Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения к миру.
Духовная жизнь общества представляет собой сложный феномен не поддающийся однозначному описанию. Тем не менее, наиболее зримо духовная история развития человеческого общества представлена в общественном сознании, общественной психологии, национальном менталитете, философии, искусстве, морали, религиозных верованиях.
Рассмотрим некоторые важные характеристики морали и искусства.
Мораль – форма общественного сознания, культуры, связанная с обоснованием нормативных способов регуляции поведения человека в обществе через призму ценностей добра и зла и опирающаяся на совесть, силу общественного мнения. Философская рефлексия над моралью реализуется в этике. Этика – философское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику также называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.
В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности. Между феноменами, зафиксированными в содержании данных понятий существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем необходимо учитывать, что под моралью понимают особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-должного). Понятие нравственность включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего).
Мораль – сложное системное образование. Ее основные структурные элементы – моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.); моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.); моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.); морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).
Важнейшими чертами, выражающими специфику морального регулирования поведения человека, являются:
1) внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением общественного мнения);
2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности);
3) императивность (требования морали апеллируют не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления).
4) кроме того, мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а следовательно, сфера его личной ответственности.
К основным социальным функциям морали относятся: *оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл); *императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали); *воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности); *коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);
*гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);
Как соотносятся право и мораль в современном обществе?
Объединяет мораль и право то, они являются основными способами нормативной регуляции поведения человека в обществе и служат единой цели – возвышению человека как свободного и ответственного социального субъекта. Однако между моралью и правом есть и существенные отличия:
мораль возникла историческим путем, а право появилось вместе с государством;
мораль охватывает более широкую область человеческих отношений чем право и обладает всепроникающим характером;
мораль неинституциональна, требования морали формируются самой жизнью, она опирается на совесть и силу общественного мнения, а в праве предписания формируются и обеспечиваются специальными государственными органами.
Искусство - специфическая форма духовно-практического освоения мира. Видами искусства являются, например, живопись, музыка, театр, художественная литература и т.п. Если наука - это познание мира с помощью абстрактных понятий, то искусство - познание мира посредствам художественных образов. В них раскрываются наши представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Философией прекрасного и искусства, а также дизайна является эстетика.
Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Искусство лишено таких глубоких детерминаций, которые присущи идеологическим, политико-правовым и другим общественным явлениям, в нем на первый план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.
Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика (понятие введено в ХVIII в. А. Баумгартеном). Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом и многими другими философами. Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н.Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и др.
Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300–400 веков своей эволюции. В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства. Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его генезис.
Как особая форма освоения мира искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, трансляции художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге – воспроизводства человека как универсального и целостного существа. Иными словами, искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая. Искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.