Тема: Немецкая классическая философия.
Семинар 16. Немецкое Просвещение и философия И. Канта (2 часа)
1. Культура Германии XVII века. Особенности немецкого Просвещения (Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, Г. Гердер, В. Гете). Эстетические и социально-нравственные идеалы движения “Буря и натиск”, немецкого романтизма (бр. Шлегели, Ф.Гельдерлин, Новалис). Проблемы общественной природы духовной культуры.
2. И. Кант – основоположник немецкого классического идеализма. Предмет и задачи его критической философии.
3. Кант о природе априорных форм познавательной деятельности. Рациональный смысл идеи априоризма. Суть коперниканского переворота Канта в философии.
4. Этика Канта. Априоризм кантовской этики. Категорический императив Канта.. Человек как цель сама по себе.
Обязательная литература:
1. Введение в философию. Авт. Коллектив. М., 2002.
2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга вторая. Философия нового времени. М.: Греко – латинский кабинет, 1998.
3. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М., 1991.
4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ, СПб.: Университетская книга, 2000, C. 317 – 376.
5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991, C. 303 – 488.
6. Блок А.М. Устарел ли Кант? //Лекции по философии и культурологии. М., 2004.
7. Сорвин К.В. очерки из истории классической философии. М., 2001, C. 173 – 197.
8. Шишков И.З. Критическая философия И Канта //Философия – культура – медицина. Выпуск 6. –М., 2008.
9. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М.: Высшая школа, 1988.
Дополнительная литература:
1.Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973
2.Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. М., 1991.
3.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.
4.Гулыга А.В. Кант М.: Молодая гвардия, 1977.
5.Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к “Критике чистого разума”. М., 1990.
6.Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
7.Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.
8.Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.
9.Соловьев Э.Ю. Кант: знание, вера и нравственность. // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991, C. 167-184.
10.Поппер К. Иманнуил Кант – философ просвещения. //Поппер К. Все люди – философы. (3 –е изд.) - М.: УРСС, 2007. C. 85 – 99.
11.Шишков И.З Кант и критицистская традиция. //Попер К. . Все люди – философы. (3 –е изд.) - М.: УРСС, 2007. C. 45 – 84.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Чем отличается проблематика учения Канта “докритического ”и “критического” периодов?
2. Чем отличается гносеологическая позиция Канта от принципа “гносеологической робинзонады” философии Нового времени?
3. В чем заключается природа априорных форм познавательной деятельности человека? Почему именно они, согласно Канту, обеспечивают всеобщность необходимость и объективность знания?
4. Антиномии теоретического разума. Это показатель его ограниченности или наоборот его творческой природы?
5. Как Кант определяет возможный для человека путь к Богу? Как связаны вера и знание?
6. В чем смысл Кантовского заключения: “ звездное небо надо мной и моральный закон во мне”?
7. Почему Кант считает, что произведения искусства создают только гении?
8. Как вы понимаете суждение Канта: ”во всем сотворенном все, что угодно и для чего угодно может быть употреблено лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе”.
9. Что имел в виду Гегель, когда говорил: «В кантовском, фихтевском и шеллинговском философских учениях” революция дана и выражена в форме мысли»?
Ключевые понятия: романтизм, критический идеализм, априорные формы чувственного опыта и категории рассудка, теоретический разум, антиномии, явление, вещь в себе, феномен, ноумен, категорический императив, трансцендементальное единство апперцепций, агностицизм, вещь-в-себе, вещь-для-нас, трансцендентный.
Семинар 17. Послекантовский немецкий идеализм. (2 часа)
1. И.Г. Фихте. Философия деятельности. Принцип тождества субъекта и объекта.
2. В. Шеллинг. От философии свободы к философии откровения. Воля как “основа мирового процесса”.
3. Философская система и диалектический метод Г.В. Гегеля. Учение об Абсолютной идее и стадиях ее саморазвития (Логика, природа, дух).
