Что такое время для человека?
Время, так же как и пространство, является атрибутом материи. Взаимосвязь пространства и времени реализуется в материальном единстве мира и достаточно четко описана физическими законами и .математическими формулами. Хотя наши знания о времени постоянно пополняются, оно не перестает удивлять, и вряд ли когда-нибудь мы до конца постигнем его великую тайну. Можно ли вообще найти ответ на вопрос, что такое время? Блаженный Авгусин писал по этому поводу: «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как только хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».
Для человека время имеет гораздо большее значение, чем пространство. Мы редко задумываемся над пространственными характеристиками своего бытия, полагая, что в принципе (в принципе!) можем свободно перемещаться как в пространстве физическом, так и в биологическом (взять хотя бы институт брака), и в социальном (карьера, место работы и т. д.). А вот время... Времени человек боится, называя его то неумолимым, то быстротекущим. Для одних оно течет быстро, для других тянется медленно. Но все это суть субъективные переживания последовательности событий. На самом деле время не течет, не стоит, не кончается. Это такое же объективное свойство материи, как и пространство. Но если пространство выражает порядок одновременно сосуществующих объектов, то
ВРЕМЯ выражает последовательность существования сменяющих друг друга явлений.
Что такое время в физической картине мира /'Раньше считали, что время необратимо и однонаправленно. Движение материи во времени вдет только в одном направлении: от прошлого к будущему. Время бесконечно. И цепь событий нигде не оборвана, звеньям ее нет числа. Затем появилась теория относительности, и стало ясно, что длительность событий зависит от скорости движения материальных объектов. Время неразрывно связано с пространством.
Излюбленный сюжет фантастов 60-х годов: космический корабль, вернувшись на Землю, где прошло несколько сот лет с момента его вылета, привозит на планету космонавтов, которые постарели всего на несколько лет.
Эта неразрывная связь движущейся материи с ее пространственными характеристиками заставляет подходить к проблеме времени дифференцированно — соответственно структурным уровням самой материи. Значит, можно говорить о времени физическом, биологическом, социальном. То, что было сказано выше, относится к физическому времени. Но все в нем не так просто.
3 Зак. 200
Bo второй половине XX века появилась теория И. Р. Пригожи на, которая, по сути дела, стала новой картиной мира. По мнению ученого, представление о времени как геометрическом параметре, не имеющем отличия от пространственных координат, присуще ньютоновской картине мира, в рамках которой между настоящим, прошлым и будущим не существует принципиальных различий. Этот образ, согласно Пригожину, не изменился сколь-нибудь существенно и после создания квантовой механики и теории относительности. С точки зрения новой науки — синергетики, в основу которой легла теория Пригожина, мир — это совокупность нелинейных процессов, а вовсе не дом, построенный из элементарных частиц, кирпичиков материи. И эти нелинейные процессы имеют тенденцию к образованию сверхсложных систем, которые в представлении классической науки являются просто хаосом. Но динамический хаос — это некая сверхсложная упорядоченность в огромном многообразии упорядоченных структур.
Это означает, что время, в принципе, однонаправленно (развитие материальных систем идет от простого к сложному и сверхсложному), но в отдельных материальных структурах может быть обратимо (частный случай необратимости).
Сейчас известны опыты с обратимостью микровременных процессов, по пока эти отдельные экспериментальные результаты не позволяют подтвердить или опровергнуть гипотезу о «локусах обратимого времени».
Человек, имея двухсубстанциональную природу, безусловно, представляет собой сложную нелинейную систему, находящуюся в состоянии неустойчивого равновесия. Это означает, что человек как вид может под влиянием самых незначительных воздействий или флуктуации изменить свое состояние. Но, согласно синергетике, это будет новый уровень сложности, более того — человек, изменившись, структурирует порядок из хаоса. Это значит, что время (физическое) для него однонаправленно. И свою жизнь он соотносит с адекватными такому положению дел макропроцессами. Поэтому-то и привыкли мы к своим астрономическим часам, искренне считая, что то, что они показывают, и есть время.
