Философское учение о материи
1. Развитие взглядов на материю. Категории «бытие» и «материя».
2. Движение как способ существования материи.
3. Пространство и время как формы существования материи.
4. Развитие Вселенной и проблема единства мира.
1. Развитие взглядов на материю. Определение материи.
Самая общая философская категория – это категория «бытие» (реальность). Она означает всё реально существующее, включая материальную и нематериальную реальность.
Следующей по степени общности является категория «материя». Взгляды на материю, на её структуру и свойства менялись в процессе развития философии и физики. Первые греческие философы материалисты сводили материю к конкретным веществам и процессам (вода, воздух, огонь). Со времён Демокрита утвердилось предположение, что материя это атомы. Материализм Нового времени и классическая физика до конца 19 века сводили материю к веществу, состоящему из неделимых атомов, двигающихся в пустоте по законам механики. Эти взгляды лежали в основе механистической картины мира. Первым ударом по механистическим представлениям стало открытие неизвестного вида материи – поля (70-80 гг. XIX в.). Следующим ударом стало открытие электрона и сложной структуры атома. Временно в философии и науке возникает кризис, связанный с пониманием материи. Многие учёные, которые отождествляли материю с неделимыми атомами, стали утверждать, что если исчезает неделимый атом, то исчезает и материя. Т.е. они пришли к идеализму. На самом деле, исчезает не материя, а устаревшие взгляды на неё. Философы материалисты дали новое определение: материя – это объективная реальность, т.е. всё, что реально существует независимо от воли и сознания людей. Ленин дал определение материи в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Достоинство этого определения – универсальность. В нём указано свойство, общее для всей материи – свойство объективного существования. Конкретными проявлениями этого свойства являются законы сохранения. В этом определении не перечисляются отдельные виды материи, потому что она неисчерпаемо многообразна. В ХХ веке было открыто множество видов материи. И даже вакуум перестал считаться пустотой. Реальный, физический вакуум - это не пустота, а очередное состояние материи, которое обнаруживает свои свойства во взаимодействии с элементарными частицами.
В ХХ веке также изменилось представление об уровнях структурной организации материи. Каждый уровень образуется из множества объектов определённого масштаба. Неорганическая природа – от элементарных частиц до метагалактик. Живая природа – от органических макромолекул до биосферы. Общество – от индивида до человечества в целом. Многочисленные уровни структурной организации материи принято группировать в три основных уровня: 1) микромир – от элементарных частиц до молекул, 2) макромир – объекты, соизмеримые с человеком, 3) мегамир – объекты космических масштабов. Научное познание движется от второго уровня вглубь первого и третьего. Открыты частицы, более элементарные, чем протоны и нейтроны. Открылось, что метагалактика, которую считали единственной и бесконечной Вселенной – это лишь часть ещё более грандиозной системы – большой многоярусной Вселенной.
Следует различать философский взгляд на материю и естественнонаучную картину мира. Главное в философском понимании материи это то, что она существует объективно, т.е. независимо от человека. Естественнонаучная картина мира постоянно изменяется, уточняется, в связи с новыми открытиями.
В начале ХХ века Ленин высказал идею о неисчерпаемости материи вглубь, о том, что открытый тогда электрон также неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна. Наши представления о материи будут бесконечно расширяться, поскольку бесконечны свойства, состояния, уровни материи, бесконечны её возможности развиваться, усложняться. Но в любом случае материя вечно была и останется объективной реальностью.
2. Движение как способ существования материи.
Движение является единственным способом существования материи, её неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении, проявляет себя через движение. Абсолютно все предметы и явления находятся в движении. Движение - это любое изменение состояния системы, начиная с простого механического перемещения и заканчивая социальными процессами.
Движение характеризуется рядом существенных черт: материальность, объективность, абсолютность, относительность, противоречивость. Материальность движения означает, что его источником является материя. Объективность движения состоит в том, что движение как и сама материя существует независимо от воли и сознания людей. Абсолютность движение означает его всеобщность, всё находится в движении. Относительность движения состоит в том, что в разных системах движение проявляется по-разному: в природе и обществе, в микромире и макромире. Противоречивость движения проявляется в диалектическом единстве устойчивости и изменчивости, в борьбе противоположностей, в разрешении противоречий.