Обязательная литература:
1. Введение в философию. (Авт. коллектив под рук. Фролова И.Т.) - М., 2002
2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга вторая. М.: Греко – латинский кабинет, 1998.
3. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. Ч. 2. М., 1991.
4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней Т. 4. СПб.: Петрополис, 1904, C. 3 – 107
5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.
6. Блок А.М. Г.Ф. Гегель «Хитрость разума». //Философия – культура – медицина. Выпуск 6. – М., 2008.
7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия – М.: Высшая школа, 1988.
Дополнительная литература:
1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ, СПб.: Университетская книга, 2000, C. 377-405.
2. Гайденко П.П. “Фихте”. //Новая философская энциклопедия. Т. 4 М., 2001,
C. 252-254.
3. Гайденко П.П. “Шеллинг”. //Новая философская энциклопедия. Т. 4
М., 2001 C. 252-254.
4. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. (В 3-х томах.) М., 1977.
5. Мотрошилова Н.В. “Гегель”, “Феноменология духа”, “Наука логики”. Новая философская энциклопедия. М., 2001.
6. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1972 – 1801. М., 1989.
7. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2-х томах М.: Мысль,1989.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Как И.Г. Фихте обосновывает необходимость и возможность вывести из “Я” как основоположения мир природы, духа, общества и культуры?
2. Метафизика абсолюта Ф.В.Й. Шеллинга. Принцип историзма в теории познания.
3. В чем заключается объективный смысл абсолютной идеи Г.В.Ф. Гегеля?
Что отражает его система категорий диалектики?
4. Можно ли считать принцип “триады” Гегеля (тезис – антитезис – синтез) универсальным?
5. Чем отличается гегелевское “отрицание отрицания” от простого отрицания?
6. Каким образом раскрывается феноменология духа у Гегеля? Гегель о путях и формах духовного становления личности.
7. Как связаны эстетические и этические взгляды Гегеля с его учением об абсолютной идее?
8. В чем заключается противоречие между методом и системой Гегеля?
Ключевые понятия: субъект, субстанция, абсолютная идея, объективный идеализм, противоречие, категории и законы диалектики, тождество субъекта и объекта, “хитрость мирового разума”, субъективный дух, абсолютный дух.
Семинар 18. Антропологическая философия. Л Фейербаха. (2 часа).
1. Путь Л. Фейербаха от гегельянства к антропологизму.
2. Концепция бытия Л. Фейербаха. Обоснование философского антропологизма.
3. Понятие “родовой” сущности человека (отношение “Я” и ”Ты”).
4. Критика религии. Понятие отчуждения. Фейербах о природе и сущности религии. Новая религия Фейербаха.
Обязательная литература:
1. Введение в философию. Авт. Коллектив. Фролов И. Т. и др. М., 2002, C. 196-197.
2. История философии. Запад – Россия – Восток. М., 1995, C. 477-482.
3. Фейербах Л. Сущность христианства. //Фейербах Л. Избранные произведения. В 2-х томах. Т.2. М., 1995.
4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.
5. Блок А.М. Л. Фейербах: философия любви. //Философия – культура – медицина. Выпуск 6. – М., 2008.
6.Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия. – М.: Высшая школа, 1988.
Дополнительная литература:
1. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
2. Хрестоматия по истории философии. М.: Владос, 1998, C. 414-422.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Как Фейербах обосновывает естественную природу человека?
2. Каков смысл понятия “родовая” сущность человека? Разум и душа как ее ипостаси.
3. Идеализм и религия как отчужденные формы “родовой” сущности.
4. Как вы понимаете утверждение Л. Фейербаха: “Ты приписываешь Богу любовь, потому что сам любишь, ты находишь дорогу и рассудок своими лучшими качествами. Бог существует потому, что существуешь ты ”?
5. Какую новую религию взамен христианства предлагает создать Фейербах?
6. Что, согласно Фейербаху, является движущей силой истории?
Ключевые понятия: родовая сущность человека, антропологизм, отчуждение, религия любви, гуманизм, чувственность.