Относительность такого подхода хорошо иллюстрируется на примере остановившихся часов. Они не отсчитывают время, но два раза в сутки правильно его показывают. А вот часы, которые идут, но отстают хотя бы на секунду в день, всегда будут показывать время неправильно. Поэтому астрономическое время, по которому мы .живем, на самом деле то, что мы условились называть временем.
Сложные взаимоотношения человека с физическим временем прекрасно описаны в книге Льюиса Кэррола «Приключения Алисы и Стране Чудес». Вот отрывок из главы «Безумное чаепитие»:
...— Если бы ты знала Время так же хорошо, как я... — сказал Болванщик. — Его не потеряешь! Не на такого напала!
— Не понимаю, — сказала Алиса.
— Еще бы! — презрительно тряхнул головой Болванщик. — Ты с ним
никогда и не разговаривала!
— Может, и не разговаривала, — осторожно сказала Алиса. — Зато
не раз думала, как бы убить время.
— А-а! Тогда все понятно, — сказал Болванщик. — Убить Время!
Разве такое ему может понравиться! Если бы ты с ним не ссорилась,
могла бы просить все, что захочешь. Допустим, сейчас девять часов
утра, пора идти на занятия. А ты шепнула ему словечко, и — р-раз! —
стрелки побежали вперед! Половина второго — обед!
— Конечно, это было бы прекрасно, — сказала Алиса задумчиво, —
но ведь я не успею проголодаться!
Алиса, сама того не замечая, проводит разграничение между физическим и биологическим временем. Попробуем и мы провести такое разграничение.
¥/770 такое биологическое время?С древних времен люди связывали время не просто с материей, а именно с живой материей. Наверное, это происходило потому, что процессы в живом веществе соизмеримы с периодом пребывания человека в этом мире, он может наблюдать и замечать эти процессы — вот распустился цветок, вот родились котята или щенята, вот куколка превратилась в прекрасную бабочку. Это так легко заметить! Не то что движение электронов или вспышки сверхновых. Поэтому психологически время жизни было как бы настоящим, а время неживой материи воспринималось абстрактно. Впервые об этом сказано в Упанишадах (XI век до нашей эры):
От времени проистекают существа, и от времени они достигают
роста.
И во времени они исчезают.
Время — воплощенное и невоплощенное...
Это воплощенное время — великий океан творений. Однако все это означает лишь то, что великому океану творений присуще свое время — биологическое. Для человека (как и других живых существ) биологическое время измеряется законченными
жизненными циклами.
Тут возникает определенная трудность. Медикам хорошо известно, что каждая физиологическая система организма, например, имеет собственные циклы жизнедеятельности.
Существуют ритмы сокращения сердечной мышцы, существует скорость оседания эритроцитов, существуют менструальные циклы у женщин и т. д. Так что же взять за «единицу» биологического времени? Возможно, оно обладает только индивидуальными характеристиками. Возможно, существует единое «биосферное» время. Или мы живем по биологическим часам Вселенной? Эти вопросы
пока не нашли адекватного решения. Попробуем разобраться, что же такое «циклы жизнедеятельности».
То, что состояние человека изменяется ритмично, известно еще из Библии. Во «Втором послании к коринфянам» можно найти упоминание о сезонных изменениях. А греческий врач Герофил из Александрии еще за 300 лет до нашей эры обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня. С древности люди подсознательно выбирали те часы для работы, когда чувствовали себя особенно бодрыми и полными сил. Только 400—500 лет назад человек начал жить по современным астрономическим часам, а до этого в них не было необходимости, как нет в них необходимости сейчас у животных и растений.