Покой – это временное сохранение предметом своих основных характеристик, например, сохранение своего устойчивого положения относительно других предметов. Но покой не означает полное отсутствие всякого движения. В любых предметах продолжается внутреннее движение. Предметы, покоящиеся в одной системе отсчёта, движутся в другой. Т.е. движение абсолютно, а покой относителен.
Многообразные процессы и явления материального мира различаются по уровню сложности. В ХIX в. Энгельс выделил пять форм движения, и эта классификация сохраняется до сих пор: механическое – изменение положения тела (или его частей) относительно других тел; физическое – изменение физических характеристик системы (температуры, плотности, заряда и т.д.); химическое – процессы превращения веществ, биологическое – процессы, свойственные только биологическим системам от макромолекул до биосферы; социальное – процессы, связанные с осознанной деятельностью человека.
Между формами движения материи существуют строгие взаимосвязи. 1)Каждая более сложная форма движения материи исторически развилась из менее сложных (кроме механического и физического). Классификация форм движения – это лестница, по которой материя поднималась в своём развитии. 2) более сложные формы движения включают в себя все предшествующие, менее сложные. 3) более сложные формы движения материи качественно не сводятся ни к одной из менее сложных форм, ни к их сумме. Поэтому, например, с помощью биологических законов нельзя объяснять социальные явления.
Частный случай движения – развитие. Если движение это любое изменение, то развитие – это качественные, направленные, необратимые изменения. Направленность означает накопление изменений. Частным случаем развития является прогресс – это развитие, которое сопровождается усложнением структуры объекта и выполняемых им функций. Связь прогресса и регресса частично описывается Вторым началом термодинамики, согласно которому любая изолированная система развивается только в одном направлении – от порядка к хаосу. На основе этого закона в 19 веке появилась гипотеза тепловой смерти Вселенной. Но очевидно, что в природе также распространены процессы, идущие с уменьшением энтропии. Эти процессы были описаны только во второй половине 20 века и получили название «самоорганизация».
В природе борются порядок и хаос. С одной стороны, всё существующее стремится к разрушению и гибели, нет ничего вечного. С другой стороны возникают сложные структуры, способные прогрессировать. Самоорганизация – это спонтанный переход открытой неравновесной системы от простой, беспорядочной формы к более сложной и упорядоченной. Это универсальное свойство материи самоусложняться. До 20 века это свойство материи или отрицалось, что вело к метафизичности, или объяснялось идеалистически. Синергетика – теория самоорганизации, с позиции материализма описывает рождение порядка из хаоса.
3. Пространство и время как формы существования материи. Форма – это упорядоченность содержания. Пространство и время – это всеобщие формы существования материи, т.е. вся материя упорядочена в пространстве и времени. Материя не может существовать вне пространства и времени, как содержание не может быть без формы. Пространство – это порядок одновременного сосуществования материальных объектов. Время – порядок смены событий, последовательность состояний. Пространство и время имеют как общие, так и различные черты. Общие черты: материальность, объективность, абсолютность (т.е. вся материя упорядочена в пространстве и времени), относительность (т.е. метрические свойства пространства и времени могут различаться в разных системах отсчёта), противоречивость, безграничность.
Различия между пространством и временем состоят в следующем:
1) быть в пространстве, значит существовать одно рядом с другим (протяжённость), а быть во времени, значит существовать одно вслед за другим (длительность). 2) пространство имеет три измерения, а время – одно. 3) в пространстве равноправны все направления, а время необратимо течёт только в одном направлении.
В философии до 20 века существовали два подхода к объяснению связи между материей, пространством и временем. Согласно первому подходу П-В существуют независимо от материи и носят абсолютный характер. Пространство – это пустота, чистая протяжённость. Время – чистая длительность. Свойства П-В абсолютны, всегда и везде одинаковы, не зависят от характера материальных процессов. Этот подход соответствует обыденным представлениям человека о П-В и лежит в основе классической механики, созданной Галилеем и Ньютоном.
