не имеет развития в истории. Прошлое и будущее являются точно такими же, как настоящее. Это полностью относится и к человеку. Мир появился потому, что так сказал Бог. Вот единственная причина его сотворения. Таким образом, в приведенной концепции отсутствует то главное, что делает эту теорию научной, — объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.
Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в., И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1795 г. шотландский ученый, геолог Дж. Геттон сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других, указав при этом на сходство современных и древних геологических процессов.
Вслед за ним в 1796 г. Лаплас предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы.
Значительный вклад в утверждение эволюционизма внес французский естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк. Он создал достаточно целостную концепцию эволюции живой природы, согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не вскрыл ее подлинных причин.
Таковы были естественно-научные предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина, опубликовавшего в 1859 г. свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В этой работе на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики он вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.
Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет их. Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не могут приспособиться к условиям жизни. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что и ведет в конечном счете к образованию новых видов.
Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественно-научным путем процесс становления и развития биологических видов. С тех пор стало ясно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основано на настоящем. Дарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.

Маркса

К. Маркс является основоположником формационного подхода к истории, он выдвинул теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – люди и средства производства – являются динамичной составляющей способа производства, а производственные отношения – инертной. Обострение противоречий между производительными силами и производственными отношениями разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к смене способа производства (экономического базиса) и соответствующей ему политико-правовой и идеологической надстройки, т. е. к новой общественно-экономической формации. К. Маркс определил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа.

Но теория формаций, сформулированная К. Марксом, обобщала исторический опыт Европы. Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационной теории на все государства. Поэтому страны с особым характером развития были отнесены К. Марксом к «азиатскому способу производства», подробного анализа которого К. Маркс не осуществил. Но главное -эта теория оставила в стороне человека.

Тойби

Ее основа заключается в том, что в качестве главного объекта познания и описания человеческой истории принимается сам человек. Экономическое развитие общества рассматривается как процесс в развитие которого индивидуум, его потребности, интересы играют основополагающую роль.

Цель теории включает 3 принципа:

1-объект исследования-человеческое общество

2-человек исследуется во всехъ своих свойствах и проявлениях в жизни как человек имеющий потребности, мотивы и т.д.

3-все сферы жизни являются равнонеобходимыми звеньями исторического процесса.

Содержанием общественно-исторического прогресса, движения общества вперед является возобновляющийся процесс роста и удовлетворения потребностей человека.

Предмет философии

Философия- «любовь к мудрости». Наука занимающаяся изучением окр.мира. философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Аристотель и Платон полагали, что фил-ия это учение о первопричинах вещей. Аналогичные взгляды высказывали и в новое время Декарт, Гегель и другие идеалисты.

С самого начала возникновения фил-ия понималась как любовь к мудрости, где мудрость понималась как некоторый космический разум, который правит всей вселенной.

В 5-6 вв до н.э предметом философии считались вечные вопросы первоначала бытия и познания. Фил-ия понималась как учение о первоначалах вещей. В материалистической философии, она толковалась как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как учение об общих принципах бытия и познания; об отношении человека к миру, как форме общественного сознания.

Фил-ия объясняет как понимали природу ученые разных эпох, т.е предметом ее изучения является не столько мир, сколько знания людей о мире, а также отношения человека к миру и обществу. Характер философских проблем таков, что простое неоднозначное решение невозможно. Каждый шаг человеческой истории и достижения науки открываю<

Наши рекомендации