Но говорить о каком-то одном жизненом ритме организма, видимо, нельзя. Дело в том, что в организме как бы много маленьких «биологических часов». И все они «тикают» по-разному. Секреция желчного пузыря и мочеиспускание, выделение желудочного сока и колебания артериального давления — все это и многое-многое другое объединено в целостную сбалансированную систему потому, что ритмы изменений в системах неодинаковы, но согласованны. И если какие-то из этих часов дали сбой, всем остальным требуется время, чтобы перестроиться, подладиться под «сломавшееся». Этот процесс обычно называют болезнью.
Например, нарушение менструального цикла вследствие физических перегрузок или стресса, воспалительного процесса или применения гормональных препаратов — причина, в данном случае, может быть любая. Организм начинает подстраивать другие свои ритмы к происшедшим изменениям: наблюдается брадикардия, падение АД, снижение ректальной температуры, изменяется перистальтика кишечника.
Все эти изменения в ритмах различных систем организма направлены на одно — поддержание равновесия между организмом и средой или сохранение нормы нервных реакций, что, в принципе, одно и то же. Очевидно, что врач не может не учитывать изменения временных параметров в организме пациента, но как часто своим преждевременным вмешательством врачи усложняют задачу того самого организма, которому стремятся помочь! Нельзя забывать, что человеческое тело — это сложная самоорганизующаяся система. Хронотипическое равновесие — один из основных принципов этой самоорганизации, поэтому преждевременное вмешательство в организм в случаях подобных нарушений может помешать процессу самостабилизации. Но вот если синхронизировать «часы» различных систем организма ему самому не удается (состояния средней тяжести, тяжелые и критические), тогда помощь необходима. Однако в любом случае врачебная помощь должна учитывать системные ритмы и по возможности не нарушать их.
Так, известно, что быстрое введение в организм пациента пен тощала натрия (внутривенно) приведет к резкому понижению АД и сосудистому коллапсу. Медленное введение той же дозы даст кратковременный наркоз с небольшим снижением АД.
Нарушение ритмичности в организме с появлением болезни называется хронопатологией. Но возникнуть она может не только благодаря патогенным факторам, но и в результате плохой организации нашей собственной психики. Изменения АД, тахикардия, дискине-зия желчевыводящих путей, даже частичный паралич — все это может настигнуть человека с неустойчивой психикой в том случае, если он подумает о неизбежности какого-то испытания или огорчения (например, экзамен по философии). Но, поскольку мы обсуждаем здесь проблему времени в категориальном поле одной субстанции — материн, говорить об изменении временных параметров организма под влиянием психики преждевременно. Скажем только, что в подобных случаях надо говорить уже не об организме, а о личности. Ее временная сущность получила название темпоральностъ (термин пришел из экзистенциализма). Но не говорить об этом совсем тоже нельзя, поскольку человек отличается еще одним типом временных характеристик, которые уже напрямую связаны с сознанием, а именно — социальным временем.
Что же такое социальное время?Не зная, что такое сознание, что такое социум, трудно дать правильный ответ. Остановимся пока на краткой характеристике.
Принято считать, что социальное время измеряется количеством переработанной информации. Другими словами, дольше — в социальном времени — живет тот, кто больше узнал, почувствовал, пережил. Классическим в этом плане является следующий пример.
А. прочел за один день одну книгу. В. прочел за 10 дней ту же книгу. Если принять это за единицу измерения социального времени, то А. прожил десять жизней В.
Разумеется, такой подход очень условен, но более подробно о социальном времени можно говорить только в отношении человека как двухсубстанционального существа. Только рассмотрев динамику психических процессов, можно понять скачки и аритмию социального времени индивида (восемь обязательных и еще несколько индивидуальных скачков). Можно говорить о том, что социальное время человека заканчивается зачастую раньше, чем биологическое, и что в социальном времени можно путешествовать... мысленно. И что социальное время бывает у общества свое, а у человека — свое. Но об этом — в следующих темах курса.
ТЕМАЗ
лениями о жизни и смерти, отношениях человека и природы, природы и цивилизации. Этому и посвящена данная тема.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
Два мира есть у человека — Один, который нас творил. Другой — который мы от века Творим по мере наших сил...