Согласно второму подходу П-В неразрывно связаны с материей и не могут существовать самостоятельно, как не может существовать пустая форма без содержания. Этот подход защищали многие философы, но высшее выражение он получил в диалектическом материализме. Из этого подхода следовали парадоксальные выводы. Если П-В – это характеристики материи, то их свойства должны меняться, в зависимости от характера материальных процессов. Физическим доказательством этой философской теории стала теория относительности А. Эйнштейна. СТО (1905) доказывает зависимость пространства и времени от взаимного движения материальных тел. ОТО (1916) – доказывает зависимость П-В от распределения гравитационных полей. Тела, создающие сильные поля тяготения, искривляют пространство, делают его неевклидовым. Чем сильнее поле тяготения, тем медленнее в нём течёт время по сравнению с временем вне поля.
Таким образом, в 20 веке победил диалектико-материалистический подход к П-В. Исчезает представление об абсолютных П-В, единых для всей Вселенной. Взамен появляется представление о бесконечном множестве материальных тел, с каждым из которых связано собственное П-В. Это значит, что П-В не существуют отдельно от материи, а являются характеристиками материальных процессов, формами существования материи. Это также значит, что не существует пустоты. Эйнштейн писал: «…раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то П и В остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».
4. Развитие Вселенной и проблема единства мира. Человека окружают многообразные предметы, процессы, явления с различными и даже противоположными свойствами. Но за всем этим многообразием скрывается единство мира.
Идеалисты видят основу единства мира в каком-то духовном начале. Сторонники религии – в боге. Субъективные идеалисты считают, что единство мира – только в сознании человека. Материалистическая философия и естествознание доказывают: 1) Единство мира в его материальности. В мире нет другой субстанции, кроме материи, т.е. ничто не может существовать отдельно и независимо от материи. 2) Единство и целостность мира проявляется в наличии всеобщих взаимосвязей. Материальный мир – это единая система, в которой каждый элемент связан с другими. 3) Единство мира – в наличии всеобщих законов. 4) Единство мира – в единой истории его развития.
Наука 20 века углубила представления о диалектических взаимосвязях и развитии материального мира. Развиваться способны не только живая природа и общество. Развитие есть и в неживой природе. Вселенная не всегда была такой как сейчас. Она имеет историю, у которой было начало, и будет конец. История Вселенной – это единая цепочка превращений, в начале которой неупорядоченная материя, а на вершине – возникновение разума. Вероятно, возможен и дальнейший прогресс.
Исходным состоянием Вселенной многие учёные считают физический вакуум. Это было нестабильное энергетически невыгодное состояние материи, обладавшее симметрией, но стремившееся к распаду. Около 13,7 млрд. лет назад произошёл «большой взрыв» – фазовый спонтанный переход вакуума к более устойчивому, но асимметричному состоянию. В первые мгновения нарушение симметрии проявилось в разделении вещества и поля. Вакуум отдавал энергию, расходуя её на рождение частиц вещества и квантов поля. Вселенная стремительно расширялась, температура падала. Остывая, материя продолжала усложняться: из единого поля выделяется гравитационное поле, поле сильного взаимодействия, разделяются кварки и лептоны, разделяется электромагнитное и слабое взаимодействие, рождаются протоны, нейтроны, ядра атомов и наконец сами атомы. Начинаются химические процессы, т.е. появляется химическая форма движения. Формируются звёзды и галактики. На Земле возникает биологическая форма движения. На её основе появляется разум, как свойство самой высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека. Появляется социальная форма движения.
В настоящее время Вселенная продолжает расширяться с возрастающей скоростью. Вещество Вселенной расширяется в пространстве вакуума. Причина расширения в современную эпоху – это антигравитация космического вакуума. Бесконечное расширение Вселенной приведёт к распаду галактик, гибели звёзд, наступит «тёмная» эпоха. Но гибель Вселенной не означает уничтожения материи. Вечная материя, по всей видимости, способна бесконечно развиваться, создавая и разрушая миры.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ
1. Основные подходы к пониманию сознания.
2. Отражение как всеобщее свойство материи.
3. Сущность диалектико-материалистического учения о сознании.
4. Сознание и бессознательное.
1. Основные подходы к пониманию сознания. С древних времён философы пытались объяснить то особое качество, которое выделяет человека из материального мира. Это качество в разное время называли душой, духом, разумом, сознанием. Объяснить происхождение и сущность сознания – значит объяснить происхождение и сущность человека. И это станет решением основного вопроса философии – вопроса о соотношение материи и сознания.
