Учение Сократа 469-399 г. до н.э.
Древнегреческий философ, с учения которого начинается переход от материализма к идеализму. Во всем Сократ пытался найти смысл. Интересны рассуждения Сократа о прекрасном, он говорил, что в мире много прекрасных вещей, они имеют общий смысл.
Основополагающий способностью человека является разум. Разум человека составляет ничтожную часть от всемирного разума.
Всемирный Разум разлит по всей Вселенной.
Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Сознание черпает из самого себя понимание исины. Задача философа помочь человеку обрести истинные моральные норма, так как, по его мнению, знания – это источник нравственного совершенства, добродетели. И если человек знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то он никогда не поступит плохо.
Знания нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести их. Сократ в своих беседах использовал метод – майевтику.Майевтика – рождение человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония, которая побуждает людей сомневаться в общепринятых истинах.
Софисты – это школа, которая существовала в V в. до н.э. Они выступали не столько в качестве философ-теоретиков, сколько в качестве философов – практиков. Их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссии и полемике. Для данного направления характерно критическое отношение к окружающей действительности, отрицание старых традиций, правил, стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли, использовать нормы морали как предмет критики.
Софизм - логическая уловка, благодаря которой правильное с первого взгляда умозаключение в итоге оказывается ложным и собеседник запутывается в собственных мыслях.
Киники – наиболее значительная из малых школе - IV век. Антисфен – основополагающие школы. Он считал, что реально существует лишь то, что можно воспринимать чувствами. В центре кинической философии находятся этические проблемы. Вершиной добродетельности является автономия, независимость личности. Киники отвергали потребительскую жизнь, игнорировали государство и законы, не имели семьи, призирали традиционную культуру, богатство и мораль.
Согласно киническому учению необходимо удовлетворять естественные потребности людей, однако неправильно стремиться к наслаждению и роскоши.
Высшим нравственным идеалом киников, которого можно достичь путем подавлением страстей и ограничения потребностей является полная апатия – безразличность к миру и обществу.
Известный киник Диоген Синопский.
В 4 - м в.до н.э. возникла система объективного идеализма Платона. Эта система является наиболее развитий.
За первичное Платон признавал мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих идей.
Материальный мир он считал миром вторичным, производным от мира идей. Для объяснения своей идеалистической схемы мироустройства Платон приводил примеры из области искусства. Он утверждал, что любая картина, например картина с изображением дерева является копией с копии, т.к. действительное дерево, с которого писал художник, представляет собой копию существующего в мире идей дерева « вообще».
В философии Платона существует 2 теории: теория воспоминания и диалектика. Теория воспоминания решает вопрос об источнике познания, а диалектика рассматривает метод познания.
1.Теория воспоминания. В основе теории воспоминания Платона лежит признание бессмертия души. Платон учил, что человек как телесное существо смертен, а душа его бессмертна. Когда человек умирает, его душа начинает свободное путешествие в наднебесных сферах, соприкасаясь там с миром идей, таким образом, признавая переселение души.
Своей теорией воспоминания Платон стремится доказать, что в душах различных людей содержатся в готовом виде все возможные для них знания и что процесс познания сводится лишь к мышлению, как к припоминаниям людьми знаний, которые были внесены их душами.
Считал предметом познания не конкретные вещи, а идеи. Поэтому чувственное восприятие не имеет никакого отношения к познанию.
Исходя из теории познания, Платон исключил всякую возможность распространения знания в народе.
2. Диалектика. Важной частью Платоновской гносеологии является диалектика. Платон определил диалектику, как искусство устной речи. Искусство ставить вопросы и отвечать на них.
В диалектике он видел способ познания, с помощью которого можно отрешиться от всех чувственных восприятий и углубиться в процесс познания, как воспоминания из мира идей.
Диалектика Платона не равнозначна диалектике в современном понимании. Идеи рассматриваются в ней без развития.
Идеи или общие понятия рассматриваются Платоном, как внутренние, противоречивые. Требовал точности определения понятий.