Аксиология- учение о ценностях
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios - ценность и logos - слово, понятие) - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Понятие ценности впервые появляется у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Разведение бытия и долженствования - предпосылка А., оно характерно для тех направлений философии XIX и XX веков, в которых высшей духовной способностью в человеке признается воля.
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.
Классификация ценностей: Тем не менее, мы можем дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей. Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал. Священное Писание и Предание, церковь. Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.
Главная функция ценностей – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта.
Внешний контроль осуществляется обществом, правовыми органами.
Внутренний контроль осуществляется благодаря ценностям, усвоенным человеком в процессе социализации.
Поскольку осознание несоответствия вызывает у человека стремление изменить себя в лучшую сторону, то ценности являются механизмом развития личности.
Психологи считают, что ценности – «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение человека к миру, к природе, к власти и т.д.
В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни.
Наличие устойчивых ценностных ориентаций характеризует зрелого человека и определяет такие качества, как активная жизненная позиция, целеустремленность, верность принципам.
Другая функция ценностей – прогностическая. Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.
Мораль.
Понятие «мораль» можно рассматривать двояко; во-первых – это совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей между собой и обществом; во-вторых – это способность человека оценивать свои намерения и поступки. Под нравственностью понимают способ поведения людей, действующих согласно нормам морали.
Мораль и нравственность являются предметом изучения этики.
Мораль как нормативная регуляция поведения присутствует во всех сферах общественной жизни – в труде, быту, политике, науке. Помимо этого существуют всеобщие, общечеловеческие нравственные принципы, которые распространяются на всю культуру в целом и имеют своим содержанием высокие нравственные идеалы и тысячелетнюю историю.
Моральные нормы поддерживают общественные устои общества, общий строй жизни и формы общения людей. В нормах морали всегда выражен идеал, который рассматривается с помощью следующих критериев: добро, справедливость, долг, честь.
Добро и зло являются наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, где добро – это то, что приближает к идеалу, а зло – все то, что отдаляет. Необходимо, отметить, что они взаимоопределяют друг друга, так как одно познается через другое
Роль сознания в понимании нравственности особенно велика, так как контроль за выполнением требований, которые предъявляются к себе и людям, осуществляется посредством осознания долга. Долг – это превращение норм нравственности в личную задачу, который тесно связан с понятием ответственность, честь, мужество, стыд, совесть. Отсюда, совесть – это субъективное осознание личности своего долга и ответственности перед обществом, это способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности и производить самооценку совершаемых поступков.
Совесть может проявляться не только в форме рационального (разумного) осознания, но и на уровне эмоциональных переживаний.
Понятие честь отражает связь личности с определенной социальной общностью и внутренним восприятием его нравственных установок. С точки зрения чести происходит оценка людей, которая находит отражение в их репутации. Собственно честь требует от человека оправдать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Таким образом, понятие «честь» предполагает ту меру уважения, которую он заслужил.
В этой связи необходимо рассмотреть понятие выбора человека. Выбор – это акт моральной деятельности, который выражается в сознательном предпочтении определенной линии поведения, поступка. Выбор отражает степень нравственной свободы личности и общества. Моральный выбор предполагает учет последствий принимаемого решения, поэтому тесно связан с таким понятием как ответственность и справедливость.
Справедливость характеризуется осознанием должного, то есть соответствием сущности человека и его прав. Понятие «справедливость» содержит в себе требование соответствия между практической деятельностью членов общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждениям, преступлением и наказанием, заслугами и признанием. Несоответствие в этих соотношениях оцениваются как несправедливость. Понятие справедливости имеет конкретно-исторический характер и зависит от условий жизни. Например, в разные времена рабство рассматривалось неоднозначно.
Мораль также носит выраженный конкретно-исторический характер, таким образом, развивается во времени.
Эстетические ценности.
Наряду с нравственными ценностями большую роль в жизненной ориентации человека играют эстетические ценности. Само слово «эстетика» в переводе с греческого означает чувствующий, чувственный, но в современном понимании означает не чувства вообще, а эмоции, которые вызывают в человеке те или иные явления окружающей действительности. Эстетика– это наука, которая изучает общие принципы образного постижения мира человеком, прежде всего в искусстве.
На протяжении многих столетий эстетические проблемы исследовались в рамках того или иного философского направления. Эстетика начала свою историю со времен античности, затем в период средневековья она претерпела влияние богословия, в эпоху Возрождения эстетика получила новое звучание в связи с расширением художественной практики и искусства в целом. Как самостоятельная область научных знаний эстетика возникла в 18 веке. Основными категориями эстетики являются: прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое - комическое.
Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного.Прекрасное характеризует явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Оно связано с определенной чувственной формой и имеет бескорыстный характер. Значение прекрасного для человека и общества носит духовно-практический характер, в нем сливаются личные и общественные интересы. Человек осознает себя причастным к общественному значению прекрасного, таким образом, эстетическое отношение имеет и этический аспект, который соответствует единству эстетических и нравственных ценностей.
Восприятие прекрасного вызывает в человеке всегда только положительные эмоции. Каждое очередное такое восприятие подтверждает (или опровергает) эстетические идеалы, в любом случае обогащая их.
Возвышенное – это эстетическая категория, которая характеризуется внутренней значимостью предметов и явлений, которые несоразмеримы по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения (любовь Ромео и Джульетты). Возвышенное обнаруживает двойственность человека, оно подавляет его как физическое существо, заставляя осознавать свою конечность и ограниченность, но, одновременно, возвышает его как духовную сущность, пробуждая в нем идеи разума, осознание нравственного превосходства даже над подавляющей его природой.
Комическоеесть характеристика явлений, которые по своей природе способны вызвать смех. Смешным может оказаться несоответствие формы содержанию, неожиданный разрыв привычного хода событий. Реакция на комическое способствует нравственному очищению человека.
Прекрасное, возвышенное и комическое отражают объективные состояния человека.
Категория, в которой выражена социальная и духовная сущность человека – это эстетический идеал. Он существует как исторически конкретный образ современной жизни человека и природы. Следует заметить, что в формировании эстетического идеала большую роль играют различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, религиозная и другие.
Творческая способность человека отражается в категориях «искусство» и «художественный образ». В художественном образе отражена объективная действительность благодаря использованию законов искусства. Он может представлять собой как конкретно-чувственное, так и обобщенное отражение предмета искусства.
Искусство возникает на основе появления эстетических чувств, эстетического отношения к миру у древнего человека. Заметим, что эстетические чувства являлись предельным обобщением практических ценностей – полезного, прочного, хорошего. Вещи, которые не несли утилитарной ценности, также приобрели абстрактную эстетическую ценность, и, таким образом, были освоены все сферы человеческой жизнедеятельности.
Искусство служило средством выделения общественной значимости происходящих событий, которые были раскрыты через средства художественного выражения: песня, танец, музыка, живопись и т.д.
Необходимо отметить, что в искусстве особенно отчетливо выделяется коммуникативный аспект, объединяющий людей, способствующий осознанию ими своего единства, своей общей силы.
Культура
На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Это вызвано тем, что культура является многоплановой и охватывает все сферы жизни личности и общества.
Культура (в пер. с лат.возделывание, уход, развитие, почитание) – это совокупность искусственных объектов (идеальных или материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих специфическими закономерностями.
Первоначально под культурой понимали возделывание земли, изменение природы, затем, вплоть до эпохи Возрождения, с культурой связывали городской уклад жизни, и только Ренессанс определил культуру как признак личного совершенства, и культура стала отождествляться с духовной деятельностью человека.
18 век пересмотрел сложившиеся концепции и усложнил данное определение, к культуре были предъявлены иные требования. Культура должна быть интеллектуальной, творческой, новаторской, то есть должна не просто воспроизводить, но и постепенно расширять сферу человеческих возможностей.
В 19 веке в культуре стали видеть, прежде всего, систему ценностей и идей, которые различались по их роли в жизни общества, что, несомненно, расширяло ее рамки.
В настоящее время изучение культуры осуществляется главным образом в рамках этнографии и социальной антропологии, а также получает развитие исследование коммуникативных свойств культуры.
Содержание культуры включает в себя систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирование человека, способного усвоить опыт предшествующих поколений и использовать его для создания нового.
Необходимо отметить, что культура имеет сложное строение, которое включает в себя множество элементов. Одни из которых являются устойчивыми, то есть универсалиями, к ним относятся: труд, игра, досуг, общение, общественный порядок, образование и воспитание, духовная жизнь и т.д.
Другие – преходящими, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях.
В содержании культуры в качестве важнейших можно выделить следующие элементы:
1) субъект культуры – это индивид, социальная группа, общество в целом. Культура выражает характеристику социальных качеств человека, меру развития его познавательных способностей, знаний, эмоций, эстетического вкуса, творческих способностей, стремления к совершенству и красоте, в том числе и нравственной. Субъектами культуры, как уже отмечалось выше, могут быть и группы. Под групповой культурой понимают национальную, поселенческую и профессиональную культуры.
