Наука как особый вид человеческой деятельности.
Наука как социальный институт представляет собой систему научных организаций, учреждений. Для социальных организаций характерны следующие признаки:
1) наличие цели;
2) распределение членов организации по ролям и статусам;
3) распределение труда – специализация на профессиональной основе;
4) выделение управляющей и управляемой систем;
5) наличие средств регулирования и контроля за деятельностью организации.
Наука включает в себя сеть учреждений: научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, проектные бюро, библиотеки, издательства, лабораторное, исследовательское оборудование.
Наука включает в себя систему санкций: поощрения, наказания, присвоение авторских прав и т.д. Наука также связана с другими социальными институтами – искусством, политикой, производством.
Помимо явных функций наука как социальный институт имеет еще неявные функции, такие как престижность, принадлежность к духовной элите.
Наука находится в постоянном изменении, то есть закрываются старые учреждения и организации и возникают новые. Такой процесс носит название институционализации.
Развитие науки есть история науки как социального института. Уже в эпоху античности появляются первые научные учреждения в виде частных школ под патронажем известных мыслителей или в храмах: общество пифагорейцев, академия Платона, ликей Аристотеля, школа Гиппократа.
В эллинистическую эпоху Александрийская библиотека при школе ученых насчитывала 500 000 книг.
В средневековье подобные школы существовали при монастырях. В позднем средневековье возникают теологические университеты: Парижский – 1160 г., Болонский, Оксфордский – 1167 г., Кембриджский – 1209 г., Неапольский – 1224 г.
Основной особенностью этих научных организаций было то, что научные дисциплины изучались в целом, без специализации. Лишь в конце 18 века в университетах начинают преподавать естественнонаучные и технические дисциплины.
Становление современной науки произошло в Новое время, возникают академии. В 1603 году в Риме создается «Академия рыси», девиз которой звучал так: «Глаза ученого должны быть столь же зорки как глаза рыси».
Академией в полном смысле этого слова было Лондонское королевское общество, организованное в 1660 году, а также Парижская академия наук, созданная в 1666 году, Берлинская академия наук (1700г.). В 1724 году была основана Академия наук в Петербурге, а в 1755 году – Академия наук в Москве.
В 18 веке получил развитие процесс объединения исследователей, возникновения лабораторий. К концу века складывается необходимость в подготовке опытных ученых-экспериментаторов.
К середине 19 века из общей структуры научных учреждений окончательно выделяются исследовательские подразделения, разрабатывающие узкие направления науки, происходит дифференциация научной деятельности.
В 20 веке появляются учреждения нового типа - специализирующиеся на работе над одной проблемой, тем самым возникает необходимость объединения в одну группу ученых разных специальностей, такой процесс называется интеграцией.
Наука как социальный институт функционируют в виде неформальных организаций – научных школ. Научная школа – это совокупность объединений ученых с целью распространения научных знаний, это сообщество ученых разных статусов, компетенций, специализаций, объединенных лидером – руководителем. Руководитель научной школы должен выступать не только в качестве генератора идей, но и в качестве организатора (сильная воля, целеустремленность, принципиальность, обаяние).
Научная школа как элемент института науки может сама являться объектом интенсивного изучения (вклада, характеристики профессиональных и личностных качеств главы школы, отношения к общепринятым нормам, анализ связей).
Возникновение школы протекает по-разному:
1) внутри устоявшейся научной дисциплины;
2) в форме решений междисциплинарной проблемы;
3) в связи с образованием нового направления.
По формам функционирования можно выделить:
1) авангардную, которая формулируют концепции высокого ранга, отвечающие критериям научности;
2) конкурирующую, представляющую собой локальное сообщество ученых, разрабатывающих идентичную идею, менее убедительно или с опозданием;
3) автаркическую, развивающую заимствованную идею;
4) компрадорскую, изолированную от общепризнанных достижений науки (закрытую).
Достаточно актуальной является проблема старения научных школ. Как правило, через 6-8 лет происходит изменение направления, тематики или основной концепции исследования или ее закрытие.
Вместе с эволюцией науки как социального института, как смены тех или иных научных школ менялись и способы материализации и трансляции научного знания.
Исторически первой формой материализации научного знания был манускрипт,эторукописное издание в единственном числе представлявшее мысль ученого. После появления книгопечатания в 15 веке возникает возможность тиражирования научных идей.
В 17 веке главной формой закрепления и передачи научной мысли становится фолиант –объемная книга большого формата, таким форматом были выпущены труды Галилея, Ньютона, Декарта, Спинозы, Лейбница.
Передача научной мысли также шла в форме непосредственных контактов учитель-ученик. Затем появилась потребность в коммуникации ученых для обеспечения совместной деятельности. В результате чего в 17 веке возникает особая форма закрепления и передачи знаний – переписка между учеными, которая велась на латыни.
В конце 18 века в связи с окончательным становлением науки начинают издаваться научные периодические журналы. Возникает возможность в виде статьи передать основные научные идеи. ( В 1750 году выпускалось 10 наименований журналов, в 1800 г. – 100 наименований, в 1850 г. – 1000 наименований, в 1950 г. – 100 000 наименований). К середине 19 века появляется институт ссылок, а также возникает научный язык в виде специальных терминов, особой системы научных понятий.
Исследователи указывают на «внешнюю» и «внутреннюю» социальность науки. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста, составляют «внешнюю» социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих стилистические особенности мышления и самовыражения ученого, зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют представление о «внутренней» социальности.