Н. Заболоцкий
Человек и Природа — единое целое. И все-таки он не может существовать в ней непосредственно: он погибнет, если не построит жилище, не сошьет одежду, не приготовит пищу. Другими словами, чтобы выжить, человеку нужно создать себе искусственную среду обитания — вторую природу. Значит, человек — это живое существо особого рода! В пользу этого утверждения говорит то, что природа существовала до человека и в какой-то момент своего существования породила то, что противостояло ей, — Человека. Человек — дитя Природы, и в этом смысле он, как утверждает философская антропология, принципиально тождественен животному. Человек противостоит Природе, и в этом смысле он принципиально противоположен животному. Парадокс человека как природного существа состоит в том, что он создает цивилизацию, чтобы сохранить свою природную сущность, ибо другой сущности у него нет. Но тогда что же он сам — биологический организм или духовная субстанция? Каким законам подчинена его жизнь — законам тела или законам души?
Эти вопросы отнюдь не риторические, от их решения зависят способы воздействия на человека. Для медицины это те самые врачебные манипуляции, методы лечения, которые призваны не только помочь человеку родиться, не дать ему умереть преждевременно, сделать его здоровым. В медицине до сих пор ведутся споры о том, воздействует врач только на организм или на личность больного, насколько интеллект определяет здоровье, что предпочтительней — натуральные средства лечения или искусственные препараты, насколько правомерно и полезно использование медицинской техники в лечении, какие социальные условия и почему имеют патогенный характер и т. д., и т. п. Чаще всего решение этих практических вопросов зависит от объема знаний и мировоззренческих установок самих врачей. Поэтому справедливо дополнить специальные медицинские знания о природной сущности человека общими представ-
Происхождение человека
Человек — живое существо. Но знаем ли мы, что такое Жизнь? Чаще всего при попытке определить, что такое жизнь, чувствуешь себя той самой собакой, которая все понимает, но сказать не может. Хотя попытки сказать предпринимались неоднократно, и предложенные в разные времена разными людьми определения жизни можно было бы представить в виде отдельной энциклопедии. Чаще всего в этих определениях стремились показать отличие живого от неживого. Именно в этом смысле мы говорим, что человек — живое существо, то есть он обладает признаками, которыми не обладает неживое вещество (имеет систему наследственной передачи информации, органы дыхания, выделительную систему, опорно-двигательный аппарат и т. д., и т. п.). Но если мы стараемся ответить на вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?», то, наоборот, ищем сходство, а не отличие, а сходство — с теми земными формами, которые принято называть живыми. Для каждого человека жизнь — это нечто индивидуально воспринимаемое: для врача — жизнь пациента, для археолога — след прошлой эпохи, для историка — бесконечная смена поколений. Поэтому начнем не с определения, а с описания жизни.
Жизнь зародилась на Земле около 3 млрд лет назад, на границе Катархея и Архея (см. табл. 1).
ЭРЫ | ПЕРИОДЫ | ВЕКА | Длительность в млн лет | Время от начала до наших дней Время от начала до наших дней |
Кайнозой | Четвертичный Третичный | Голоцен Плейстоцен | 0,02 1,0 | |
Неоген | Плиоцен Миоцен | |||
Палео | ||||
г Олигоцен | ||||
е Эоцен н Палеоцен | ||||
Мезозой | Мел | |||
Юра | ||||
Триас |
Палеозой
Пермь
Карбон
Девон
Силур
Ордовик
Кембрий
Поздний
Протерозой
2700 3500 |
800 800 |
Ранний
Протерозой
Архей
Катархей
Возраст Земли — около 7 млрд лет. В начале развития Земли (протопланетный период) была утрачена первичная атмосфера и возникает вторичная, собственно земная атмосфера с преобладанием СН4, Н2, NHjCh- Катархей характеризуется активными вулканическими процессами.
