Возникновение марксистской философии

1. Исторические условия, теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма.

2. Сущность переворота, совершённого марксизмом в философии.

1. Исторические условия, теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма.

Марксизм сформировался во второй половине 40-х гг. 19 в. и включал в себя: марксистскую философию, марксистскую политэкономию и теорию научного социализма. Возникновение марксизма было подготовлено всем ходом развития общества, философии и науки. В этот период на арену классовой борьбы выходит новый класс – пролетариат. В период феодализма и буржуазия и пролетариат считались низшими сословиями. А привилегированными сословиями были дворянство и духовенство, только они имели право владеть землёй и крестьянами. На знамёнах буржуазной революции был лозунг: «Свобода, равенство, братство». Буржуазия и пролетариат верили в осуществление этих лозунгов. Но после побед буржуазных революций буржуазия выступила как не менее жестокий эксплуататор. Началась классовая борьба между пролетариатом и буржуазией. Среди первых выступлений пролетариата Энгельс назвал три наиболее крупных: 1) восстание силезских ткачей в Германии, 2) восстание лионских рабочих во Франции, 3) чартистское движение в Англии. Но эти восстания были во многом стихийны. Пролетариату была необходима научная теория, которая вооружила бы его. Такая теория, как следствие развития капитализма и выхода на арену пролетариата появилась во второй половине 19 в. – марксизм.

Маркс и Энгельс, создавая новую философия, использовали всё положительное, что было накоплено предшествующей философией и наукой. Прежде всего, они опирались на классическую немецкую философию (Гегеля и Фейербаха). Но если Гегель стоял на идеалистических позициях, то философия Маркса – материалистическая. Маркс и Энгельс освободили материализм 17-18 вв. и материализм Фейербаха от трёх его основных недостатков: метафизичности, механистичности, идеализма в объяснении общественной жизни.

Создавая своё учение, они опирались на теорию трудовой стоимости, в которой показали, что в основе всего лежит труд. Маркс и Энгельс создали теорию прибавочной стоимости, в которой показали, что капиталисты оплачивают лишь часть труда.

Маркс и Энгельс опирались на идеи социалистов-утопистов, критиковавших пороки капитализма. Опирались на достижения науки того времени. Особое значение имели: 1) открытие клетки, 2) эволюционная теория Дарвина, 3) закон сохранения и превращения энергии. Эти великие открытия нанесли удар по метафизическим взглядам на и способствовали развитию диалектических взглядов на природу. Эти открытия нанесли удар по идеализму и религии. Открытие клетки доказало единство растительного и животного мира. И растения и животные начали своё развитие с клетки. Эволюционная теория Дарвина показала, что растительный и животный мир развиваются, что также отрицали метафизики. Закон сохранения и превращения энергии доказал, что в природе происходят не только количественные изменения, но и коренные качественные. Ибо превращение одного вида энергии в другой вид является качественным изменением.

2. Сущность переворота, совершённого марксизмом в философии.

Маркс и Энгельс совершили переворот в философии. С появлением марксизма старой философии пришёл конец, той философии, которая претендовала на роль науки всех наук. Маркс и Энгельс показали, что философия не должна брать на себя задачи частных наук, что она имеет собственный предмет изучения – изучение наиболее общих законов природы, общества, мышления. Марксистская философия – это материалистическая философия, как в понимании природы (материя первична, сознание – вторично), так и в понимании общества (общественное бытие первично, общественное сознание – вторично).

Маркс и Энгельс создали научную социологию – материалистическое понимание истории, доказав, что определяющей основой и главной причиной развития истории является развитие материального производства, а главной движущей силой истории являются народные массы, трудящиеся, т.к. они – основная производительная сила общества. Ленин: «Хаос и произвол, которые царили во взглядах на историю и политику, сменились упорядоченной, стройной теорией, показавшей как из одного уклада общественной жизни и следовательно одних производительных сил вырастает новый, более передовой уклад».

Маркс и Энгельс впервые соединили теорию, философию с политикой, с классовой борьбой пролетариата за освобождение. Маркс: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Наши рекомендации