Культура элит или элитарная культура характеризуется утонченностью и изысканностью вкуса, она рассчитана на интеллектуальные силы общества, которые способны понять глубину творческого поиска.
Возникновению же массовой культуры способствовало развитие средств массовой коммуникации, что повлекло за собой вульгаризацию всех областей искусства и популяризацию безнравственности, свободы и материального благополучия, формирование идеала человека-потребителя.
Мерой социализации человека считается индивидуальная культура, так как о человеке и обществе в целом можно судить по тому, как реализуется творческий потенциал каждого и каково в этом случае общественное сознание. Любая реализация человека – это, прежде всего, его деятельность, и в данном случае культурная, поэтому следующим элементами будут:
2) культурная деятельность, регуляторами которой выступают мотивы, идеалы, ценности, и под культурой понимается процесс создания ценностей, процесс одухотворения потребностей человека.
3) предмет культуры – это опыт предшествующих поколений в духовной сфере, способы и программы деятельности. Духовная культура неразрывно связана с материальной, что выражается в том, что идея воплощается в материальной форме, в виде произведений искусства, символов, языка.
4) межкультурная коммуникация. К ней относятся вербальные и невербальные средства передачи информации: к вербальным относят язык, а так же языки науки, религии и т.д. К невербальным – жесты, мимику, одежду, благодаря которым человек транслирует, воспринимает предметы культуры. В результате такой коммуникации происходит взаимодействие культур, но нужно помнить, что итоги такого взаимодействия не всегда оптимистичны, так как модернизация традиционных обществ, трансформация обычаев и традиций ведут к росту напряженности в обществе, рассеиванию сложившегося уклада жизни и введению новых стереотипов.
Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции:
- информативную – является средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов;
- нормативную функцию – создает нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека;
- человекотворческую, человек становится личностью в процессе овладевания культурой. Культура же создает специфические механизмы, которые обеспечивают регуляцию поведения человека;
- адаптационную функцию, которая выражается в способности приспосабливаться к изменениям, происходящим в общественной жизни.
Итак, культура является связующим звеном между природой и обществом, основой соединения которого является человек как субъект деятельности, познания и общения.
Соотношение науки и техники
СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ В философии техники при решении проблемы соотношения науки и техники сформировались следующие основные модели: 1) Линейная, которая рассматривает технику как прикладную науку, т.е. анализирует технику в качестве простого приложения науки. Так, О. Майер считает, что границы между наукой и техникой произвольны, и что практически применимого критерия для различения науки и техники попросту не существует. В конце XX века линейная модель подверглась серьезной критике как слишком упрощенная, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом: за наукой признается функция производства знания, а за техникой – лишь его применение. Главное различие между наукой и техникой – лишь в широте кругозора и в степени общности проблем: технические проблемы более узки и более специфичны. Наука и техника составляют различные сообщества, каждое из которых различно осознает свои цели и систему ценностей. Сегодня линейная модель технологии как прикладной науки, т.е. модель, постулирующая линейную, последовательную траекторию – от научного знания к техническому открытию и инновации – большинством специалистов признана упрощённой. 2) Эволюционная, которая процессы развития науки и техники рассматривает как автономные, но скоординированные процессы, т.е. анализирует процессы развития науки и техники как автономные, независимые друг от друга, а проблему их соотношения решает следующим образом: a) полагает, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, или наоборот – техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей; б) техника задаёт условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь – технических. Первая точка зрения подчёркивает, что технический прогресс руководствуется прежде всего эмпирическим знанием, полученным в процессе развития самой техники, а не теоретическим знанием, привнесенным в нее извне научным исследованием. Вторая точка зрения рассматривает технику как прикладную науку, а прогресс в ней – в качестве простого придатка научных открытий. Такая точка зрения является односторонней. Но не менее односторонней, по-видимому, является и противоположная позиция, которая акцентирует лишь эмпирический характер технического знания. Совершенно очевидно, что современная техника немыслима без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в особых – технических – науках. В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство (или – более широко – практическое использование). Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме. 3) Инструментальная, где наука рассматривается как прикладная, ориентирующаяся на развитие технических достижений, т.е. утверждает, что наука развивается, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов. 4) Опережающая, рассматривающая технику науки как постоянно обгоняющую технику повседневной жизни, т.е. утверждает, что техника науки, т.е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни. 5) Технизации науки, утверждающая, что до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. Модель технизации науки является наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения, утверждая, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня. В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентификацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной модификацией. Другими словами, «сциентизация техники» сопровождалась«технизацией науки».