В течении Архея и Протерозоя было несколько скачков в развитии живого: от неклеточного к клеточному предъядерному строению, от предъядерного к ядерному, от одноклеточного к многоклеточному. В начале Протерозоя сформировались гетеротрофные организмы и жизнь стала геологическим фактором, то есть организмы стали менять форму и состав земной коры, ее атмосферу (накопление Ог). Живое вещество «растекается» по планете, присутствуя всюду. Этот процесс был назван В. Вернадским «давлением жизни», возникающим, в свою очередь, в результате размножения организмов.
Размножение всех организмов, если оно не встречает препятствий, происходит в геометрической прогрессии. Наиболее быстрые в размножении бактерии делятся каждые 20 мин. Скорость распространения — 331 м/сек, объем бактерии — 10~12 смК Если им не мешать, то они полностью покроют поверхность Земли за 36 часов.
В начале Мезозоя возникли первые млекопитающие. В Третичном Неогене (Олигоцен) обособляется отряд приматов. В конце этого периода существовали представители практически всех современных семейств животных. Строительство этой живой пирамиды, однако, не было завершено, осталось самое главное — то, что ознаменовало своим появлением Четвертичный период Кайнозойской Эры, — Человек.
Человек был первым из существ, кто стал не просто жить, но и называть все это жизнью. Но как только слово было произнесено,
сразу возникли вопросы: что есть жизнь? Почему я живу? Зачем я живу?
Чаще всего жизнь связывалась с одушевлением материи. Это было очень красиво, но ровным счетом ничего не объясняло, так как тут же возникал новый вопрос: а что такое одушевленная материя? Поэтому учение Аристотеля об энтеллехии, просуществовав в качестве господствующей теории живого около тысячи лет, все же не удовлетворило ученых. Но в философии оно оставило неизгладимый след, к какой бы школе ни принадлежали философы, они в той или иной форме признавали факт одушевленности материи. Материалисты считали жизнь материальным субстратом разума, идеалисты прямо называли ее одушевленной материей, даже закоренелые позитивисты признавали, что в живом (почему-то!) не соблюдается второй закон термодинамики. Чаще же всего они относили рассуждения о жизни к разряду метафизических, признавая тем самым, что в этом вопросе замешана не только материя.
Строго говоря, все наше знание о жизни делится на три самостоятельные блока: философские представления, естественнонаучные данные и медицинские воззрения.
В философии жизнь, как уже было сказано, рассматривалась в неразрывной связи с душой. Это понятие пересекалось с понятием бытия и носило ярко выраженный ценностный характер (вопрос о жизни как ценности подробно рассматривается в курсе биоэтики). «Жить — значит, умирать», — писал Энгельс.
В естествознании преобладают структурно-функциональные определения жизни, когда она мыслится как определенная форма организации материи. И в этом плане существовали некоторые расхождения лишь в вопросе о начале жизни. Энгельс полагал ее способом существования белковых тел и, следовательно, «начинал» с молекул, а Тейяр де Шарден утверждал, что начинается живое с клетки. Наиболее ясно выразил естественнонаучные представления о жизни Н. В. Тимофеев-Ресовский, который отмечал четыре принципиальных момента:
• жизнь известна пока только на Земле;
• на Земле жизнь представлена только дискретно (в конкретных живых формах);
• с дискретностью жизни связано фундаментальное явление — идентичное самовоспроизводство;
• идентичное самовоспроизводство основано на конвариантной редупликации генов.
В медицине жизнь всегда представлена как жизнь конкретного индивида, как период от рождения до смерти, как неповторимость.
Индивидуальность — основной признак живого для врача. Так, например, для одного человека нижний уровень АД в 150мм р. с. означает
состояние, несовместимое с .жизнью, а для другого — просто гипертонический криз.
Строго говоря, «жизнь» 15 медицине — это понятие, совпадающее по объему и содержанию с понятием «онтогенез». И в то же время врач, размышляющий о жизни, подобен философу, ибо он не просто смотрит, он переживает, оценивает, наконец, изменяет границы жизни. Наверное, поэтому понятие «жизнь» в мед чне так и не получило адекватного определения.
