Принципы нормы и критерии научного познания.

Вопрос соотношения чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии сформировал две прямо противоположные точки зрения– эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм -это философское направление, признающее источником познания чувственный опыт.

Рационализм -это философское направление, признающее разум основой познания.

Рационалисты (от лат. ratio - разум, мышление), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они несомненно существуют) невозможно вывести из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, в целом они были ограничены и односторонни. Эмпиризм абсолютизировал чувственный опыт, принижая (или вовсе отвергая) роль мышления. Рационализм же отрицал опытное происхождение достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления - вплоть до отрыва его от реальности.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных сторон - чувственной и рациональной. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены и регулируются разумом.

Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и других, которые у человека есть "продукты всемирной истории", а не только биологической эволюции.

Основными ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения, невесомости и др.

Любой объект познания обладает множеством самых разнообразных сторон и свойств. Все эти свойства объединены в нечто целое. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия.

Восприятие -это целостный образ предмета (символ), который состоит из нескольких ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Из них наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Следует иметь в виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта, так как при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и движения.

Представление -это образ ранее воспринятого или созданного воображением предмета или явления. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Представление содержит в себе моменты обобщения множества воспринимаемых объектов. Это обобщение связано с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием случайных и несущественных.

Формы чувственного познания ограничены по своим возможностям, на их основе нельзя проникнуть в сущность вещей и процессов. Более глубокое познание явлений действительности можно осуществить посредством мышления.

Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного, обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являютсяпонятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мысли, отражающая общие существенные признаки предметов и явлений, которые закрепляются в определениях(дефинициях). Например, в определении "человек есть животное, делающее орудия труда" выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа. Наиболее общие понятия- это философскиекатегории. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов ("атом", "водород" и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов ("экономические отношения", "элементарные частицы" и др.).

Суждение- форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. Это мысленное отражение, которое выражено повествовательным предложением, и может быть либо истинным ("Париж стоит на Сене") либо ложным ("Белгород - столица России").

В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении "золото имеет желтый цвет" отражается не существенный, а второстепенный признак золота.

Понятие и суждение выступают первоосновой для построения умозаключений, которые представляют собой процесс выведения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Классический пример умозаключения:

Проблема истины вфилософии.

Главной целью познавательной деятельности человека является достижение истинного знания или истины. Истина- это адекватное отражение действительности в сознании человека.

1. Классическая (корреспондентская) концепция.Здесь под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальной действительности. Данную концепцию можно найти у Платона и Аристотеля. У Аристотеля - это может быть соответствие человеческой мысли объективному миру, а у Платона - соответствие идеальному бытию вечных идей.

2. Априорная концепция. Она достаточно древняя и может трактоваться как доопытное знание, которое раскрывается в процессе познания. Здесь наблюдается сходство с классической концепцией истины в платоновском варианте. Можно сказать, что последовательный вариант априорной доктрины был разработан И. Кантом. Согласно И.Канту, разум сам задает себе правила познавательного процесса.

3. Когерентная (внутренне связанная) теория истины.Она существует в нескольких различных вариантах. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины как правильной и корректной. Следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-либо теории еще не свидетельствует о ее истине, и наоборот, наличие антиномий внутри теории не дает оснований заключать о ее ложности. ( К. Маркс «капитал возникает и не возникает в процессе обращения»).

Другой вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, так как любая новая фундаментальная теория всегда противоречит какому-то общепризнанному знанию.

4. Прагматическая концепция.Здесь истинность отождествляется с пользой и результативностью. В принципе, знание, особенно научное, достаточно прагматично, однако, утилитарную направленность науки не следует преувеличивать, ведь самые выдающиеся открытия совершаются все-таки из любви к истине. Многие научные теории в момент их создания не имеют никакого экспериментального или технического применения. Более того, самые стратегически значимые идеи, тем более в философии, по определению бескорыстны и антиутилитарны. Х. Ортега- и- Гассет сказал, что самое большое практическое значение философии состоит в утилитарной бесполезности.

5. Конвенциальная концепция.Здесь утверждается, что истина всегда продукт соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и различных научных сообществах все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Следовательно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как ложное. Так бывает всегда, когда сталкиваются представители разных школ в науке и философии.

6. Экзистенциальные концепции.Они достаточно разнородные, но сближаются в плане ценностного истолкования истины. Во-первых, истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации человека и стимулирует его духовный рост. Здесь возникает парадокс, так как в роли такого знания может выступать и объективно ложное, если оно глубоко переживается человеком и творчески преломляется. Соответственно истинное знание, принудительно навязанное человеку, может квалифицироваться как ложное, так как подавляет его творческий дух. Можно сказать, что данное направление направлено против тоталитаризма и догматизма. Или другими словами, такой подход подчеркивается значение творческого измерения знания.

Во-вторых, экзистенциальный аспект истины может быть рассмотрен в другом ключе. Известно, что в обычной жизни человек не задумывается о вечных вопросах бытия, о смысле жизни, и только в пограничных ситуациях перед ним открываются важнейшие мировые истины, которые заставляют переосмысливать многие житейские стереотипы. Этот аспект был подробно описан в работах С. Кьеркегора, а позднее у К. Ясперса и М. Хайдеггера. Подобный мотив обретения истины через душевные испытания и потрясения был глубоко продуман и художественно воплощен в романах Ф.М. Достоевского.

