Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового, объективно-истинного знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.
Цель научной деятельности – дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы, действующие в мире. Поэтому характерной чертой научного познания является объективность, то есть отображение закономерностей мира такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, желаний познающего субъекта. Все это направлено на исключение не присущих предмету исследования субъективистских моментов (идолы Бэкона).
Результатом научной деятельности является систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
Сущность науки состоит в следующем:
Достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность.
Выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования.
Предвидение тенденций развития и функционирования объекта.
Контроль и управление процессами в объекте.
Наука возникает и функционирует на основе обыденного знания, но отлична от него. Обыденное знание – жизненно-практическое, 1) не получившее системно-логического оформления знания, 2) не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки и 3) являющееся общим достоянием любого из членов общества.
Основная характеристика обыденного познания (знания):
Познание осуществляется людьми, непосредственно вплетенными в практику. Нет специальной подготовки для получения, переработки, сохранения знания.
Здесь нет каких-либо специальных средств познания; орудия труда – являются орудиями познания.
Средством познания является естественный язык, которому присуща полисемия, т.е. неоднозначность понимания.
Объектами и предметами обыденного познания являются орудия и предметы труда, сама трудовая деятельность.
Знание существует в виде рецептов, суждений, пословиц.
Обыденное знание работает на уровне явлений.
Наука выходит за рамки обыденного познания, за рамки его объектов. К примеру, никто в обыденной практике не имеет дело с электромагнитными волнами или с ядерной энергией атомов. Кроме того, наука фиксирует свойства, связи, отношения, присущие предметам и явлениям, в виде особых образов – идеальных объектов, с которыми оперирует как со специфическими предметами, замещающими объекты реального мира (число, точка, прямая, сила, масса и т.д.).
Наука нарабатывает такие знания, которые могут использоваться лишь в будущем. Таким образом, научная деятельность носит опережающий характер.
Наука может быть проанализирована с различных сторон: *Как система знаний*Как социальный институт *Как специфическую деятельность.
Наука как система знаний характеризуется 1) взаимосвязью всех ее составных элементов (понятий, гипотез, законов, теорий и т.д.), 2) строгой доказательностью, 3) принципиальной опытной проверяемостью, 4) воспроизводимостью, 5) обоснованностью выводов, а также общезначимостью.
Система обыденных знаний формируется стихийно, под непосредственным воздействием повседневного опыта людей и может не отличаться системностью и обоснованностью, может включать в себя как истинные знания, так и предрассудки, иллюзорные представления о явлениях мира.
Возникновение науки как социального института связано с появлением системы учреждений, научных сообществ, организации научных исследований, а также с воспроизводством субъекта научной деятельности. Как социальный институт наука появляется только в 17 веке в эпоху Нового времени, что связано с 1) процессами секуляризации (отхода философии, науки и искусства от власти церкви и религии), 2) выделением из философии и развитием математического естествознания в Западной Европе, 3) формированием и укреплением капиталистических отношений. Как социальный институт наука в своем развитии прошла несколько этапов.
В 17 веке появляются первые научные сообщества, формируются собственно научные цели и требования к научной исследовательской деятельности. Наука приобретает самостоятельный статус.
С конца 19 – начала 20 века общество все больше осознает экономическую эффективность научного знания. Наука становится одной из производительных сил общества, а внедрение научных знаний в производство начинает рассматриваться как один из критериев прогресса общества (марксизм, позитивизм). В это время оформляется профессия научного работника.
С середины 20 века усиливаются междисциплинарные научные взаимодействия, что обусловлено изучением объектов комплексного характера, начинают создаваться научно-произодственные комплексы, происходит государственное финансирование научных проектов и т.д. Научная деятельность все чаще начинает соотноситься с социальными ценностями и целями.
Наука как форма общественного сознания – это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.
Как вид деятельности наука характеризуется:
1)В отличие от обыденного познания ориентируется на поиск сущности, т.е. того, что не дано непосредственно чувствам. 2)Работа с идеальными объектами, т.е. объектами, которые конструируются мыслью и приспособлены для своей деятельности (мыслительной). 3)Определенной системой ценностей: ценности объективной истины, ценность Разума, ценность нового знания, ценность независимости суждений и готовность признать ошибки. 4)Определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств используемых в научной деятельности 5)Совокупностью специальных методов, используемых для получения нового знания 6)Способом организации научной деятельности. 6)Наличие специального языка
7)Наличие профессионально подготовленных кадров.
По предмету исследования науки делятся на: естественные, общественные и технические.
По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные и прикладные.
По методу исследования выделяют: теоретические и эмпирические науки.
Научное познание – есть процесс, который включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический, а также метатеоретический уровень (идеалы и нормы науки, общая научная картина мира и т.д.).
1) Эмпирический уровень научного познания (Эмпирический уровень – непосредственно соприкасается с объективной действительностью, отражает явления и отношения между ними.
Главная цель – получение данных наблюдения и формирование фактов науки, на основе которых затем строится эмпирический базис и развивается система теоретических построений.)
2) Теоретический уровень научного познания (Отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, путем рациональной обработки эмпирического знания, с помощью абстракций высшего порядка (понятия, умозаключения, законы, категории, принципы).