Проблема заключается в том, что любая индивидуальная жизнь есть в то же время часть «живого вещества планеты» (Вернадский). Ее невозможно понять вне этого вещества и его общих закономерностей.
Совокупность всех живых организмов на Земле называется живым веществом, в противоположность косному веществу, то есть неживому. Процесс размножения ведет к так называемому давлению жизни, благодаря котором"/ жизнь распространяется всюду. Образуется биосфера — живая пленка Земли или, в другой интерпретации, сумма населяющих Землю живых организмов.
Биосфера — это открытая термодинамическая система, которая имеет энергетический вход — солнечную энергию. Благодаря ей существуют автотрофы, а затем и гетсротрофы. При этом все живые организмы так или иначе используют друг друга. По подсчетам В. Вернадского, масса всех живых организмов на Земле составляет примерно 1015 тонн. Эта величина константна. Доля людей как составляющих «живого вещества планеты» изменчива.
Но что такое человек как элемент биосферы? Прежде всего человек — такая же составляющая биосферы, как и другие живые организмы. Но его отличие от них состоит в том, что он сам выступает новым геологическим фактором. Его появление принципиально меняет облик Земли, и это уже второе потрясение, которое она переживает за свой не такой уж долгий по космическим масштабам период существования.
Здесь полезно вспомнить концепцию известного отечественного биолога В. Н. Сукачева о взаимодействии биотических и абиотических компонентов на Земле. Суть ее в том, что с появлением биотических компонентов меняется весь земной мир, происходит революция, результат которой — единая целостная система живого и неживого. Живое изменяет неживое. У Земли появляется новая атмосфера, почва планеты становится совсем иной.
Но когда появляется человек с его сознательной деятельностью, происходит еще одна революция. Теперь уже наш земной мир представляет собой интегративную систему живых, неживых и ментальных компонентов. Таким образом, жизнь выступает в этой новой целостности системообразующим фактором — ведь под ее влиянием изменилось неживое и благодаря ей возникает ментальность. Выс-
шим проявлением жизни на Земле становится человек. Результатом его деятельности становится появление ноосферы.
Прекрасно описал сущность появления ноосферы Тсйяр де Шарлей: «Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле. Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни. Другими словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы».
Совершенно ясно, что Тейяр де Шарден был не только палеонтологом и философом, он был поэтом. Понятие «ноосфера» он заимствовал у Вернадского, когда слушал его лекции в Париже. Сам же Вернадский вкладывал в это понятие более строгий смысл, считая ноосферу той частью биосферы, на которой особенно сильно сказывается воздействие человека. Она имеет тенденцию к расширению вплоть до полного слияния с биосферой.
В то же время человек оказывается как бы вне жизни, он обладает свойством, не являющимся атрибутом живого вообще, — сознанием. И поэтому он способен понять, что такое жизнь, дать ей определение, посмотреть на нее со стороны. В таком смысле и следует понимать высказывание Макса Шелера: «То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный жизни вообще». Чтобы понять это парадоксальное, на первый взгляд, высказывание, необходимо ясно представить весь путь человека из природного мира в мир культуры. Как происходила эволюция человека?'Казалось бы, по этому вопросу существует дарвиновская теория, где все ясно. Но ведь сам Дарвин признавался, что объяснить в деталях механизм скачка от приматов к человеку он не смог! Действительно, при рассмотрении происхождения человека нельзя ограничиться только классическими представлениями дарвиновской теории. Необходимо вспомнить мутационную теорию эволюции С. Коржинского и Г. де Фриза, «правило Харди», работы С. Четверикова. Синтетическая теория эволюции сегодня — это инструмент для рассмотрения всего живого, в том числе и человека.
Главное отличие человека от животных — наличие второй сигнальной системы, поэтому в многообразии эволюционных процессов необходимо выделить процесс цефализации, то есть становления головного мозга в филогенезе. Как ни странно, наиболее ярко выразил суть этого процесса не ученый, не философ, а замечательный русский поэт Николай Заболоцкий:
Да, человек есть башня птиц, Но все они в луче сознанья
Зверей вместилище лохматых, Большого мозга строят зданье.