Истина бывает относительной и абсолютной.Познание начинается с неполных, приблизительных знаний о тех или иных явлениях и движется к более точному их постижению. Поэтому, относительной истиной называют ограничено верное знание о чем-либо. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истинойназывают такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся так называемые истины факта, «вечные истины», физические константы.

Поиск истины неотделим от заблуждений и проявлений разного рада ложных представлений. Между ложью и заблуждением существует фундаментальная разница. Ложь представляет собой преднамеренное искажение действительности, или сокрытие истины. В основе лжи лежит субъективный и корыстный расчет, который связан с использованием знаний в своих целях. Социально-политической формой существования лжи является дезинформация, когда в область обмана попадают не только отдельные группы людей, но и общества, страны. Крайней формой дезинформации являются попытки манипулировать общественным сознанием за счет специальных методик в СМИ. От лжи и дезинформации следует отличать заблуждение.

Заблуждением принято считать непреднамеренное искажение действительности. Рабиндранат Тагор написал:

В науке может сложиться ситуация, когда ученый всю жизнь разрабатывает и защищает ошибочную гипотезу. Важно отметить, что одним из самых распространенных источников заблуждений в науке и философии является выход истинного знания за границы его применимости. Так называемый принцип конкретности истины утверждает, что истина имеет предметные границы, выходя за которые она трансформируется в свою противоположность - заблуждение. З. Фрейд пытался объяснить культурные и социальные процессы на основе открытых им закономерностей бессознательной психической жизни индивида. Или невозможность поверить в делимость атома, так как это ведет к уничтожению материи.

Далее необходимо рассмотреть вопрос о критериях.

Подкритерием истиныпонимается процедура, позволяющая оценить ложность или истинность знания. Важным критерием истины является практика.Практика -специфическая человеческая деятельность, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования.

Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.

Важнейшие формы практики следующие:

1) материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей.

2) социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур).

3) научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент).

Эмпирические критерии истины. Формой научной практики является эксперимент, В котором теоретические данные подвергаются проверке. Одним из таких эмпирических критериев служит верифицируемость (доказательность)теории, то есть практическое подтверждение опыта. Процедура верификации была детально осмыслена в традиции неопозитивизма и даже квалифицировалась как универсальный критерий научного знания. В этом случае один-единственный отрицательный результат эксперимента ставит под сомнение истинность целой теории. Это и дало основание К. Попперу сформулировать противоположный эмпирический критерий, который был назван фальсификацией, нацеленной не на подтверждение, а, наоборот, на опровержение теоретической модели. Обе эти процедуры успешно используются в науке.

Логические критерии.Важнейшим из них является логическая непротиворечивость, то есть запрет на одновременное наличие противоположных суждений внутри научной гипотезы или теории.

Критерий когерентности.В естественных и гуманитарных науках используется целый спектр собственно теоретических критериев истины.

Критерий когерентности предполагает согласованность теории с фундаментальными знаниями в науке. Так, если какая-то теоретическая гипотеза в физике, противоречит закону сохранения энергии, то это основание для констатации ее ложности.

Другим важным теоретическим критерием истины является принцип простоты теории. Он означает в частности, что из двух конкурирующих в науке гипотез, скорее всего, будет избрана та, которая решает проблему наиболее экономным и рациональным способом.

Человек индивид личность.

Появление человека, его сознания и мышления было бы невозможно без анатомо - морфологических изменений, которые подготовили указанные новации.

В отличие от животных, которые обладают порой ярко выраженными отдельными физическими качествами (сила, скорость, выносливость и т.д.), у человека имеется специфическая универсальность его тела: прямохождение, особое строение позвоночника, таза и связанное с ним разделение конечностей на руки и ноги, гибкая способность руки к разнообразным действиям, объем мозга, наличие развитой гортани, которая позволяет произносить членораздельные звуки.

Из факта существования человеческого тела, вытекает его зависимость от всех законов жизни, в частности законов наследственности. В то же время необходимо отметить отсутствие в человеке жесткой наследственной программы, раз и навсегда задающей вышеперечисленные физиологические признаки. Имеет место разброс (иногда значительный) указанных параметров не только в разные исторические эпохи, но и у людей, живущих в одно и то же время. Например, наличие расовой дифференциации показывает, что люди по-разному адаптируются к конкретным особенностям окружающей среды.

Наличие различных природных и социальных условий сказывается не только на исследовании телесности как данности, но и на отношении к телу в различные периоды истории. Если в античности тело воспринималось как идеал совершенства и гармонии, и поощрялись все усилия, направленные на достижение этого идеала, то уже в средние века имело место противопоставление тела душе, то есть тело представляло собой низменную, греховную сущность, а душа - возвышенную. И только Новое время сумело расставить все на прежние позиции.