Сторонники объективного идеализма считают сознание человека порождением какой-то высшей духовной силы. Сторонники религии верят, что бессмертная душа даётся человеку богом. Субъективные идеалисты считают сознание первичной реальностью. Солипсизм признаёт сознание единственной реальностью.
Материалисты считают сознание вторичным по отношению к материи. Но особенно трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания, а значит, и человека. Сторонники гилозоизма, (Спиноза) считали, что сознание – это свойство всей материи. Только неживая материя наделена сознанием меньше, чем животные, а животные – меньше, чем человек. «И камень мыслит».
Некоторые философы материалисты считали сознание лишь видом материи или материальным процессом. «Мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь». Такая примитивная трактовка сознания получила название «вульгарный материализм».
Диалектический материализм раскрывает качественную специфику сознания, как особой реальности, но доказывает его вторичность по отношению к материи, опираясь на новейшие открытия биологии и психологии.
2. Отражение как всеобщее свойство материи. Для объяснения происхождения и сущности сознания в рамках диалектического материализма была разработана теория отражения.
Если сознание стало продуктом эволюции материи, то вся материя, и живая и неживая, должна обладать каким-то свойством, на базе развития которого могло появиться сознание. Таким свойством материи является отражение.
Отражение – это всеобщее свойство материи, которое заключается в способности материальных объектов меняться под воздействием других объектов. В основе отражения лежит изменение объектов, т.е. движение. Поэтому каждой форме движения в природе соответствует свой уровень отражения. Механическое отражение – изменение состояния объекта в результате механического воздействия (изменение положения, скорости движения, формы). Физическое отражение изменение физических характеристик объекта в результате внешнего воздействия. Химическое отражение – изменение состава и строения веществ в результате внешнего воздействия.
Биологическое отражение – это реакция живых существ на внешние воздействия. Любое живое существо неизмеримо сложнее неживых объектов, и поэтому способно к более сложным реакциям. Чем более развитым является живое существо, тем более сложные виды биологического отражения ему доступны. Раздражимость – это способность организма к простейшим реакциям в ответ на действие раздражителей, это простейший вид биологического отражения, свойственный даже примитивным существам. Чувствительность, т.е. способность к ощущению, это более сложный вид биологического отражения, доступный существам, имеющим нервную систему. Психика – это высший вид биологического отражения, доступный существам, имеющим развитую центральную нервную систему. Психическое отражение позволяет свободно ориентироваться в окружающей среде, нестандартно реагировать в проблемных ситуациях, приобретать сложные условные рефлексы, т.е. обучаться. Высшим животным свойственны даже примитивные формы мышления. Но они лишены главного свойства человека – абстрактного мышления, разума, и поэтому их поведение остаётся неосознанным.
Высшей формой отражения является человеческое сознание. Появление сознания стало результатом эволюции психики высших животных. Биологической предпосылкой появления сознания стало формирование анатомии человека и, прежде всего, особой структуры коры головного мозга. На раннем этапе антропогенеза решающими были обычные эволюционные факторы – наследственность, изменчивость, естественный отбор. Но чем дальше продвигалась эволюция человека, тем большее значение приобретали социальные факторы – коллективное поведение человеческих предков. В борьбе за существование побеждали те группы, которые успешнее взаимодействовали друг с другом.
Важнейшим социальным фактором антропогенеза стал труд и трудовые отношения предков человека. Практическое воздействие на предметы природы стимулировало познавательную деятельность, развивало память и абстрактное мышление. В труде человек не только менял природу, но и менялся сам. Труд, сознание и речь оказались тесно взаимосвязаны и выделили человека из природы.
3. Сущность диалектико-материалистического учения о сознании.
Человек – это существо биологическое, психическое и социальное. Для нормального развития сознания необходимы биологические предпосылки – здоровое тело, здоровый мозг. Но человек становиться самим собой только в обществе и под влиянием социальной среды. Общественно-историческая сущность сознания состоит в том, что сознание – это продукт развития общества и не возникает вне общения людей. Сознание формируется под влиянием условий, в которых живёт человек, людей, которые его окружают, событий, которые с ним происходят. Т.е. сознание формируется как отражение мозгом окружающей действительности. Сознание – это высшая форма отражения действительности, свойство высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека – отражать окружающий мир в форме идеальных образов.
