Власть имеется в любой организованной, более или менее устойчивой общности людей.
В истории социально-политической философии в трактовке феномена власти сложилось несколько основных подходов: а) директивный, По Веберу, власть рассматривается как способность одного субъекта с помощью авторитета, закона или прямого насилия осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение другого субъекта. По аргументации К.Маркса, политическая власть есть организованное насилие одного класса над другим); б) информационно-знаниевый, знаменуют переход от попыток рационально-критического определения власти к систематизированному постижению её универсальной природы через выявление многообразия форм, методов и типов властвования, осуществляемых в сложном взаимодействии рациональных, нерациональных и иррациональных компонентов.(М. Фуко, О. Тоффлер); в) функциональный (Т. Парсонс);г)коммуникативный(Х.Арендт, Ю.Хабермас)
Несмотря на существование различных подходов к пониманию феномена власти можно выделить их общее концептуальное ядро. Его содержание обычно представляется следующим образом. Власть это: •влияние одного субъекта на другой (в этом случае последний называется объектом властных отношений); •фактор воли как регулятор этого влияния; •отстаивание интересов как мотив властного действия; •асимметрия отношений между субъектом и объектом.
При классификации власти используется критерий выделения видов власти по сферам ее функционирования, например: экономическая, военная, семейная, политическая и др.
Для политической философии особый интерес представляет анализ отношений господства и подчинения. При этом важно помнить о том, что не только объект властных отношений зависит от субъекта, но между ними существует и обратная зависимость. Перед субъектом власти (властвующим) всегда стоит проблема легитимации господства, т.е. признания власти объектом. Нелегитимное господство чаще всего опирается на насилие, вызывает сопротивление со стороны подвластных, что, в свою очередь, ставит под угрозу существующий политический порядок. М. Вебер выделил три основных легитимных типа господства: традиционный, харизматический и легальный, предполагая, что каждый из них способствует гармонизации властных отношений в обществе.
31. Государство как важнейший элемент политической организации общества. Государство и гражданское общество.
Государство — центральный институт политической организации общества, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеет, наделенный властными полномочиями аппарат управления с особым слоем государственных служащих.
Признаками государства являются: территория, население, власть, суверенитет, монопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов.
Государство выполняет внутренние и внешние функции.К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-полит. стабильности, безопасности и порядка; охрана окружающей среды.
Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества с другими государствами.
Для управленца наиболее важным является видение государства как субъекта управления. В демократическом, правовом государстве главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий представителей в органы власти. Государство действует от имени народа и выступает как консолидирующий субъект управления, при этом создавая для управления свои органы (парламент, правительство, суды).
Общество с точки зрения философии управления рассматривается как объект государственно-управляющего воздействия, т.е. управляемая система.
Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Оно предоставляет собой разновидность социального управления, осуществляемую на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами.
Государственная власть и управление в своей основе имеет правовую и политическую легитимность, а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Необходимость государственного управления обусловлена теми же причинами, которые связаны с созданием самого государства: с необходимостью регулирования отношений, явлений, процессов, протекающих в обществе, преодолением возникающих конфликтов, решением проблемы социального неравенства и т.д.
Важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.
Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Правовое государство должно, прежде всего, отвечать таким требованиям как:
1) верховенство закона, права, что должно обеспечиваться Конституцией, судебной системой, органами контроля и правопорядка;
2) разделение властей (законодательная, исполнительная и судебная)
В правовом государстве действуют три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.
Идея гражданского общества восходит к античности, в частности, к политико-философской концепции Цицерона, интересовавшемуся отличием собственно гражданина от простых обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т.Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом и др.
Гражданское общество – сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и групповых. Государство в сочетании с гражданским обществом выступает как выразитель всеобщей воли и призвано обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.