Восточная философия, ее особенности, школы и направления.
Философия Др.Индии.
В Индийской философии можно выделить 3 периода:
1)Ведический 15 в. до н.э. – 6 в. до н.э. (Веды – знания)
2)Эпический 6 в. до н.э. – 2 в. До н.э.(Эпос – поэмы)
3)Эпоха сутр – 2в. до н.э. – 7в. н.э.
(Сутры – краткие философские трактаты)
Основу ведического периода составляют Веды( религиозно – философские трактаты). Под их воздействием возникли первые элементы философского знания. Началось оформление учения. Веды включают в себя священные писания, наставления для отшельников и аскетов, философские комментарии к ведам.
I. Основные идеи ведической философии заключаются в следующем:
Атман – духовное первоначало человека, частица Бога в человеческой душе. Он неизменен и вечен. Он состоит из разума, речи, дыхания.
Брахма – универсальная нематериальная первопричина мира. Сотворив мир, Брахма не участвует в его развитии.
Сансара – бесконечный цикл перерождения Атмана.
Карма – предопределенность человеческой жизни или судьба. Цель кармы – провести человека через испытания.
Мокша – высшее нравственное совершенство. Эволюция души. Карма прекращается.
Махатма – душа достигшая Мокши.
Ахимса – единство всех форм жизни на земле. Не причинение вреда окружающим.
II. Эпический (классический) период
Две известные поэмы Махабхарата и Рамаяна. В них затрагиваются философские вопросы. В этот период складывается 2 направления:
Ортодоксальное – признает авторитет вед.
Неортодоксальное – не признает авторитет вед.
Ортодоксальные школы: веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика.
Неортодоксальные школы: чарвака(локаята), джайнизм, буддизм.
Буддизм возник в 6в до н.э. Основоположником был СиддхартхаГаутама. Он был назван Буддой, что означает пробужденный(просветленный).
В основе буддизма лежат 4 благородные истины:
1) Жизнь человека является страданием.
2) Есть причины страдания: жажда жизни, удовольствий и наслаждений.
3) Устранить страдания можно путем устранения желаний.
4) Существует благой восьмеричный путь устранения страданий.
Философия Др.Китая.
III. Китайская философская мысль.
Начало китайского философского мышления своими корнями уходит в мифологию. В Китае был сформирован культ предков, что определило консервативность мышления.
Основной китайской философией является социально-этическая проблематика.
В первой половине первого тысячелетия до н.э. появились первые книги китайской образованности.
5 книг китайской образованности:
Книга песен.
Книга истории.
Книга порядка.
Книга весны и осени.
Книга перемен.
Книга состоит из двух частей:
В первой части находятся гексаграммы, во 2-й части комментарии к ним.
- ян – это активные всепроникающие освещающее путь познания вещей – мужское начало.
--инь – пассивное ожидающее темное женское начало.
При взаимодействии сил Инь и Ян появляется сила Дэ, которая движет всем по пути Дао.
Дао – основополагающая категория китайской философии, которая означает путь развития всего существующего, олицетворение порядка и гармонии.
Отступление от Дао ведет к необратимым последствиям.
Даосизм. Одно из основных философских направлений Древнего Китая. Основателем является Лао-Цзы.
Название его книги Дао дэ Цзин.
В Даосизме человек рассматривается как часть природы, который должен жить с ней в единстве и согласии.
Усилия человека и общества направленные на изменения природы и миропорядка, приведут к дисгармонии и хаосу.
Главной задачей человека является соблюдение естественного хода событий, а главным принципом – уход от активной деятельности.
Наряду с Даосизмом в Китае возникает конфуцианство. Основатель Кун фуЦзы (551 – 479г. до н.э.) Считается первым китайским философом. Конфуций не выдвинул собственного учения, а проанализировал и систематизировал пять книг китайской образованности.. Мысли Конфуция сохранились благодаря записи его последователей. Главный источник учения – произведение Лунь Юй. (Беседы и суждения). Внимание Конфуция было сосредоточено на воспитании человека в духе уважения и почтительности к окружающим и обществу. Каждый должен знать свои функции и неукоснительно их выполнять. Этика Конфуция основывается на понятии «порядок». Такой подход имел большое значение для социально-экономического управления обществом в аграрном Китае. Представители этой школы выступают за мягкое управление, которое основывается на примере власти отца над сыном., то есть начальник всегда выступает в роли отца, а подчиненный в роли сына. Все межличностные отношения должны ориентироваться на принцип Сяо - сыновней почтительности и на принцип Жень – человечность.
Основное правило Конфуция:
«Не делай другим того, чего не желаешь себе».
6. Древнегреческая философия. С 6в. до н.э. главным центром философии становится Античная Греция. Материализм Др.Греции возник и развивался на основе конкретных знаний о природе. Греческие философы были одновременно и естествоиспытателей. Ими были высказаны соображения о форме небесных тел, о количестве дней в году и причине солнечных затмения. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – ученые в Милетской школе.
Фалес считал первоначалом всего существующего воду; вода вечна, а все вещи – временны. Все происходит из воды и после смерти вновь превращается в воду.
Анаксимандр считал, что в основе лежит алейрон – неопределенное состояние материи..
Анаксимен выдвинул учение о материи как субстанции, считал первоосновой воздух. Плотность предметов зависит от сгущения или разряжения воздуха.