Таким образом, сущность диалектико-материалистического учения о сознании состоит в следующем: 1) сознание вторично по отношению к материи; 2) сознание есть высшая форма отражения действительности; 3) сознание есть функция высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека; 4) сознание имеет социальную природу.
Вторичность сознания по отношению к материи заключается в следующем: 1) материя существует вечно, а сознание возникает на определённом этапе её развития; 2) сознание вторично по отношению к своему материальному носителю, нарушение работы мозга ведёт к нарушению сознания, со смертью мозга сознание исчезает; 3) сознание как отражение, как образ окружающего мира, вторично по отношению к нему.
4. Сознание и бессознательное. Сознание формировалось у предков человека на базе животной психики и стало её верхним уровнем. Но нижние уровни никуда не исчезли. В психике человека, наряду с сознанием, сохраняется и область бессознательного, которая была впервые научно описана австрийским психологом З. Фрейдом. Бессознательное – это совокупность психических явлений, не поддающихся произвольному контролю со стороны сознания. Бессознательная часть психики оказывает значительное влияние на поведение человека, заставляя совершать неосознанные действия, проявляясь в сновидениях, состояниях невменяемости, гипноза и сомнамбулизма.
Структуру психики можно образно сравнить с тёмной комнатой, которую прорезает луч света. Всё, что попадает в луч света, можно видеть и контролировать. Но многое остаётся в темноте. Тёмная часть психики - это сфера могущественных животных инстинктов. Одним из важнейших инстинктов, определяющих поведение человека, Фрейд считает сексуальное влечение – либидо.
Психика человека в процессе эволюции выработала защитный механизм. Воспоминания о неприятных событиях, травмирующие психику, постепенно забываются, но не исчезают бесследно, а вытесняются в сферу бессознательного. Сохраняясь там, они могут стать причиной различных неврозов, комплексов, вызывать панические страхи (фобии). Методика лечения состоит в том, чтобы раскрыть бессознательное (беседы, наблюдение, гипноз), найти причину болезни, перенести её в сферу сознания и помочь человеку примириться с неприятным воспоминанием, сделав его безопасным.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Сущность философского понимания познания.
2. Ступени и формы в познании человеком мира.
3. Проблема истины в теории познания.
4. Особенности научного познания.
1.Сущность философского понимания познания.
Объектом человеческого познания могут стать различные явления. Но сам процесс познания тоже является предметом изучения. Философская теория познания (гносеология) изучает общие закономерности познавательной деятельности человека, отвечает на вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир?
Различные философские направления по-разному объясняют сущность познания. С религиозной точки зрения цель познания – это раскрытие божественных истин. Объективные идеалисты считают, что человек должен познать духовную силу, правящую миром – Абсолютную идею (Гегель), мировую волю (Шопенгауэр) и т.д. Субъективные идеалисты считают, что человек может знать только собственное сознание (Юм, Кант, Мах, Авенариус). Сторонники агностицизма отрицают возможность познания человеком мира.
Диалектико-материалистическая философия доказывает, что материя существует объективно. И задача человека – познать материальный мир, его законы, а также свой собственный внутренний мир, своё сознание.
Представители метафизики рассматривают познание как пассивное отражение. Диалектический материализм также представляет познание как отражение, но активное. Т.е. в этом процессе человек целенаправленно ищет знания, преобразуя окружающий мир. Познание - это активно-творческое, преобразующее отражение человеком действительности.
Человек познаёт мир, прежде всего, с помощью ощущений, которые представляют собой субъективные образы объективного мира. Ощущения объективны по своему источнику, т.к. они отражают объективный мир. Они объективны по содержанию, т.к. отражают мир в целом правильно. Субъективность ощущений заключается в том, что они возникают в сознании субъекта, и поэтому могут различаться у разных людей.
Процесс познания бесконечен, т.к. материя неисчерпаема. В тоже время, в мире нет ничего в принципе непознаваемого. То, что остаётся необъяснимым сегодня, может быть познано в будущем.