Если биологическое начало в человеке проявляется на уровне его внутреннего мира (состояние психики, эмоции и чувства, рефлексия, обменные процессы), то влияние социальной среды отражается во внешнем облике человека (наружность, манеры поведения, вкус, такт и т.д.).

Социальное начало в человеке формируется согласно принадлежности человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе и обозначается в его правах, обязанностях, действиях. Под уровнем социализации понимают степень приобретенных каждым человеком духовных, социальных ценностей. В какой-то степени уровень социализации проявляется в ролевой структуре, присущей каждому человеку. Каждый человек в жизни исполняет множество ролей - отца или матери, сына или дочери, начальника, покупателя, пациента и т.д.

По вопросу соотношения биологического и социального в человеке, существуют различные точки зрения.

Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить природу человека, исходя из его естественного, биологического начала. Первой, наиболее известной попыткой такого объяснения можно считать теорию Т. Мальтуса, который в конце 18 века предложил рассматривать общественную жизнь как борьбу людей за свое существование, в которой побеждают сильнейшие. При этом растущая численность населения сдерживается нехваткой средств существования. Отсюда голод, эпидемии, войны рассматриваются им как естественные, необходимые регуляторы общественных отношений, которые обеспечивают выживание сильнейшим. В современном мире идеи Мальтуса продолжают собирать своих сторонников, которые именуют себя «неомальтузианцами».

Биологизаторские взгляды характерны для социал-дарвинистов, которые получили известность на рубеже 19-20 веков. За основу своей теории они взяли теорию Ч. Дарвина о естественном отборе и эволюции и с этих позиций пытались объяснить не только происхождение человека и его сущность, но и общественные отношения в целом.

В настоящее время данную теорию развивает социобиология, которая пытается доказать, что поведение человека, как и животного генетически детерминировано, что наследственность предопределена изначально и любые изменения невозможны.

Похожие взгляды можно встретить в «расовых теориях», объявляющих превосходство одних людей над другими исключительно по признаку их принадлежности к «высшим» или «низшим» расам.

Социологизаторский подход абсолютизирует роль общественных отношений в становлении человека как личности, максимально приуменьшая его биологическое начало. В итоге общественное доминирует над индивидуальным, подавляя и растворяя его в себе. В общем плане эта проблема является проблемой соотношения индивидуального и коллективного. Наиболее ярко данная концепция нашла отражение в философии Платона и К. Маркса.

В теории государственного устройства Платона жизнь отдельного человека полностью подчинена обществу. При этом исключается всякое проявление личностного начала и своей естественной природы.

Человек в марксизме также находится в подчиненном состоянии по отношению к обществу, посвящая свою жизнь достижению общего блага. От общества зависит и то, какими качествами обладает человек в большей степени - положительными или отрицательными, поэтому, чтобы устранить все негативное в человеке требуется изменить общественные отношения, положив в их основу идеи гуманизма, равенства и справедливости.

В этом диалоге двух точек зрения предпочтительнее смотрится позиция золотой середины Аристотеля, который назвал человека политическим животным, где под политическим понималась социальная сторона (приобретенная), а под животным - биологическая (врожденная).

В философском понимании реально существующий человек как телесная и мыслящая субстанция - это проявление биологического, а его социально - историческое существование - это проявление человека как личности.

Рассмотрим, в каком соотношении находится биологическое и социальное в процессе формирования личности. Для этого необходимо рассмотреть понятия «индивид» и «индивидуальность».

В понятии «индивид» (отдельный человек) отражаются биологические особенности человека, его свойства, такие как: половые, возрастные, нейродинамические и т. д. Эти свойства обусловлены генетически и передаются по наследству. Однако нет определенной уверенности в том, что у талантливых родителей родится такой же ребенок, так как известны и обратные случаи.

В понятии «индивидуальность» биологическое и социальное находятся в уникальном, неповторимом сочетании. Индивидуальность - это то, что отличает одного человека от других. Она может выражаться как на внешнем уровне (физиологические особенности), так и на внутреннем (глубина мировоззрения), но всегда социально обусловлена.

Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека и каково его место в мире. Под личностью понимают человека как представителя общества, то есть его социальный аспект. Основные параметры личности обусловлены внешней средой и имеют внешние (слова, поступки) и внутренние (цели, интересы, мотивы) проявления. Важной составляющей внутреннего мира личности является образ самого себя, представление о себе самом. Кризис личности заключается в обнаружении ошибочности созданного образа себя и поиске оснований для построения нового.

Проблема соотношения социального и биологического остается открытой и является предметом многих современных дискуссий. Ведь существуют ситуации, когда биологическое определяет поведение человека, но возможно и доминирование социального. Благодаря огромному генетическому потенциалу, человек является носителем широкого спектра предпосылок, предопределяющих его дальнейшую деятельность (спортивная выносливость, музыкальные, математические задатки, скорость обучения). Однако степень реализации биологических предрасположенностей, а значит и сущность человека, в значительной мере зависят и от специфики социального окружения, среды. В зависимости от социальных условий генетически предрасположенные задатки могут быть как подавлены, так и развиты. Поэтому роль социальной среды является огромной, а во многих случаях и решающей.

Наши рекомендации