Тема 4: Философия эпохи Возрождения.
Семинар № 10. Мир и человек в эпоху Возрождения. (2 часа).
1. Эпоха Ренессанса как переходная эпоха от средневековья к Новому времени. Основные характеристики эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, универсализм, индивидуализм, титанизм. От теоцентризма средних веков к антропоцентризму Ренессанса.
2. Эстетизация мира и человека в эпоху Возрождения. Выдвижение искусства на первый план в культуре Ренессанса. Синтез в искусстве теории и практики. Леонардо да Винчи о живописи и философии.
3. Ренессансный культ красоты, творчества, любви и достоинства человека (от Данте и Ф.Петрарки к Платоновской академии во Флоренции). Пико делла Мирандолла «Речь о достоинстве человека».
4. Особенности ренессансного типа философского и научного мышления. Пантеизм эпохи Возрождения. Роль Н.Кузанского, Дж.Бруно, Г.Галилея, Н.Коперника в формировании новой картины мира, основанной на принципе бесконечности и открытости. Скептицизм М.Монтеня.
Место человека в новом открытом мире.
5. Модели идеальных обществ Т.Мора и Т.Кампанеллы. Политический реализм Н.Макиавелли. Трагический характер гуманизма позднего Ренессанса (Б.Паскаль, У. Шекспир, М.Сервантес и др.).
6. Медицина в эпоху Возрождения. Парацельс о природе, магии и медицине. Андрей Везалий.
Обязательная литература:
1. Введение в философию. В 2-х частях. Ч.1. М.,2003.С.135-145.
2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга вторая. М.: Греко-латинский кабинет, 1996.
3. Мир философии. В 2-х тт. М.,1991.
4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль,1998.
5. Спиркин А.Г. Философия. М.,2001. С. 101-107.
6. Канке В.А. Философия. М.,2000. С. 68-78.
7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПб.: Петрополис, 1994.С.212-322.
8. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 11-110.
9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат,1991.
10. Рюмина М.Т. Культура эпохи Возрождения. //Философия – культура – медицина: история и теория. М.,1999. С.40-45.
11. Букхардт Я. Культура в Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 1996.
Дополнительная литература:
1. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1997.
2. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Алетейя, 2001.
3. Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. – М.: Прогресс, 1986.
4. Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Аст, 2001.
5. Джордано Бруно. Диалоги. М., 1934.
6. Зудгоф К. Медицина средних веков и эпохи Возрождения. М.: Вузовская книга, 1999.
7. Кампанелла Т. Город Солнца. //Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М.,1989. С. 133-188.
8. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. М., 2000.
9. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.,1989.
10. Макиавелли Н. Государь. //Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калининград: Янтарный сказ, 2000. С.8-85.
11. Мор Т. Золотая книга. //Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М.,1989. С. 19-132.
12. Монтень М. Опыты. В 3-х кн. М.,1992.
13. Николай Кузанский. Об ученом незнании. //Сочинения. В 2-х тт. Т.1. – М., 1979. - С. 53-60, 64-71,103-130.
14. Роттердамский Э. Философские произведения. М.,1986.
15. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУ11 вв. М.,1984. с.8-183.
16. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М., 2001. С.130-141.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Философия и художественные образы «Божественной комедии» Данте.
2. Какие основания были у Микеланджело сомневаться в боговдохновенности своего творчества и полагать его «дьявольским наваждением»?
3. Почему Леонардо да Винчи считает живопись философией и стоящей даже выше философии?
4. Как меняются смыслы любви в эпоху Возрождения? (Ф.Петрарка и др.)
5. Почему Макиавелли, будучи республиканцем, написал апологию государственного деспотизма («Государь»)? Как следует понимать его тезис – «цель оправдывает средства»?
6. Каким образом меняется смысл основного принципа ренессансного искусства - «подражание природе» - по сравнению с античным мимезисом Аристотеля?
7. Что значит в живописи Возрождения принцип «прямой перспективы»? И чем он отличается от принципа «обратной перспективы», характерного для средневекового искусства?
8. Почему в эпоху Возрождения в кругу ученых, художников возрастает интерес к магии, оккультным наукам, герметизму? Имела ли какое-либо значение магия в становлении науки Нового времени (если имела, то какое)?
9. Савонарола – «герой и мученик» эпохи Возрождения или «средневековый мракобес»? Жизнь и смерть Джироламо Савонаролы.
10. Является ли книга Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» литературным выражением жизнеутверждающей народной смеховой культуры средневековья и Ренессанса (концепция М.Бахтина) или примером самокритики и саморазоблачения эстетического мировоззрения Ренессанса (А.Лосев)?
11. В чем заключается смысл вопроса Гамлета, заданного им себе самому («Быть или не быть, вот в чем вопрос»)? И как этот вопрос связан со смыслом всей трагедии Шекспира «Гамлет»? Какие философские проблемы поднимал Шекспир в других своих трагедиях («Макбет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Отелло» и др.).
12. Почему Дон-Кихот Сервантеса смешон, комичен и одновременно производит трагическое впечатление?
Ключевые понятия: Ренессанс, искусство, эстетизация, антропоцентризм, индивидуализм, гуманизм, титанизм, универсализм, личность, пантеизм, бесконечность, трагическое, комическое, скептицизм, «подражание природе», прямая перспектива.