Основой познания выступает общественно-историческая практика – это материально-предметная деятельность людей, направленная на изменение природы и общественной жизни. Отличие практики от теории: главной целью и результатом теоретической деятельности является создание и изменение нематериальных объектов (идей, замыслов, знаний). Практическая деятельность направлена на изменение материальных объектов и процессов. Виды практики: производственная практика, общественно-политическая, научно-экспериментальная, бытовая и др. По отношению к познанию практика выполняет четыре функции:
1) как основа познания практика даёт исходную информацию
2) как движущая сила практика порождает потребность в новых знаниях
3) как критерий истины практика позволяет отличить истинное знание от заблуждения.
4) как цель практика является окончательной сферой применения наших знаний.
Теория и практика - это две стороны единого познавательного процесса. Определяющая роль принадлежит практике. Именно реальные потребности практической жизни определяют появление новых теорий. Но теория также активна. Научные, политические теории применяются на практике и преобразуют природу и общество.
2. Ступени и формы в познании человеком мира. Познание – это сложный диалектический процесс. От описания поверхностных явлений человек переходит к объяснению сущности. Соответственно, этот процесс проходит две основных ступени – чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание – это исходная ступень процесса познания, получение информации с помощью органов чувств. Оно происходит в трёх основных формах: в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании отдельных признаков объекта. Восприятие – это отражение в сознании целостного образа объекта. Представление – это повторное воспроизведение наглядного образа объекта, без его непосредственного восприятия.
Значение чувственного познания: 1)органы чувств – единственный канал информации, поступающей непосредственно из внешнего мира; 2)чувственное познание является основой для следующей ступени – рационального познания. Недостатки: чувственное познание даёт поверхностную, разрозненную, противоречивую информацию, отражает явления, но не раскрывает сущность.
Рациональное познание – это получение информации с помощью разума, в процессе логических рассуждений. Оно происходит в трёх основных формах: в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки объектов (слова и словосочетания). Суждение – форма мысли, в которой с помощью двух или нескольких понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо (предложение). Умозаключение – форма мысли, в которой из двух или нескольких суждений логически выводится новое суждение.
Способность к логическому, абстрактному мышлению – это уникальное эволюционное достижение, свойственное только человеку. Рациональное познание позволяет проникать в сущность предметов, раскрывать объективные законы. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, их нельзя отрывать и противопоставлять, как это делали рационалисты и сенсуалисты. При чувственном познании уже присутствует работа разума, а рациональное познание вообще невозможно без чувственного.
Существует и третья, не основная ступень познания. Интуиция – это способность постижения истины путём её прямого усмотрения, без обоснования доказательствами. Условием интуиции является богатый опыт. Но сам механизм интуитивного решения случаен, иррационален, т.к. связан с бессознательной частью психики. Интуиция играет важную роль в решении нестандартных задач, в научных открытиях.
3. Проблема истины в теории познания. Главной целью научного познания является постижение истины. Истина – это знания, которые соответствуют действительности. Истина всегда смешана с заблуждением, т.е. непреднамеренным принятием за истину знаний, не соответствующих действительности.
Сложной проблемой является выбор критерия, с помощью которого можно отличить истину от заблуждения. Прагматизм (англо-американская философия) предлагает считать критерием полезность знания. Т.е. истинным является то, что приносит пользу. Конвенционализм считает критерием общепризнанность знания. Т.е. истиной является то, с чем согласно большинство. Это ошибочные критерии. Другие критерии истины: 1) чувственная очевидность (но чувства могут обманывать, а факты неправильно толковаться); 2) рациональная очевидность, т.е. опора на аксиомы (но аксиомы справедливы только в определённых условиях); 3) логическая непротиворечивость (но логика подтверждает только правильность формы мысли, а не содержания). Эти критерии могут применяться, но они ограничены. Настоящий критерий должен сопоставлять субъективное знание с объективной реальностью. Таким критерием является практика – проверка знания в практической деятельности человека.
Истина подразделяется на относительную и абсолютную. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о предмете. Абсолютная истина – это всестороннее, исчерпывающее знание. Относительная истина – частичка абсолютной.
Истину характеризуют два принципа: 1)Принцип объективности. Любая истина объективна по содержанию, т.к. соответствует объекту, но субъективна по форме, т.к. содержится в сознании человека, и может быть выражена в различных формах (языках). 2) Принцип конкретности. Истина зависит от конкретных условий. То, что является истиной в одних условиях, может быть заблуждением в других (законы классической, релятивистской и квантовой механики).