В его лице — мильоны лиц Сквозь рты, желудок, пищеводы, Четвероногих и крылатых. Через кишечную тюрьму
И много в нем живет зверей, Идет центральный путь природы
И много рыб со дна морей, К благословенному уму.
Дарвин 1. Организмы развиваются из одной или немногих первичных форм. |
В науке же существует два взгляда на сущность процесса цсфали-зации. Согласно первому, основанному на дарвиновской теории, формирование мозга человека есть результат естественного отбора, когда в качестве видовых закрепляются случайные признаки наиболее приспособленных к выживанию особей.
Согласно второму, основанному на теории номогенеза, цефализа-ция есть закономерный процесс, когда формирование мозга является целью эволюции. Чтобы выяснить, какая точка зрения предпочтительней, нужно, очевидно, рассмотреть ступени процесса цефализа-ции.
Множество организмов на Зелие этим процессом вообще не затронуты, у них возбуждение идет от клетки к клетке, но сигнал передается страшно медленно, т. к. клетки заняты другой работой. У губок, например, скорость передачи раздражения — 0,2 см/сек. Рекордсмен — калифорнийское насекомоядное растение мухоловка — 20 см/сек. Это — тупик. Дальнейшее повышение скорости реакции возможно только в процессе цефализации.
Выделяют несколько стадий цефализации:
1. Появление у живых существ специализированных нервных клеток.
2. Систематизация нервных клеток, возникновение ганглий.
3. Централизация нервной системы (головоногие моллюски). Скорость распространения возбуждения превышает 25 м/сек. На этой стадии цефализации хорошие перспективы стать разумными существами имели рептилии — у них был скелет, спинной и головной мозг. Но они были холоднокровными, для развития коры больших полушарий не хватало энергии.
4. Теплокровные млекопитающие. Здесь учтен печальный опыт рептилий и температура тела поддерживается постоянная —30 — 40°С. Появились миелиновые оболочки у нервных клеток, возрос объем головного мозга.
5. Приматы.
6. Человек.
Чем ближе к человеку, тем быстрее шел этот процесс, хотя с его появлением он замедлился, видимо, потому, что на смену биологическим формам развития пришли социальные. В целом же цефали-зация в той или иной степени затронула почти все виды животных. Как будто разным видам был дан старт, на финише которого победителя ожидал главный приз — разум.
Нужно отметить одну особенность данного процесса — ускоренное развитие мозга требовало большого количества «строительного материала» природы и больших энергетических затрат. Все это как бы отнималось у других органов и систем. Поэтому человек как «недостаточное животное» (Ницше) становится существом сознательным не в силу несовершенства других органов (Дарвин, Энгельс),
а, наоборот, несовершенство других органов объясняется ускоренным развитием мозга.
Как только начинается процесс цефализации, все силы организма идут на совершенствование новой системы. Остальные органы и системы начинают отставать в своем развитии. Эволюционно закрепляются те признаки, которые способствуют ускорению передачи информации (нервных импульсов), что приводит к централизации нервной системы, развитию головного мозга. Здесь процесс опять ускоряется, объем мозга и площадь коры увеличиваются гораздо быстрее, чем эволюционировали ранее все другие системы. Разрыв увеличивается, и в период возникновения, а лучше сказать — формирования сознания оказывается, что все другие системы, кроме тех, которые непосредственно «работают» на мозг, безнадежно отстали. Получилось существо, у которого всего не хватает для полноценного выживания: шерсти, клыков, обоняния, слуха и т. д. Получился человек.
С точки зрения биологической он обречен на вымирание. И он бы вымер, если бы был справедлив только один тезис — о тождественности человека животному. Но он живет, потому что он принципиально противоположен животному.
