Понятие общего. Метод обобщения.
Является выводным методом.
«Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот будет постоянно натыкаться на эти общие вопросы»(Ленин).
Метод обобщающей переформулировки задач. Сущность: если стоит частная проблема, то эту проблему легче решить, когда мы ее стараемся решить как общую.
Общее–это то, что принадлежит каждому члену данного множества. В плане научного познания это определение нас не устраивает. Во-первых, оно не приводит нас на уровень понимания сущности. Во-вторых, можно ошибиться. В-третьих, общее может быть не присуще всем. Под общим необходимо понимать то, что определяет закономерности элемента.
Общая теория–это теория, способная к экстраполяции, к агрессии в другие области познания.
Алгоритм метода обобщения:
1. Перевод исходной проблемы в общую.
2. Поисковый. Нахождение общего метода.
3. Решение исходной задачи на основании общего метода(дедукция).
Преимущества метода обобщения:
1. Освобождение от детальной информации.
2. Исследователю открывается панорамное видение проблемы(пространственное, временное, культурологическое). Пространственное–проблема целостности объекта. Временное–взгляд на предмет с точки зрения эволюции. Это видение хорошо применяется там, где объект развивается. Если не меняется сам объект, необходимо рассматривать, как меняется знание об объекте. Культурологическое–взгляд на проблему с точки зрения общественного состояния.
Приемы эвристического применения метода обобщения:
1. Варьирование задачи. Если задача не решается, то возьмите другую задачу.
2. Инверсия–переворачивание задачи, когда условие задачи принимается за ее решение.
3. Оборачивание задачи–предполагает изучение объекта с точки зрения более высшего состояния развития объекта.
Метод обобщения позволяет взять на вооружение альтернативную точку зрения.
Метод двойного видения: если не можете доказать теорему, то опровергайте ее. Перевод проблемы на другой язык.
Метод поисковой дедукции: рассуждение о ходе научной деятельности. Создать теорию, а на ее основе объяснить факты, которые появятся в будущем.
№ 53 МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Образ в научном познании
1. Предварительное определение образа
2. Образ как язык рассуждения
3. Методы структурного переноса и визуализации
4. Метод личностного уподобления(эмпа/тия)
5. Художественный образ как гносеологический(познавательный) идеал
1. образ- это восприятие на уровне чувственного отражения
Две характерные черты: 1. Целостность образа 2. Индивидуальность–образ дан только индивиду
Образ–это отражение мира в чувственно-наглядной форме
Понятие- это вербализованная форма отражения(словесная)(вербус- слово, глагол)
Понятие является альтернативой чувственному образному мышлению
«искусство мыслит образами, наука- силогизмами, одно показывает, другое- доказывает»(Силогизм–определение)
Максвелл:«Я развил в себе привычку разрабатывать зрительную партитуру проблемы», то есть он первоначально проблему видел, а потом ее разрабатывал
Адомар: «Использование образов в науке возможно потому, что образ может выступать как язык рассуждения»
2. давно замечено, что если трудно выразить мысль, нужно представить себе ее образно, а потом
описать. Образ обладает рядом преимуществ перед понятийным мышлением:
1. образный язык делает процесс мышления более быстрым
2. целостность образного мышления в противовес логического мышления(на уровне понятий)
3. вербальное мышление плоскостное, образное мышление–объемное
4. образное мышление адекватно, а понятийное мышление не адекватно
отсюда недостаток- адекватность в совокупности с индивидуальностью не дает возможности этот образ передать(картина, которая нарисована как образ, всеми воспринимается по-разному)
очень ценно информацию переводить в зрительный образ. Более 90 % информации о внешнем мире приходится на зрение.
Наука должна оперировать понятиями. Физики говорят так, что «настоящий физик должен знать математику, как родной язык, но вместе с тем в качестве языка можно использовать образ, который, при всей своей индивидуальности, обладает размытостью»
В научном творчестве используются зачастую не только зрительные образы, но и музыкальные.
Именно благодаря использованию образов, возможны исп-ния 2 методов:
1. метод структурного переноса
2. метод визуализации
1. до начала 19 в врачи не знали слуховой трубки, но они знали, что в зависимости от шумов можно установить характер и диагноз болезни. В 1816 г. ЛАйНЕКА изобрел слуховую трубку(фонендоскоп)
1. приемник стетоскоп
2. какая связь фонендоскоп, радио, телефон
3. передатчик телевидение
алгоритм метода:
1 шаг- рассматривают некоторое явление, рассматривают его в структурном виде, вместо адстракт. вводим переменные, но сохраняем отношения
2 шаг–вместо переменных подставляем другие из других материалов, но сохраняем отношения
3 шаг–проверяем, верно это, или нет
именно этот метод послужил основанием создания метода абсолютной формализации.
Метод структурного переноса можно рассматривать в объектах динамических.
Пикар: клапан Пикара, сейчас используется в подводных лодках, в космических аппаратах.
Изобрел, видя как в цирке дрессировщик входит в клетку с хищниками(предбанник)
Метод визуализации–современный метод работы с абстрактными материями
Современная физика в силу своей абстрактности утратила возможность демонстрации. Возникла насущная необходимость абстрактные понятия переводить в наглядные образы.
Визуализация- это образ изучаемого предмета, который отличается от этого предмета, но это образ самой сущности предмета.
Сущность–схватываемое чувство начала предмета(Демонстрация линий силового поля: бумага, опилки магнит)
Молекула воды- рисовали, но этот образ не совпадает с настоящим, дает возможность понять связи между молекулами. Карта–метод визуализации путешествия
МЕТОД ЛИЧНОСТНОГО УПОДОБЛЕНИЯ(эмпа/тия)
Эмпа/тия- это личностное уподобление, которое формирует воображаемый «Я-образ», который позволяет становиться на точку зрения этого образа
Дарвин, когда создавал свою эволюционную теорию, представил себя павлиньим хвостом и с позиции хвоста пытался проследить эту эволюцию.
3 шага(уровня) личностного уподобления:
1 шаг–проекция, то есть пересаживание себя в объект. Нужно стать на точку зрения микроба, чтобы понять его поведение
2 шаг–интраекция- «вкладывание», возвращение к себе обогащенным тем знанием «Я-образа» в который пытался вселиться
3 шаг- эмпа/тия–полное личностное уподобление
очень часто этот прием используют художники, писатели(очень тяжело выходить из образа)
4. ХУД. ОБРАЗ КАК ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
Идеал–то, к чему нужно стремиться, но то, что мы никогда не достигнем. Наука и искусство разные вещи, отличаются друг от друга
Для того чтобы решить научную задачу надо иметь воображение художника, но искусство способно обогатить мышление художника, а наука не может достичь того.
Только конкретная личность может заниматься творчеством, коллектив может исполнять
Творчество- это рождение нового, это выход за пределы заданной ситуации
Можно творить, продавая семечки. Нужно идти не от характера результата, а от характеристики личности. Творчество–это тогда творчество, когда человек реализует свои личностные потенции.
Солженицын: нужно работать так , будто это твое последнее дело в жизни.
Личность, личные качества ученого, играют большую значительную роль в научной деятельности.