Диалектико-материалистическое понимание истины противостоит взглядам релятивизма, и догматизма. Сторонники релятивизма преувеличивают относительность истины (у каждого человека в каждом отдельном случае своя истина). Сторонники догматизма преувеличивают абсолютность истины (всякая истина вечна, неизменна, справедлива в любых обстоятельствах).
4. Особенности научного познания. Наука отличается от других форм познавательной деятельности следующими чертами: 1) объективность – особенности субъекта не должны влиять на результаты исследования (в отличие, например, от художественного отражения действительности); 2) обоснованность – знания признаются научными истинами, если имеют достаточные доказательства (в отличие от религиозной веры); 3) существенность – наука должна раскрывать сущность, а не ограничиваться описанием явлений; 4) систематичность – наука формирует систему взаимосвязанных теорий (в отличие от разрозненных и противоречивых обыденных знаний).
Научное познание включает в себя два уровня (или этапа): на эмпирическом уровне происходит накопление фактов, а на теоретическом – их обобщение и создание теорий.
Эффективность научного познания зависит от применяемых методов. Понятие «метод» означает путь, способ достижения цели. Метод познания – это совокупность приёмов и средств, используемых в изучении действительности. По широте применения методы бывают частнонаучные, общенаучные и всеобщие. Частнонаучные методы применяются в узкой области, в одной или нескольких науках (метод спектрального анализа). Общенаучные методы применяются в большинстве наук. Наблюдение – целенаправленное изучение внешних сторон и свойств объекта. Эксперимент – это метод изучения объектов в точно фиксированных условиях, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Сравнение – сопоставление предметов, выделение общих и различных признаков. Анализ – разделение объекта и изучение по частям. Синтез – соединение частей и изучение объекта как целого.
Всеобщим методом познания является философский, диалектический метод. Он используется не только в науке. Любой человек, стремящийся познать истину, должен помнить требования диалектики: объекты необходимо рассматривать во взаимосвязи, в движении и развитии. Необходимо видеть противоречия как источник развития, единство количественных и качественных изменений.
История науки представляет собой сложный и противоречивый процесс. Рост научного знания выглядит не как накопление, а как революционная смена фундаментальных представлений о мире. Периоды количественного накопления знаний сменяются периодами качественных скачков. Некоторое время наука развивается поступательно: новые знания присоединяются к старым, основные теории и принципы образуют научную картину мира, которая поддерживается большинством учёных. Но постепенно накапливаются факты, которые не укладываются в старую картину мира, и под их давлением она разрушается. Начинается научная революция, в результате которой формируется принципиально новое представление о мире. И на основе новой картины мира наука опять начинает развиваться поступательно. Некоторые старые теории могут войти в новую картину мира в качестве частных случаев.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
4. Закон отрицания отрицания.
1. Философское понятие закона. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм – это учение о всеобщих закономерных взаимосвязях и взаимообусловленности предметов, процессов и явлений. Сторонники детерминизма считают, что мир упорядочен, что в нём всё взаимосвязано, и взаимосвязи носят закономерный характер. Сторонники противоположного учения – индетерминизма – считают, что мир представляет собой хаос, в нём преобладает случайность и может произойти что угодно. В основе современной науки лежит принцип детерминизма.
Виды связей: причинные (связь причины и следствия), структурные (связь между элементами системы), функциональные (связь между свойствами предмета, выражаемая функцией), целевые (телеономные) – это связи, при которых развитие системы подчинено определённой цели).
По характеру действия связи могут быть необходимые и случайные, существенные и несущественные, общие и единичные, временные и устойчивые и др. Среди всего многообразия связей есть такие, которые являются законами. Закон – это связь необходимая, существенная, общая, устойчивая.
Классификация законов:
1) По формам движения выделяются физические, химические, биологические, социальные законы. 2) По характеру действия разделяют законы динамические и вероятностные (статистические). Динамические законы описывают поведение отдельных объектов и устанавливают однозначную связь их состояний (законы динамики). Вероятностные (статистические) законы описывают поведение больших совокупностей, но в отношении отдельных объектов делают лишь вероятностные заключения. Таковы все законы микромира (закон Максвелла о распределении молекул по скоростям, соотношение неопределённостей Гейзенберга). 3) По широте действия законы бывают час