Семинар № 24. Своеобразие древнерусской философской мысли и
поиски оригинального способа русского философствования.(2 часа).
1. Мировоззренческие основы древнерусской философии. (X-XVII вв.). Крещение Руси: выбор византийской ориентации. Христианская патристика. Языческое наследие в культуре русского средневековья.
2. Философские идеи в древнерусской книжности. Проблема человека в древнерусской культуре.
3. Рационализм Иосифа Волоцкого. Иосифляне и нестяжатели в идейно-философских движениях эпохи московской централизации ХIV-ХVI вв.
4. Логико-психологическая теория Нила Сорского. Исихазм и русская культура. Использование философско-религиозных принципов во врачевании.
5. Соотношение науки и философии в мировоззрении русских мыслителей ХVIII века. Русское мировосприятие и метафизический способ мышления. «Корпускулярная философия» М.В. Ломоносова. Философия природы и человека Г.С. Сковороды. Философское обоснование проблемы человека А.Н. Радищевым.
Обязательная литература:
1. Введение в философию, (Под редакцией Фролова И.Т). М., 2005.
2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга третья. М.: Греко-латинский кабинет, 1996. С. 4-30, 132-165,190-209.
3. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. Ч.2. М.,1991.
4. Канке В.А. Философия. М.,2000. С. 113-144.
5. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.157-200.
6. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Т.1. - Л., 1991, С.11-54.
7. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М.,1990.
8. Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии. //Гоголь Н.В. Духовная проза. М.,1993.
9. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.,1992.
10. Иларион. Слово о законе и благодати. //Русская идея. М.: Республика,1992.С.18-36.
11. Трубецкой Е.С. Три очерка о русской иконе. //Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. М.: Прогресс,1993. С.195-219.
12. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука,1995.
13. Алексеев П.В. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Академический проект, 2002.
14. Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон. //Философия русского религиозного искусства ХVI-ХХ вв. Антология. М.: Прогресс, 1993. С.34-44
Дополнительная литература:
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
2. Булгаков С.Н. Православие. М.,1991.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь,1992.
4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.,1992.
5. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л.: Наука,1987.
6. Ильин И.А. Россия есть живой организм. //Русская идея. М.,1992, С. 429-435.
7. Лихачев Д.С. Исследование по древнерусской литературе. Л., 1986.
8. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель,1991, С. 4-10.
9. Лосев А.Ф. Родина. //Русская идея. М.:Республика,1992, С. 420-429.
10. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994.
11. Прот. И.Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001.
12. Радищев А.Н. О человеке, его смерти и бессмертии. //Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. Свердловск, 1990, С. 347-387.
13. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.:Наука,1987.
14. Сковорода Г.С. Сочинения. В 2-х тт. М.: Мысль,1973.
15. Сопронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: Церковь и культура, 2000.
16. Соловьев В. Русская идея. //Русская идея. М.: Республика,1992, С. 185-204.
17. Трубецкой С.Н. Исторические основы христианского богопознания. //С.Н. Трубецкой. Сочинения. М.: Мысль, 1994, С. 231-482.
18. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
19. Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. М.: Прогресс,1993.
20. Флоренский П. Иконостас. М.: Искусство, 1995.
21. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М.: Высшая школа, 1992.
Вопросы для самостоятельной работы:
1.Чем, по Вашему мнению, был обусловлен выбор христианства византийской ориентации при Крещении Руси и как это обстоятельство повлияло на дальнейшую историю России?
2. Православие: принципы вероучения и исторические судьбы.
3. В чем заключается отличие русского стиля философствования от западноевропейского средневекового стиля философствования?
4. На каком основании Е. Трубецкой называл «Троицу» А. Рублева «умозрением в красках»?
5. Что такое «исихия» и «умная молитва» в исихазме, движении афонских монахов, богословие которого было изложено Григорием Паламой? Какое влияние византийский исихазм оказал на русскую культуру и искусство?
6. Каковы были особенности и культурная роль монастырского жительства на Руси? Чем отличаются общежитийные монастыри от отшельнического (скитского) монашеского жительства? В чем заключался древнерусский идеал «нестяжания»?
7. Почему за Древней Русью закрепилось название «Святой Руси»? Что такое «двоеверие» периода Киевской Руси, о котором говорит академик Б.А. Рыбаков?
8. Как понимать мысль св. Серафима Саровского о том, что цель христианской жизни – «стяжание благодати»?
9. В чем заключался смысл выбора между Востоком и Западом князя Александра Невского в сторону Востока? И каким образом этот выбор отразился на судьбах России?
10. В чем митрополит Илларион видел предназначение русского народа? В чем заключается «русская идея» прежде и сегодня?
11. Как связаны наука и религия, по мнению М.В. Ломоносова?
12. В чем заключается гносеологический дуализм философской концепции Г. Сковороды? Почему его называли «русским Сократом»?
13. Существует ли бессмертие души, по мнению А.Н. Радищева?
Ключевые понятия: Крещение Руси, православие, исихазм, исихия, святость, язычество, двоеверие, иосифлянство, нестяжание, «русская идея», гносеологический дуализм, бессмертие души.