Та система, которая отняла перспективу развития у биологических структур, берет на себя функции выживания.
Следовательно, жизнь человека обеспечивается принципиально иными механизмами, чем у животных. Не умея приспосабливаться к среде, человек вынужден создавать себе искусственную среду обитания — вторую природу, ноосферу. Принимая этот тезис, мы должны все время помнить, что человек по происхождению своему, по природе своей остается существом биологическим. Значит, вторая природа нужна ему для сохранения именно этого биологического начала.
Проследив таким образом путь становления человека, мы можем ответить на вопрос: человек — результат эволюции или ее цель? Очень часто, когда говорят о цели, подразумевают некую высшую силу, произведением которой является человек. Однако существует вполне научное объяснение происхождения человека как цели эволюции. Оно содержится в теории номогенеза, автор которой наш соотечественник — академик А. Берг. Существенных противоречий с дарвинизмом нет, но есть новое знание, есть объяснение процесса цефализации в целом. Сравним основные положения двух концепций.
Берг 1.Многообразие первичных форм с последующим схождением или расхождением.
2. Основа эволюции — отбор случайных отклонений от нормы. 3 Качественные изменения появляются первично в отдельных особях. 4. К образованию новых видов приводит непрерывное накопление случайных отклонений от нормы. 5. Прогресс вызван борьбой за су- ществование и естественным отбором. 6. Виды связаны между собой цепью переходных форм. 7. Образование новых признаков — сущность эволюционного процесса. 8. Вымирают организмы, побежденные в борьбе за существование. |
2.Закономерность эволюции — в прогрессе организации, усложнении организмов, сообществ, живого в целом.
3. Объект эволюционных изменений — большие массы особей на обширных территориях.
4.Эволюция идет скачками в соответствии с изменениями окружающей среды. Организмы преобразуются закономерно, по определенным направлениям.
5.Естественный отбор не есть фактор биологического прогресса, он просто способ сохранения нормы.
6.Виды обособлены, т. к. развиваются параллельно на протяжении долгих геологических эпох.
7. Эволюция в значительной степени есть развертывание уже существующих задатков.
8. Вымирание видов происходит из сочетания внутренних и внешних причин.
Логично предположить, что теория Берга есть развитие дарвинизма и в большей степени соответствует современным представлениям о происхождении человека, подтверждая неизбежность возникновения сознания.
Сущность сознания
Долгий путь формирования человека увенчан замечательным достижением природы — возникновением сознания. Как мы уже отмечали, природа создала нечто противоположное ей самой и в то же время способное сохранить ее саму. Но что именно?
Что представляет собой сознание с точки зрения его структуры?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала четко определиться в соотношении понятий «сознание» и «психика», их часто путают и под структурой сознания понимают структуру психики.
Психика, по определению, предлагаемому в справочной литературе, это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. построении им неотчужденной от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения. И в этом смысле психикой обладают и животные, и человек. Но насколько различна она у тех и других! У животного психика — высшее достижение организма, у человека — начало личности.
Когда-то Шиллер писал: «В животном и растении природа не только выражает назначение но и сама его воплощает. Человеку же она дает лишь назначение, и ему самому предстоит его воплощение». Воплощать предназначение призвано сознание, которого у животного нет. Сознание — это высший уровень психики человека. Ему давали разные определения, ни одно из которых нельзя считать удовлетворительным. Мы остановимся на том, которое больше всего соответствует стилю медицинского мышления и деятельности.
СОЗНАНИЕ человека — это способность отделения себя (Я) от других людей и окружающей среды (не-Я), адекватного отражения действительности и возможности регуляции отношений между личностью и окружающей средой (см. «Основы физиологии человека». Спб., 1994).
Животное обладает психикой, которая не позволяет ему отделять себя от среды. Человек обладает психикой, которая позволяет ему отделять себя от среды. Эту функцию выполняет сознание. Получается, что психика включает в себя сознание как наиболее развитую часть. Возможно, поэтому великий Павлов никогда не позвол<